Псков и его святые. часть 2

Елена Соловьева 6
Довмонт , князь Псковский , происходил из рода князей Литовских и был Нашанским князем в­  ЛИТВЕ.
Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь».Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300; память 8 ноября ст. ст.) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею»(седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).
Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.
Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.
В 1640 г. великое народное движение на Восток — «встречь солнца» — завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической «албазинской обороной» (1685 — 1686).
…Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское  население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».
Несколько раз в 1684 — 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники — святые Всеволод и Довмонт. В 1265 г. Довмонт и 300 литовских семей , спасаясь от  гнева князя Воишелга  , прибыли в Псков.  Псковичи избрали Довмонта своим князем и не ошиблись в выборе.  Уже через несколько дней  после своего избрания  Довмонт , взяв с собой « три 90» дружины , повоевал Литву , захватил в  полон  жену князя  Герденя и , отослав ее с двумя  90  в Псков , с оставшимися у него 90  встречает  у переправы  через Двину  посланную  за ним погоню , состоявшую из 700 человек.  « Братья мужи псковичи , - с такими словами обращается князь к своим солдатам , - кто стар , тот отец , а кто  млад , то брат ! Слышал мужество ваше во всех странах , братья ! Предлежит нам живот или смерть . Братья  мужи  Псковичи  , потягнете  за Святую Троицу, и за ссятые церкви , и за свое отечество».  Слова Довмонта  воодушевили псковичей , и литовское войско было разбито .Особую славу  защитника Пскова  и  русской земли Довмонт   пробрел   борьбою с немцами и датчанами.  В 1268 году  новгородцы вместе  с  Довмонтом  начали готовиться  к походу против  датчан . Немцы  обещали  не помогать датчанам. Но когда русское ополчение  приблизилось  к Раковору  ( Везенбергу ) , то  увидело  многочисленные  немецкие полки , стоявшие  « как лес дремучий» . Побоище было страшное  , какого  не видели ни отцы , ни деды ; в особенности жестока была битва в центре , где  стояли новгородцы с псковичами.  Русские сломили  немцев  и гнали их 7 верст до  самого Раковора ; немцев пало  такое множество , что русская конница  не могла      пробраться по их трупам. В 1282 г. Довмонт женился на внучке  Александра Невского  Марии. Он воевал , управлял , строил .   В 1299 г. ливонские  рыцари вновь осадили  Псков.  Несмотря на преклонный возраст , Довмонт оделся в броню  , сел на ратного коня и вывел  свою дружину.  Сражение проходило на месте церкви святых первоверховных  апостолов Петра и Павла Сереткина  монастыря на Брезе-берегу то есть , (  район Овсищи)и окончилось  полным поражением  рыцарей .В летописи сказано, к Пскову подошли лифляндские рыцари  и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа , игумена  Снетогорского монастыря Иосафа и десять  монахов  того же монастыря , чернецов и черниц, убогих , малых детей, женщин. Князь Тимофей « с малою дружиною …ополчився  помощию Святыя Троицы» и 5 марта  « бысть сеча  зла,  яко же николи не  бывала у Пскова такова …овых  избиша и овых раниша , а  инии  метахуся  с берега в кроучу, …и устремишася на бегство  страхом грозы храборства  Довмонта и муж его псковичь».  Вскоре после этого  Довмонт  заболел и умер . Князя похоронили в усыпальнице  Троицкого собора. Какое- то время  в Пскове  была улица  Довмонтово ( по соседству  с ул. Первомайской  на Запсковье ) , но в 1958 г. она была упразднена . О легендарном князе  напоминает разве  что  « Довмонтов город» - неофициальное название  южной  части  псковского Кремля . Более 7 столетий  в память о Довмонте псковичи хранят его меч.  До наших дней дошло предание  о том , что воевода , опоясанный  мечом Довмонта , не будет побежден врагами.  Считается также , что  меч не должен покидать Псков , иначе город ждет беда.  Меч Довмонта  изображался  на псковских монетах  и печатях в 15 веке. Сейчас он хранится в Псковском  музее-заповеднике. Происхождение клинка относят ко второй половине  13 века. Он выкован в  австрийском городе Пассау на Дунае. Клинок с  гранью посередине постепенно суживается к концу. Рукоять меча обложена деревом  и обвита  серебрянной вызолоченной проволокой; она заканчивается  круглым серебрянным  позолоченным  навершием. Ножны меча  деревянные  с серебрянным наконечником. Вес меча около 2,5 кг.
         Св. благоверный  князь Всеволод , в крещении Гавриил, внук  Владимира Мономаха. Почти вся его жизнь прошла в Новгороде , где княжил отец. Здесь он провел детство , учился мудрому управлению , совершил первые походы.  Здесь княжил  в течение 20 лет.  За это время Всеволод- Гавриил   немало сделал для города. С его именем  связано строительство многих церквей , среди которых храм во имя  святог Иоанна Предтечи и собор во имя  великомученика Георгия в Юрьевом монастыре.  Князь даровал также льготные грамоты  Софийскому собору и некоторым другим храмам.   В 1132 г. ( по смерти великого князя Мстислава)  дядя Всеволода , киевский князь  Ярополк Владимирович  перевел его в Переяславль   Южный , считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха , опасаясь , что Ярополк сделает  племянника своим наследником , выступили против  Всеволода.  Избегая кровопролития ,  св.  князь  вернулся в Новгород. Но жители города приняли его с неудовольствием. Они считали , что князь  был « вскормлен» ими и не должен был уходить от них. Стремясь восстановить добрые отношения  , Всеволод в 1133 г. предпринял успешный поход на Юрьев.  Но в 1135 г.  новгородцы  против его воли  преприняли поход в Суздаль и Ростов и потерпели поражение , вину за которое возложили на Всеволода.  Созванное вече  решило пригласить  на княжение другого князя , а св. Всеволода осудило на изгнание. Полтора месяца  князя с семьей , как преступника , держали под стражей , а потом , « пустиша из города…». Всеволод ушел в Киев , где дядя Ярополк  дает ему в держание Вышгородскую волость близ Киева . Здесь  в 10 веке жила святая  великая княгиня Ольга. Она защитила своего  обиженного потомка .Всеволод Мстиславович был приглашен на княжение  в Псков в 1136 г.  таким образом св. Всеволод  стал первым Псковским князем , избранным  по воле самих псковичей. Здесь приняли его с великим торжеством. Народ во главе с духовенством вышел навстречу  князю с крестами , иконами и колокольным звоном. Всеобщая радость была неописуема. Умер 11 февраля (ст. ст.) 1138 г.  , в 46 лет. Весь город собрался  на похороны любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача.  Новгородцы , опомнившись , просили  изволения   взять  его святое тело и перенести в Новгород . Но не смогли  сдвинуть раку. Горько плакали новгородцы , раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха « на утверждение граду». И по их молитвам  отпал ноготь от руки  святого. Мощи были открыты в 1192 г. и перенесены из  церкви  св. Димитрия  Мироточивого    в Троицкий собор , где и покоятся в серебряной раке. Благодаря его небесному заступничеству  Псков многажды выстаивал в борьбе с врагом. Так при осаде  Стефаном Баторием в 1581 г., когда уже была разрушена крепостная стена , из Троицкого собора  с крестным ходом принесли на место сражения святые иконы и мощи  князя Всеволода , и поляки отступили.
         Есть дни , часы , минуты в жизни человека , ради которых он живет.  Таким днем в жизни блаженного  Николая Саллоса, псковского чудотворца, был день, когда царь Иоанн Грозный пришел в город Псков. Только что по подозрению в измене  им был  разгромлен  Великий Новгород .  Псковичи  знали  нрав  Иоанна , знали , что ничего хорошего ждать от царя не приходится. Все свои надежды  возложили  они на Единого Бога. Не спал и блаженный  Николай  в своей  тесной келейке  около Троицкого собора. Молился. Рано утром пошел к воеводе Токмакову и посоветовал  чтобы жители  города  вынесли из  домов столы, накрыли их, смотря по достатку, различными кушаниями и ждали войско. Становились бы на колени перед царем.  Шла первая неделя  Великого поста. Иоанн Грозный пришел , по выражению летописца,  « с великою яростию , как лев рыкая, хотя растерзати неповинные люди и пролить кровь  многу».  Хлеб и соль выносили псковичи, кланялись , становились на колени. Мало тронуло это окаменевшее сердце царя.
   Со всех церквей  слышался благовест. Игумен Печерского монастыря Корнилий с духовенством встречали царя на Торговой площади. Гневный царь вышел из кареты. Вдруг он  увидел ,как на палочке  скачет к нему юродивый и кричит : « Иванушко , Иванушко  покушает человеческого  мясца !» Царь приказал  схватить юродивого , но тот стал  исчез.  Царь вошел  в  собор Живоначальной  Троицы и слушал молебен.  Блаженный Николай  молился в своей  крохотной  келье около собора. Надо  сказать , что  к этому времени , в 1570г. ,молва о  Николае блаженном  разносилась  далеко по всей Руси. Слышал о блаженном и царь.  Он вошел , владыка полумира , в тесную  келью , нагнувшись под низкую потолочину ,  открыв маленькую дощатую дверь.  Провидя духом своим приход царя , блаженный  ждал его , пригласил  сесть.  « Прими , батюшка- царь , мое угощение» . И блаженный  положил  перед царем кусок сырого мяса. « Ты  что , я христианин , а сейчас  Великий пост»,- поразился царь.  « А как же ты тогда  пьешь кровь человеческую?»- спросил блаженный. Резко вскочил царь. Пнул слабую дверь  расшитым сапогом и вышел на соборную площадь.
-Снять главный колокол с собора! -   приказал царь. Но в ту же минуту рухнул на камни  площади и издох любимый царский конь. Царь невольно оглянулся , как будто кто велел ему.  Он оглянулся и встретился взглядом  с блаженным.
Не трогай нас , проходящий,- вымолвил Николай.
В ужасе покинул царь  неповинный Псков. Через 5 лет , 28 февраля 1576 г. , блаженный   Николай  скончался и был погребен  благодарными жителями спасенного им города под соборным храмом. Этой чести удостаивались  только князья и архипастыри. А еще через 5 лет началось  почитание  блаженного Николая  как чудотворца. Многое множество исцелений  по молитвам притекающих  к нему свершалось и свершается во все времена. День памяти   Николая Саллоса, псковского чудотворца – 28 февраля( 13 марта).
            Св. блгв. Князь Александр Невский , в схиме  Алексий. Умер на пути из Орды , не доезжая  до Владимира , в Городце , в Феодоровском монастыре 14 ноября ( ст. ст.). 1263 г. 23 ноября того же года  тело князя было погребено во Владимирском Рождественском монастыре. По указу Петра I  мощи  святого были перенесены  в С.- Петербург и 30 августа ( ст. ст.) 1724 г. поставлены в Александро- Невской  лавре.
        Многие поколения  псковичей слушали призывы своего вечевого колокола, звавшего на вече , на решение важных дел  псковской боярской республики.  В княжение  на Руси  московских князей Ивана и сына его , Василия Ивановича , когда Псков получил сильную опору, реже и реже  звонарь тревожил старика- вечевой колокол. В январскую стужу  1510 года  нежданно приехал дьяк великого князя и объявил на вече  волю Москвы : « Вече не быть, князю и посаднику не быти , а быти  по воле великого князя».   Зазвонил вечевой колокол  , собралось вече , прибежал  народ в Кремль , где многие столетия отцы , деды и прадеды собирались. Слушали псковитяне  слова посланца  Москвы , но ни единым словом не противоречили. Воля Москвы исстари была законом для вольного Пскова. Прощаясь с многовековым вечевым укладом , младые , мужи , старцы и жены роняли горючие слезы . Спустили с першей, с троицкой звонницы, вечевой колокол. Явился палач и лихим размахом молота отбил уши колоколу , чтобы не вздумали псковитяне водворить его на прежнее место.  Повезли опальный колокол в темницу  на снетогорское подворье церкви Ивана Богослова и посадили , как отступника , в яму. Вопли и слезы  женщин  провожали его , глашатая. На третий день повелел  дьяк  Московский  повалить колокол в сани , довезти  до Москвы, чтобы представить перед ясные очи великого князя.  Везли долго , долго , но на Валдае гонцы встретили опальный колокол и огласили указ:  не везти его в Москву , а на горах Валдайских разбить и прах развеять по полям . Прах колокола поглотила  мать- земля. Прошли многие годы , но вечевой колокол не забыт.  Народ говорит в легенде , что развеянный по горам Валдая прах колокола дал чудные всходы . Мелодичный перезвон  тысячи колокольчиков стали  слышать Валдайские дали.
   Сейчас собор покрыт четырехскатной кровлей.
   На  колокольне  в настоящее время  семь колоколов 1526,1534, 1544,1546, 1557 и 1581 годов  и конца 19- начала 20 веков. На всех колоколах имеются надписи.  На большом ( Печерском) колоколе 1557 года : « Божиею милостию  Пречистыя Его Богоматери честнаго  и славного Ея Успения и молитвами преподобных  отец Антонья и Феодосья  Печерских  и святых великомученик 40 иже в Севастии при державе царства  благовернаго и  Христолюбивого  Царя Великого Князя  Ивана Васильевича  всея Руси 7000 шездисят  5-го  июля в 20 день   на память  святаго пророка Илии слит бысть колокол  си во обитель  Успения  Пресвятыя Богородицы Богом  созданныя Печеры  повелением игумена  Корнилия яже о Христе з братиею а мастеры Михайловы дети Матфеи да Кузма. Слава Свершителю Богу аминь».

Монастырь Иоанна Предтечи

   Время основания монастыря Иоанна Предтечи – 1246 г.
 Святая благоверная княгиня Евпраксия , в миру Ефросинья , супруга Псковского князя  Ярослава Владимировича. Настоятельница основанного ею женского монастыря Иоанна Предтечи  в Пскове. Убита пасынком  8 мая 1243 г. в ливонском  г. Одемпе. Погребена в Иоанн- Предтеченском монастыре.
Святая благоверная княгиня Марфа Псковская ( схимонахиня ), в миру Мария , супруга  князя Довмонта , дочь великого князя Дмитрия Александровича .  Погребена в Псковском  Иоанно- Предтеченском  монастыре. Память - 8 ноября (ст. ст.).

Рождества Богородицы Снетогорский  монастырь

Впервые  обитель упоминается в 1299 году , основанная , по преданию , псковским князем Довмонтом-Тимофеем.здесь подвизались основатели  Крыпецкого и Елиазаровского монастырей преп. Савва и Евфросин. В 1804 году  обитель была упразднена и стала местом  духовных подвигов Евгения Болховитинова  архиепископа псковского, позднее митрополита Киевского. В 1920-е годы монастырь был разорен , а в 1993 году  возвращен Псковской епархии. В 2005 году в монастыре проживало  более 60 сестер , а с  трудниками  и церковным клиром около 100 человек. Руководство монастыря  осуществляет игуменья Людмила, а духовное окормление находится в ведении духовника обители архимандрита Гермогена. Все ведущие направления деятельности  распределены по послушаниям, за которые отвечают  благословленные на  это сестры. Послушания разные: клирос, просфорная,  пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и т. д. Память  преподобномученика  Иоасафа Снетогорского- 17 марта.
Иоасаф Снетогорский  , игумен Рождественского монастыря  убит  ливонцами при нашествии  на Псков 4 марта 1299 г ( ст. ст.). вместе 17 монахами  обители .Мощи покоятся в монастыре в особом ковчеге.

Спасо- Преображенский Мирожский монастырь
Обитель  основана в 1156 году епископом Новгородским Нифонтом. Монастырь  устроен  был  на окраине города ,  в Завеличьи , то есть за рекой Великою, при впадении в нее с левой стороны  речки Мирожки. В 1922 году упразднена, а в 1994 передана  Православной Церкви . В  обители   возобновилась   монашеская жизнь , а также регулярное богослужение , 15 августа 1997 года организована  иконописная школа. В 2005 году братия монастыря  состояла из настоятеля  иеромонаха Марка и 10 человек. Иконописцы из числа братии монастыря исполняют заказы  по написанию и реставрации икон, каждый день совершенствуя свое мастерство , возрождая  древние секреты иконописи и передавая навыки всем желающим посвятить этому высокохудожественному творчеству.
Монастырь также знаменит полностью сохранившимися уникальными фресками 12 века.
Главная святыня монастыря- икона Божией Матери  « Оранта», именуемая Мирожская. Она была прославлена в 1567 году, в царствование Иоанна Грозного. Во время  свирепствовавшего в Пскове  морового поветрия  явила чудеса исцелений.  День празднования  иконы Божией Матери  « Мирожская» -  7 октября.
Преподобный Авраамий  Мирожский , первый  игумен и основатель Спасо- Мирожского монастыря , созданного по инициативе  Нифонта , еп. Новгородского. Скончался в 1158 г. по преданию , мощи почивают под спудом в монастыре.

Спасо-Елиазаровский  монастырь , Псковский р-н , д.Елизарово

Бывшая   мужская обитель, давшая Пскову  преп. Евфросина и Серапиона  Елиазаровских, ныне  воссоздается как женская .  В  16 веке старец  Елиазарова монастыря Филофей формулирует  церковно-политическую идею Москвы Третьего Рима .В истории монастырь также прославился старцем схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым)  ,ныне местночтимым Казанским святом, привлекавшим к  себе богомольцев. С 1908 по 1915 годы  жизни в монастыре , среди других   паломников , ищущих слова наставления и исцеления духовных и телесных недугов, была его духовная дочь, Великая княгиня Елизавета Федоровна. Сестра императрицы , основательница Марфо-Мариинской обители в Москве , она  тоже прославлена в лике святых. Святые , прославившие обитель- преп. Евфросин  Псковский  ( память- 28 мая )  и  Серапион  Псковский ( память - 28 мая ).
           Евфросин Псковский , постриженник Снетогорского Монастыря , в миру  Елеазар. Родом из крестьян деревни Виделебье.когда родители стали склонять его  к браку, он скрылся от них  в Святогорский монастырь  и там постригся под именем Евфросина.  Несколько времени  провел  здесь юный подвижник в трудах иноческих , и, влекомый  жаждою  уединения , он удалился   с благословения  настоятеля в непроходимое пустынное место , в 25 верстах от Пскова  , на берег реки Толвы  близ Псковского озера (1425 г.).  Здесь было ему видение  трех вселенских учителей , указавших место для сооружения храма  во имя  их, и вскоре пришел  к  нему на жительство некий праведный инок , по имени Серапион. Когда же  начали собираться  к Евфросину подвижники , ищущие  уединения , тогда он построил на указанном месте церковь во имя  трех Святителей и келии для братии ( 1477 г.), но начальства на себя не принял , а управление  поручил ученику своему Игнатию.  Рукоположенный  владыкою новгородским Иоанном Игнатий  сделался первым игуменом  Елеазаровой пустыни  и духовником ее основателя. Не изменяя подвижнического образа жизни , достиг преподобный  Евфросин   до маститой старости  и кончил в мире дни свои  в 95 лет 15 мая 1481 г.(по ст . ст.) , погребен в основанной им церкви  . Канонизирован  на соборе русской православной церкви в 1547 г.  Евфросин  написал для обители устав  общежительный в  25 главах.
 После присоединения к последнему  Спасо- Великопустынской обители в 1764 г. монастырь стал называться Спасо- Елиазаровским.
         Преподобный Игнатий , ученик  прп. Евфросина , игумен Спасо- Елиазаровского  монастыря  ( 15 век).
            Икона  Спаса Вседержителя середины 14 века один из единичных сохранившихся памятников  псковской иконописи. Поясная икона  Спасителя с закрытым Евангелием изображена на красном фоне , обрамленном белыми полями.  Живопись лика и одежд сильно пострадала , но сохранившегося достаточно , чтобы понять , что псковский художник не копировал  какой- либо образец , а свободно  решал тему  со стороны чисто художественной. Икона, видимо , издревле  производила сильное впечатление и поэтому  почиталась. В 16 в. она слегка стесана по краям и для выравнивания  поверхности  дополнена новою широкою рамой, давшей возможность наложить на поля  нарядный чеканный  оклад из золоченого серебра с дробницами, украшенными  рисунками превосходной гравировки.  На дробнице левого верхнего угла  изображена  « Троица» псковского перевода , т. е.  с тремя ангелами , посаженными в одну линию. Живопись иконы была поновлена   и закрыта богатым , по псковскому обычаю , сквозным финифтяным орнаментом, положенным на сплошную металлическую пластину. Согласно устному преданию , образ явился в ноябре 1352 г. после пожара ниже места сгоревшего храма « на дубу на берегу озерка». Пень от  этого дуба позже был замурован в свод церкви, построенной на месте чуда. В течение нескольких веков икона пребывала в Великопустынском  Спасо- Преображенском мужском монастыре ( расположенном недалеко от Пскова и сейчас находящемуся в  руинах) и именовалась образом Спасителя из Великих Пустынь. Время возникновения монастыря в Великой Пустыни неизвестно. Но ,видимо, он существовал уже в 14 в.  после упразднения обители образ был передан в Спасо- Елеазаровский монастырь.
19 августа 2010 г. в праздник Преображения  Господня  Святейший Патриарх Кирилл   торжественно передал икону  « Спаса Вседержителя» из собрания  Псковского музея- заповедника в Спасо- Елеазаровский монастырь.

Иоанно- Богословский Крыпецкий  монастырь

Обитель , основанная в 1455 году, явила Псковщине преп. Нила Столобенского , Никандра  пустынножителя и  Корнилия Крыпецкого. Практически уничтоженная  обитель   в годы  лихолетья, возрождена и сияет. При монастыре имеется сятой источник, в храме покоятся мощи преп. Саввы (  память- 10 сентября ) и Корнилия Крыпецких ( память –10 января , 22 июля ) . В связи  с географической  удаленностью  и труднодоступностью эта обитель по праву считается пустынью. На 2005 год братии около 25 человек , с трудниками около 70 человек.
             Блаженный Савва Крыпецкий  сперва подвизался  на Снятной горе  в Богородичной обители , близ Пскова. Потом жил несколько времени  на Толве  у преподобного Евфросина. Наконец удалился  он на совершенное безмолвие   за 15 верст от Толвы, в пустынь Крыпецкую, бывшую тогда почти непроходимою. Пищею отшельника  были хлеб и вода , и то в меру, а в среду и  пяток  не вкушал он ничего ; вместе с тем сам возделывал землю и питался своими трудами. В жизни отшельнической много  терпел он нападений  от духов нечистых, но побеждал  их молитвою. Спустя несколько лет стали собираться  к нему ревнители  пустынной жизни ; они упросили его  учредить обитель. Был построен храм во имя  ап. Иоанна  Богослова ; но игуменства он  не принял , а поручил  управлять ею  Кассиану. По высокой жизни  основателя обитель скоро получила известность. Управляющий Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский особенно часто посещал обитель и благотворил ей. Раз близился он к  обители  вместе с больною  супругою. Савва послал сказать ему : « Старец, грешный Савва , говорит тебе , князе, не вступай  в обитель с княгинею ; у нас  здесь такое правило- жены не должны вступать в обитель ;  если преступишь отеческую заповедь , княгиня  твоя не  получит от Бога исцеления в  своей болезни». Добрый князь просил прощения у старца, что по незнанию хотел нарушить устав. Савва  вышел за ворота  обители , там совершен был молебен братиею, после  молебна княгиня  у ног  преподобного  просила молитв его. Осеняя ее крестным знамением , он сказал : « Во имя  Отца и Сына  и Святого Духа , молитвами преподобного  святого Иоанна Богослова буде здрава и к тому не согрешай». И княгиня исцелела. Благодарный князь приказал  построить мост  через мхи и болота к обители Саввы  на 1400 саженях длины , и этот мост поныне  называется Ярославовым. По убеждению доброго князя  Псков выдал  в 1487 г. грамоту на землю для обители.и тогда , когда в обители  Саввы  собралось довольно братий и довольно средств , в келье Саввы не было ничего , кроме двух икон  , мантии и рогожки, на которую он ложился для отдыха. Той же нищете  обучал он и братию.В обители введено им строгое общежитие , так что собственности ни у кого  не было никакой. « Возлюбим , дети, благого   Господа,не звуками  только и одеждою будем показывать  любовь нашу  к Нему , а  делами: любовию друг к другу, слезами , постом, всяким воздержанием, как  совершали древние отцы». Преподобный Савва  своею жизнью и наставлениями  воспитал в обители  своей строгое подвижничество.
          Блаженный Корнилий Крыпецкий  , монах, родился в деревне  Великое Село  около Пскова  , мирское имя- Лука.    Пророчествовал бедствия России  и разорение обители. Умер 10 января  ( 28 декабря 1903 г (ст. стиль).  и был похоронен  на монастырском кладбище. Еще при жизни  отец Корнилий пользовался большим  почитанием народа за святость жизни , дар чудотворения и прозорливости. Имя старца Корнилия  стало известно  многим и вне пределов Псковского края в связи с его  примечательным  « завещанием – пророчеством о своем погребении  « головой на север»   , и что это будет  на бедствие  России и до тех пор , пока не  переложат его тело , на  Руси будут горе и скорбь … Несколько раз  пытались переложить   тело отца Корнилия , но все время складывались  такие обстоятельства , что эти попытки оставались безуспешными.  Только в июле 1997  г. были обретены  останки  блаженного монаха Корнилия  , и до января 2000 г. они находились в  монастырском храме.  Прославлен  как местночтимый преподобный   святой  псковской епархии    10 января 2000 г.    Память  преподобного Корнилия  - 10 января , день преставления святого  и 9 июля  - день обретения честных мощей .

Свято- Благовещенская Никандрова пустынь , Порховский район , Дубровская волость , п/о Загоска, д. Любовец

История  Никандровой пустыни полна интереснейших событий . псковские жители почитают память преп.  Пустынножителя Никандра ( память- 7 октября )   , прославленного аскетическими подвигами , основателя некогда знаменитой Никандровой пустыни.  Возникнув  накануне Смутного времени в 1581 году и дожив до установления в России большевистского режима , монастырь испытал  на себе  как милость  царственных  государей и крупных вельмож, так и тяжелые удары судьбы. Эта обитель особо долго проходила путь восстановления, ныне передана . на территории обители находятся 5 целебных и святых источников, один из них родоновый , а другой сероводородный. Наместник игумен Спиридон  и братия  приглашают вас в паломничество , побывать  на святом месте , искупаться в святых  источниках и потрудиться во святой обители.

Свято-Успенский  Святогорский монастырь , п. Пушкинские Горы
Свято-Успенский  Святогорский монастырь  находится в 120 км  от Пскова. Он расположен на высокой   Святой горе, которая  раньше называлась Синичьей.  Обитель основана в 1569 г. Поводом к основанию послужили дивные знамения от икон  Божией матери Умиление и Одигитрия , явившиеся юродивому пастушку  , св. блаж. Тимофею.  В полутора километрах  от монастыря  на берегу реки Луговки находится часовня, где молился  св. отрок Тимофей , когда ему явилась икона Божией Матери Умиление (1563 г.).Престол алтаря   главного Успенского собора установлен на пне  той самой сосны, на которой  явился образ Одигитрия (1569 г.). В  монастыре  хранятся около 60 частиц  мощей  святых угодников Божиих.
Монастырь  стал поистине местом духовного перерождения и укрепления знаменитого  поэта А. С. Пушкина. Внутри  монастыря, у восточной  стены алтаря Успенского собора , находится могила поэта под белым мраморным памятником. Рядом с ним  расположена родовая  усыпальница  рода Ганнибалов- Пушкиных. В 1993г. обитель получила  чуткого и заботливого хозяина и попечителя.  Сейчас  монастырь живет молитвою и трудами. В монастыре трудится ( 2005 г.)  около 25 человек братии  и послушников.
Они несут нелегкие послушания на  с/ х ферме и строительстве. Существует в обители и общедоступная  библиотека для прихожан , работает  Воскресная школа для детей и взрослых. Чудотворные иконы –   Божией  Матери  «Одигитрия»  и « Умиление».

Выбуты
В 16 км  от  Пскова на юг , вверх по реке Великой, находится погост Выбуты ( в старину  весь Выбучская , или село Выбутино ) – родина  св. княгини Ольги. Несколько ниже Выбут  на реке Великой  есть остров, разделяющий ее на два  рукава. Один из них , мелкий , с каменистым дном, называется доныне Ольгиными слудами , другой рукав , более глубокий , зовется Ольгиными воротами.  В Волжинце  бьет  « Ольгин  ключ»  с чудесной водой, которая почитается как целебная. Недалеко от погоста Выбуты  - деревня Будник, по преданию , родился внук княгини Ольги  святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси. Чудесны красоты Выбутской веси ; пороги , перекаты, холмы и долины и возвышающийся среди этой первозданной красоты храм прор. Илии 16 века. 
Изборск
 Старый Изборск – древняя приграничная русская земля, главный форпост в системе Псковской пограничной обороны. На  страницах летописей Избрск появляется как один из самых ранних древнерусских городов. 862 год- время первого  упоминания Изборска , когда  были призваны на Русь трое варяжских князей: Рюрик, Синеус и Трувор , «который  седе» в Изборске.  Первоначально Изборск был поставлен на высоком мысу  Городищенского озера. Это место не только  выгодно с точки зрения обороны, но и удивительно красиво: с высокого холма открывается простор полей, лесов, ширь озера.
Здесь же , на берегу  Городищенского озера , бьют Славянские ключи- водопады целебной ледяной воды. Это одна из святынь  Изборска- источник Двенадцати апостолов, имеющий силу исцелять болезни.
В  1330 году Изборск был перенесен  на новое место, где на Журавьей горе посадник Шелога поставил каменную крепость.  Там же был воздвигнут и Никольский  собор. И святой Николай  чудотворец стал небесным покровителем Старого Изборска.  За « дом  святого Николы» изборяне  ходили в бой, там отпевали погибших. Главная  святыня Никольского собора- чудотворная  икона Корсунской  Божией Матери. До нас  дошел чудотворный список с этой иконы.
К юго- востоку от крепости расположена церковь Рождества Богородицы, ранее принадлежавшая небольшому  девичему Рождественскому монастырю, который впервые   упоминается в псковских писцовых книгах в 16 в. Основателем монастыря был преподобный Серапион Изборский (  память-24 
 июня ). В 18 веке по приказу Екатерины  II монастырь был упразднен. Церковь стала приходской. До настоящего момента сохранились древние иконы. В 2000 году началось обильное мироточение и обновление икон храма. С 1997 года, возрождая традиции духовного просвещения, при храме начал действовать  православный лагерь, в который  приезжают дети из разных городов России. Для многих из них именно здесь происходит первая встреча с Богом. Духовно оберегает и окормляет  ребят священник Алексий Вовченко.

Свято- Успенский Псково- Печерский монастырь (г. Печоры, ул. Международная , 5)

Обитель, основанная  в 14 веке священноиноком  Марком, расположенная на исконно  русской земле в 53 км от г. Пскова на самой границе  с Эстонией. Название свое обитель получила от пещер  « Богом данных». В 16 веке  трудами св. игумена Корнилия  воздвигнуты  монастырские стены и башни.  Милостию Божией  монастырь никогда не закрывался. Сейчас  в монастыре  10 храмов . Традиции старческого окормления продолжает архимандрит  Адриан ( Кирсанов). Возглавяют обитель настоятель Высокопреосвященнейший Евсевий митрополит  Псковский и Великолукский и наместник  архимандрит Тихон. В обители проживают и трудятся около 100 насельников. Братия окормляет многочисленную паству , трудится на различных послушаниях:  клирос, просфорная , кухня ,пчельник , иконописная мастерская  и монастырские поля .обитель ведет широкую катехизацию : ежемесячные  педагогические сборы , многочисленные воскресные школы, беседы с паломниками , обширная издательская деятельность , духовные встречи с представителями  различных организаций  и воинских частей. Широко известна  икона Успения Пресвятой Богородицы , принесенная  двумя псковскими людьми Василием и Феодором. С 1523 года икона стала прославляться многими чудесами исцелений. На престольный праздник обители  ее несут во главе крестного хода , на который  собирается огромное число паломников  со всей России  (28 августа ).Праздник Успения начинается с Малой  вечери, с самого первого акафиста, который был составлен в похвалу  Пресвятой Богородицы « Радуйся Невесто неневестная». Затем торжественная всенощная , а 28 августа  праздничная  Литургия , которая завершается  крестным ходом вокруг обители . в нем участвуют многие тысячи людей разного состояния духовного , разного общественного положения , но всем сердцем чувствуют благословение , которое ниспосылает Господь по молитвам Пресвятой Богородицы. Самым , может быть , трогательным  моментом праздника  является чин погребения  Пресвятой Богородицы , который совершается  29 августа , вечером , по Иерусалимскому уставу. Божия Матерь является  самым святым  человеком от всего человечества , потому что  послужила Тайне воплощения Сына Божия во плоти. Чудотворный образ  Божией Матери Успение хранится       в обители , по сообщениям из летописей мы видим  большое количество чудес исцеления, помощи , связанной с заболеваниями глаз , и по сей день им  совершаются   чудеса.
 Икона   Божией матери  « Умиление»  (день празднования – 6 июля , 8 сентября , 20 октября )написана неким иеромонахом Арсением Хитрошем с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель  она принесена в игуменство прп. Корнилия. В 1581 г. по повелению самой Богоматери икона была выставлена  против врагов на крепостной стене города Пскова , у пролома  , и ознаменовала себя особым чудом. Пушечное ядро , пущенное неприятелем  на то самое место , где  стояла икона , и так тихо , что не  повредило никого из стоявших  там на стене и не разорвалось , и « паде» , по замечанию летописца , « яко повинное» , что удивило многих. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и  каменьями- алмазами , изумрудами, яхонтами , аметистами – в память  чудесного избавления города Пскова от осады  войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. В Михайловском соборе в особом ковчеге хранится десница св. мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. Во  время разорения Царскосельского дворца одна благочестивая чета сумела выкупить и сохранить  святыню для благоговейного почитания.  Преподобная Васса Псково- Печерская , в миру Василиса, супруга священника Иоанна ( в монашестве Ионы), основателя Псково- Печерского монастыря. Монашеский постриг приняла перед смертью . последовавшей после  тяжелого недуга около 1473 г. Погребена в монастырских пещерах.
Преподобный Иона Псково- Печерский , до пострижения священник Иоанн из Юрьева Ливонского . основатель  Псково- Печерского монастыря.  Созданная им пещерная Успенская церковь  была освящена в 1473 г. умер около  1480 г. и был похоронен в монастырских пещерах. В 1648 г. мощи были переложены в новую гробницу.
           Преподобный Марк  пустынножитель, первый старец  Псково- Печерского монастыря ( 15 век ) . останки старца обнаружены священноиноком Ионой. Аписан в древний синодик  с именем Марк одним из первых игуменов обители. Мощи покоятся в гробу  при  входе в монастырские пещеры.
          Преподобномученик  Корнилий  Псково- Печерский, игумен  Псково- Печерского монастыря с 1529 г. строитель и летописец. В игуменство Корнилия произошло возвышение монастыря, сооружена каменная  Печорская  крепость. Казнен Иваном Грозным 20 февраля ( ст.ст.) 1570 г. Рака с   гробом прмч. Корнилия поставлена у стены  в Успенском храме обители.
          Преподобномученик  Вассиан ( Муромцев ) , ученик игумена  Корнилия  Псково- Печерского , летописей . казнен    вместе  с игуменом  Корнилием  Иваном Грозным 20 февраля ( ст.ст.) 1570 г.. погребен в монастырских пещерах.
          Прп. Лазарь прозорливый , иеросхимонах  Псково- Печерского монастыря. Умер 27 мая ( ст. ст.) 1824 г. мощи покоятся у входа в пещеры ( Ближние пещеры ).
          Сщмч. Исидор пресвитер и с ним  72 в Юрьеве  Ливонском пострадавших 8 января (ст. ст.) 1472 г.  был священником в церкви Святого Николая . вместе с прихожанами был спущен ливонцами под лед за отказ  принять латинскую веру.
п. Малы
От Труворова городища идти до Малов менее 3 километров. Дорога непростая , со спусками и подъемами ,
 ручьями и болотами , но только так  ощутишь великолепие здешних просторов и высоту неба над бездонным , чистейшим воды Мальским озером. На дне долины , прижимаясь к озеру , затаился древний Мальский монастырь . О  существовании  удивительного  Мальского монастыря , спрятанного  у Мальского  озера  в лесных  зарослях , мало кто знал. Мощи преп. Онуфрия почивают  до времени  под спудом под развалинами монастыря. Год основания  монастыря в точности неизвестен  , но в некоторых  источниках указывается 1471 год.  Небольшая обитель на берегу Мальского озера  процветала до 1581 года. В монастыре было две церкви.  Главная Спасорождественская церковь построена  во второй половине 16 века. Как и другие псковские церкви , она небольшая , простой формы , но пять глав , которые ее венчают , указывают на то , что внешний облик храма  повлияла и московская школа архитектуры. Другая каменная постройка монастыря-  трапезная церковь. К ней примыкает  трапезная палата , которая в свою очередь  с западной стороны соединялась с звонницей. Здание имело 3 этажа и служило для братии и храмом , и жильем и  трапезной.  Монастырь был окружен  бревенчатой оградой  и , кроме названных сооружений  , имел игуменский дом , три житницы , сенной амбар , сторожку у ворот.  Здесь же был коровий двор  с тремя коровниками . а рядом  молочная , за монастырем , на берегу озера , были монастырский сад и огород. Количество монахов  в Мальском монастыре никогда не превышало 15 человек. Колокольня Мальского монастыря – одно из  из лучших созданий псковского  церковного  зодчества. Ранее она была  не колокольня . а звонница. Она имела  односкатную кровлю и плоскую южную стену , вверху  которой  было 4  арочных проема для колоколов , и соответствовала  псковским строительным традициям. В 1902 г. она была перестроена , потому что  нужно было укрепить ее верх, но и в этом  исполнении  звонница- колокольня  смотрится чудесно и с  любой точки обзора  воспринимается центральной постройкой.  Военные невзгоды  прошлого не миновали  затерянный среди лесов и холмов монастырь. В 1581 г. венгерские отряды польского короля Стефана Батория  , возвращаясь  к Пскову  после неудачного  штурма  крепости  Псково- Печерского монастыря , подошли к Малам. Отстоять  обитель монахи не смогли. Монастырь был разрушен , а все насельники  убиты. Долгое время  мальский монастырь  лежал в развалинах , и не слышно  было звона его колоколов.  Только в  1675 г. появляются записи о его  возобновлении , о чем свидетельствует запись на одном из колоколов Мальской звонницы эта запись гласит , что колокол был слит в 7183 ( 1675 ) г. в Онуфриеву пустынь при  строителе старце Лаврентии ,  помощью его и  других вкладчиков. В  1710 г.  монастырь  вновь разорен шведами , но по приказу  императрицы Анны Иоанновны при епископе  псковском  Рафаиле ( Зборовском)  возобновлен в 1730 г. Тогда восстановили  его главный храм и колокольню. А  руины  братского корпуса с трапезной и церковью  так и дожидаются со времен Батория продолжения их долгой жизни.  В 1764 г. в царствование   Екатерины  II монастырь был упразднен  , а при
Спасорождественском храме открыт приход. Тогда и стали  называть Малы погостом.  Мальский погост был приписан к  Псково- Печерскому монастырю.  Кроме празднования памяти прп. Онуфрия , которая совершается  25  июня , существует в Малах и местный заветный праздник , именуемый «Мальским воскресением» - первое  воскресение после Петрова дня ( свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла). В глубокой древности в этот день  выпал обильный снег , от которого могли погибнуть   все посевы и  растения , но  по молитвам прп. Онуфрия снег быстро растаял , не причинив никакого вреда , и в этот год урожай был  большее прежнего. С тех пор положили ежегодное празднование в память об этом чуде. На кладбище  Мальского погоста похоронен  местный праведник – болящий Матфей , более 40 лет лежавший  на одре без движения и удостоенный  от Господа дара прозорливости . много людей приходило и приезжало к праведнику за советом и утешением.  На пожертвования ,  приносимые Матфеюшке  почитателями , был построен    придел  Онуфрия Мальского.Из- под алтаря церкви  бьет ключ  - источник Онуфрия Мальского  , почитающегося  среди православного народа как исцеляющий от многих недугов и болезней. Настоятель храма – протоиерей Василий Шведик ( с 1985 г. ).

Камно
Название  погоста проходит  от слова « камень» , ибо по этой местности  много лет назад прошел  большой Валдайский  ледник. В связи с этим  образовалась  река Каменка, у истоков которой выстроено в древние времена  городище. Период расцвета   городища  приходится на 8-10 век. В те времена жизнь здесь буквально била ключом.  Первые упоминания о Камно в летописи связаны с сражением в 1239 г., когда псковичи  крепко « избили Литву на Камне». Много битв  произошло в этих местах. Поселенцы городища  твердо защищали  псковские окрестности , всегда молитвенно уповая на помощь Божию.  В 15 веке здесь был построен храм в честь  воина- победителя  св. Георгия Победоносца . Почитаемые иконы храма это
 « Старорусская» , « Знамение». Храм известен тем , что в 90-х годах настоятелем храма был протоиерей  Валентин Мордасов. Его удивительный пастырский талант  притягивал  к себе многих людей.  Сейчас в книжной лавке можно найти  его книги, словно маленькие рецепты ко спасению души. В ограге у храма бьет Святой источник , и сегодня на этом месте установлена купальня. Отец Валентин освящал его по чину Иорданской купели. Со всей России и зарубежья  сюда едут  люди за исцелением . Могила  отца Валентина находится за алтарем храма.

Спасо- Казанский Симанский монастырь( г. Остров, ул. м. Пионерская , д.32)

Зарождение монастыря началось  в 19 веке с создания Казанской женской общины. Ее основателем  был брат  деда Патриарха Московского и Всея Руси  Алексея I священник  Павел Владимирович  Симанский , пожертвовавший для  общины  земли, храм  Спасо-Нерукотворного  образа и первоначальные средства. Монастырь  был известен  обществом трезвости , гомеопатической  лечебницей. Эта  святая обитель ,  полностью разрушенная  в годы лихолетья, ныне чудным образом  и напряженными усилиями нашего Владыки  была выхлопочена у советской власти и передана Церкви, и сегодня на наших глазах  восстанавливается м. Маркеллой. В 2005 году в обители  подвизалось 12 сестер, из них  3 монахини и  1 инокиня , 3-е трудников. Подсобное хозяйство  монастыря немалое: 1 га земли с садом и огородом, куры , 2 коровы.

Свято-Троицкий  Творожковский  монастырь (Псковская обл., Стругокрасненский р-н, д Быстреево )
 Эта святая обитель  17 века находится  в 110 км от Пскова, у г. Плюссы, в годы лихолетья она была полностью  уничтожена и на сегодняшний день она также , как и Симанский монастырь, является  восстанавливающейся , в 2004 году  передана Православной Церкви. На 2005 г. в монастыре  около 10 сестер и 2 инокини вместе с настоятельницей  монахиней Варварой. В обители выстроен  новый деревянный храм  в честь  иконы Божией Матери  « Всех Скорбящих Радость» , а также  восстановлен  старинный храм  Святой Живоначальной Троицы. Восстановлению  монастыря помогают командования местных воинских частей.

Свято –Введенский  женский монастырь (Островский р-н , д. Владимирец )

Свято –Введенский  женский монастырь  расположен в ста километрах  от Пскова, в Островском районе, на живописных  холмах  Судомской возвышенности . С незапамятных времен  во Владимирце  существовал  упоминаемый  в Писцовых книгах  16 века  Рождественский монастырь. Ныне существующий  каменный храм  святителя Николая  , вокруг  которого  и обосновался  современный монастырь , был построен в 1790 году. В  сложные времена  поругания святынь  храм был полностью разорен. Сейчас жизнь  в обители  постепенно  возрождается.  В 2005 году в монастыре было около 20 насельниц . Монастырь имеет значительное хозяйство , молочное стадо , имеется парк  автомобильной и  сельскохозяйственной техники, достраивался  странноприимный дом , швейная мастерская , корпус для  летнего православного  детского лагеря. Свято –Введенский  женский монастырь   осуществляет благотворительную   и миссионерскую деятельность.   Игумент Нифонт  и сестры  монастыря часто посещают Воронцовский  детский дом.

п. Озера ( Гдовский р-н )
В Гдовском районе , среди дремучих  лесов  и непроходимых  болот,  есть еще  одно псковское  святое место, мало кому известное , но прекрасное  и благодатное  своей  первозданностью  - пустынный остров  на реке Желче. По преданию , в  1470 году  здесь   преподобным Илларионом  был основан  Покровский  Княже- Озерский  монастырь. Сам преподобный , подобно Павлу Обнорскому  и Иоанну Рыльскому , долгое время подвизался  в дупле дуба, который  сохранился до наших дней .Сейчас остатки  дуба находятся в часовне. Монастырь настолько притягивал к себе людей , что с веками на берегу образовалось крестьянское поселение, сегодня это деревня. Умер 28 марта 1476 ( ст. стиль) г., мощи покоятся  под спудом в церкви Покрова  упраздненного монастыря.  День памяти преп. Иллариона Гдовского – 3 ноября.
 Острова ( можно доехать до  Большой Толбы автобусом  и переправляться на лодке)
        « Есть в озере Псковском  три острова чудных…»- так пишут старинные книги о Талабском архипелаге. Самый крупный – о. Верхний ( Белов), средний – Талабск ( Залита) и малютка – Талабенец( или , как местные  ласково называют , Талабчонок). Когда- то  эти места  были заселены  беглыми каторжниками  и разбойниками, но  пришел однажды  на  остров  Верхний  монах Досифей. Добродетель, кротость  и смирение  были украшением  сердца его . В  1470 году  на о. Белов он основывает монастырь в честь Первоверховных Апостолов.  Умер 8 октября (ст.ст.) 1482 г,  мощи покоятся под спудом в церкви упраздненного в 1764 г. монастыря. .Много претерпела святая обитель и в безбожные годы  , все сгорело , остался лишь храм  Петра и Павла.  Уже с 2000 года  как попечением Владыки митрополита   Евсевия  храм получает второе рождение. Настоятелем храма  является  священник Сергий Демидов. Память преп. Досифея  Верхнеостровского Псковского – 21 октября.
         Второй остров уже известен  миру более  как о. Залита , благодаря  святой жизни  старца протоиерея  Николая Гурьянова , жившего на этом острове  более 50 лет  и служившего в храме  святителя Николая .
 Главная святыня островитян , находящаяся  в этом храме ,- Смоленская икона Божией Матери.

Другие святые  земли Псковской :

Свт Василий Калика , архиепископ Новгородский. Умер 3 июля  1352 г. В Михайловском монастыре ( д. Уза , Порховского р-на) , куда приехал  по просьбе  псковичей  усмирять жестокий мор( чуму).
Св. равноапостольный  великий князь Владимир  Святославович , в крещении  Василий , креститель Руси. Родился  и провел детские годы   в д. Будник ( Ядровская  вол., , Псковского р-на.). Умер 15 июля 1015 г.( ст. ст.).
Прп. Дорофей  прозорливый  , старец  Покровского  монастыря( от Пролома), которому  было видение  Богородицы  во время осады  Пскова Стефаном Баторием в 1581 г.
Прп. Иаков Омучский. Около 1395 г. на речке Омуге ( деревня Николаево, Стругокрасненский район)преподобные Феофил и Иаков основали обитель во имя Успения Божией Матери. Умер  около 1412 г. Память празднуется  одновременно  с прп. Феофилом 21 октября( 3 ноября).Память прп. Феофила 29 декабря ( 11 января).Не случайно обитель до революции сохраняла название Феофилова Пустынь. В 1764 г. монастырь был упразднен, а деревянный Успенский храм стал приходской церковью. Однажды через Феофилову Пустынь проезжал император Александр I. Простудный недуг поразил его ноги. Государь коленопреклоненно молился у раки преподобного Феофила и получил исцеление. В 1824 г. на средства Александра I в благодарность за исцеление был возведен новый каменный Успенский храм с приделами преподобного Феофила и святого Александра Невского. В предреволюционные годы село Феофилова Пустынь стала местом благотворительных учреждений. Здесь был земский врачебный приемный покой, сельская община сестер милосердия и дача для воспитанников-сирот Санкт-Петербургского духовного училища. деревне Николаеве Стругокрасненского  района). Сейчас там поставлена часовня ( по данным из  интернета).
Прмч. Вассиан (Муромцев), ученик игумена Корнилия Псково-Печерского, летописец. Казнен Иваном Грозным вместе с игуменом Корнилием 20 февраля 1570 г. Погребен в монастырских пещерах.
 

Прп. Игнатий , ученик прп. Евфросина , игумен Спасо-Елеазаровского монастыря ( 15 в.)
Прп. Иоаким  Опочский, основатель  Опочского монастыря  на реке Шелони ( деревня Опока Порховского р-на). Жил в 16 в. Память празднуется 9 сентября.( по ст. ст.)
Прп. Иоаким Псковский , основатель мужского Ильинского монастыря  ( « Ильи Мокрого») в Пскове на Запсковье. Жил в конце 16-начале 17 вв.,
Прп. Иоанн затворник  Псковский , жил 22 года  в городской стене  в Пскове в молчании. Питался одной рыбой, без хлеба. Скончался 24 окт. 1616 г. Перед смертью  пришел в Псково-Печерский  монастырь и там преставился. В 1860 г.  началось устройство набережной, и часть  стены напротив  церкви св. великомученика Георгия Победоносца ( со Взвоза) сломали.При этом  был обнаружен дубовый гроб , в котором находился скелет, завернутый в саван. Предполагается, что это захоронение преподобного Иоанна, затворника. Скончался  24 октября 1616 г. во время  осады  города  шведским  королем Густавом- Адольфом.
 Прп. Серапион Изборский, начальник монастыря Пресвятой Богородицы "иже на Ламех", псковский новый чудотворец (XVI в.). По предположению Е.Е. Голубинского, вместо Ламех нужно читать Малех и разуметь одного из игуменов Мальского монастыря Рождества Богородицы.
 Прп. Серапион Псковский на Толбе-реке (впадает в Псковское озеро), спостник и ученик прп. Евфросина. Скончался 7 сентября 1480 г. Погребен в Спасо-Елеазаровском монастыре.