Братья Карамазовы и Святая Троица

Глеб Рубашкин
При упоминании книги Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» перед моими глазами в первую очередь встает другое знаменитое русское творение – «Троица» Андрея Рублева. Никогда не забудется то, какие ощущения и чувства вызвала у меня эта икона в самом конце экскурсии по Третьяковской галерее – отрешение от всего, происходящего вокруг, соприкосновение с великой тайной жизни и смерти, лежащей где-то на поверхности, но при этом не поддающейся никаким словесным формулировкам. Она поражала своей красотой, глубиной и несомненно продуманным композиционным балансом.
Практически те же самые чувства и ощущения я испытывал по прочтении   каждого произведения из великого пятикнижия Достоевского. Но именно роман «Братья Карамазовы» для меня прежде всех остальных ближе к идее «Троицы». Это синтез, триединство составных элементов русской души: отвага и страсть старшего из братьев Дмитрия, интеллект и прагматизм Ивана, доброта, милосердие, бескорыстие и честность их младшего брата Алеши. Единство трех таких непохожих братьев и формирует семью, способную преодолевать любые невзгоды. Семью крепкую, семью любящую.
Как в романе, так и в жизни любую самую крепкую семью способны расколоть поначалу незаметные ростки зависти и обиды. В книге особая роль в этом уготована Смердякову – слуге и одновременно сводному незаконнорожденному брату Карамазовых. Подлый, злопамятный, мстительный, обиженный на весь мир за свое незавидное положение Смердяков сумел своими ядовитыми речами посеять в душе Ивана Карамазова семена корыстолюбия и равнодушия. Иван и сам готов был к этому, напитавшись в университетах нигилизма и уверовав в силу «низости карамазовской» да и человеческой низости в целом.
Многие из книг Достоевского богаты аллюзиями на Священное Писание. Так и здесь их предостаточно. Есть и своя Мария Магдалина – содержанка Грушенька, за любовь которой соперничают отец братьев Карамазовых и старший из них – Дмитрий. Она жаждет вырваться из своей золотой клетки к свету, к чистой любви, но стыд от своего незавидного положения сковывает ее. Памятен рассказ Грушеньки о злющей бабе, которую ангел-хранитель пытался спасти из ада, поведав богу о ее единственной добродетели, – она когда-то выдернула в огороде и подала нищенке луковку. За эту самую луковку и пытается ангел вытащить бабу из огненного озера. Но жадность и злоба мешают ей воспользоваться ангельской помощью. Она остается в огненном озере и «горит по сей день».
В каждом из нас есть свой Дмитрий Карамазов, есть свой Иван и свой Алеша. К кому-то из них мы прислушиваемся больше, к кому-то – меньше. Как бы ни было нам тяжело поверить, но надо признаться, что в каждом из нас есть и свой Смердяков. Иван Карамазов так тот «с первого взгляда на него понял, что и в душе его сидел лакей Смердяков и что именно этого-то человека и не может вынести его душа».
В минуты, когда зависть и обида на ближних обуревают нас, Смердяков начинает нашептывать нам свои отравленные слова, которые оседают на сердце плотной коростой и пробуждают в нем злобу и гнев, алчность и эгоизм. Под воздействием этих слов человек способен забыть про свою любовь, свою семью, свою честь и свою Родину.
Как целое здание постепенно разрушается от поначалу небольшой трещины в стене, так и наша личность рушится под влиянием голоса внутреннего Смердякова. Также как постепенно растворяется вера прихожан в святость старца Зосимы из-за зловонного запаха, который исходит от его бренного тела. Запаха, который подстроил, кривляясь и злорадствуя черт, явившийся в последствии Ивану и потешавшийся над глупостью людей так быстро отрекшихся от веры в чистоту человека, который долгое время одаривал их своей любовью и мудростью. Великий инквизитор так и говорит Христу в поэме Ивана Карамазова: «Ты обещал им хлеб небесный, но … может ли он сравниться в глазах слабого, вечно порочного и вечно неблагодарного людского племени с земным?».
Для того то и нужны Алеши Карамазовы, чтобы вера в людей, в их способность любить и жертвовать собой ради любви не иссякала. Лишь Алеша способен побороть в нашей душе Смердякова, но часто ли мы прислушиваемся к нему?
Прочитав эту великую книгу, хочется сказать каждому, а себе самому в первую очередь: «Не слушайте Смердякова! Не отдавайте свои разум и сердце в плен зависти и обиде! Лучше просто подайте кому-нибудь луковку».