Не пора ли подумать о завещании?

Кенга
           Глава из романа - эпистола

               "Осенние листья"

                2008г.

         Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2017/08/31/1177

Галя - 29.07.08.
Не могу не посмеяться над собой – утро было испорчено поисками футляра с очками. Обшарила весь дом.  Даже в невероятных местах смотрела. Потом включила логику. Куда я их обычно кладу, когда ухожу из дома: уношу с террасы и кладу, как правило, на стол в гостиной. Но ведь нет.  Стол чист, как редко бывает. Одна швейная машинка и вазочка. И вдруг я проникла в действие – на столе скатерть (кстати, моя любимая – ваш подарок – синяя) она большая и я складываю ее в два слоя. И она от этого скользит и сползает. Тогда надо посмотреть под столом, очки могли соскользнуть. Нет под столом. Осеняет – посмотреть на стулья, задвинутые под стол. Точно. Лежат, как миленькие, на сиденье.  Вот так.
Доброе утро. Холод собачий. 12.  Хорошо, что отношения с истопниками у нас хорошие, так говаривал Боренька, радуясь теплу в доме. Включила отопление. Благодать, а москвичам – нет москвичам отопления.
От погоды в восторге. Жить легко. А больше ничего нового.   Принялась за диванчик. Буду вести репортаж.
 
Давид - 31.07.08
Очки Вы искали как истый Шерлок Холмс. Можно добавить в его собрание сочинений.
Что-то у Вас там много катаклизмов происходит. Но главное, чтобы в порядке были.
А у меня без событий и новостей пока.

Давид -  01.08.08.
Была недавно встреча в книге с поэтом Баратынским - читаю его "На смерть Гете" - и слышу что-то знакомое. Вдруг понимаю, что написано точно в размере "Лесного царя", проверяю - по Жуковскому конечно - точно! только строфа чуть изменена очень изящно - к четырем строкам Гете добавлены еще две промежуточные в измененном ритме. Очень красиво. Жаль, что БВ не переводил это - интересно бы сравнить. Немецкий оригинал не знаю - но, думаю, что Жуковский точно сохранил размер - уж очень он... потрясающе уместный. Да и у Шуберта, кажется, тот же ритм - а он ведь не по Жуковскому писал :) Других переводов не встречал.
Вот новелла в моем духе. Бессюжетная. Целую Д.

Давид – 02.08.08.
У Вас все в порядке?
Или вчерашнее письмо не дошло? Так бывает.

Галя - 02.08.08
Ваша чудесная новелла побудила взять томик:
 
СОЧИНЕНiЯ Евгенiя Абрамовича Баратынскаго. Издание 1884.
         На смерть Гете,1833 .
Почилъ безмятежно, зане совершилъ
Въ предълъ земномъ все земное!

Сразу непонятное слово. В словаре Даля «зане, занеже» - ибо, для того, потому что, так как. 
Вот так, полезно обучаться на склоне лет.  А Вы знали это слово?
Не знаю, как у вас, а у нас потемнело на два часа. Илья пророк.
У меня сегодня была попытка соединить два потока в один, увы, не вышло. Я начала с мужчин. Позвонила  старшим внукам. И была у меня мысль, что они вдвоем сядут на машину Степана, заедут за Ксеничкой и… Но когда позвонила Ксене, оказалось, что она уехала на лечение и без телефона. Словом, визит состоялся лишь в мужском варианте. Может, повторим  попытку. Ох, и голодны были мужчины! трогательно наблюдать братьев. Они друг другу все уступают. Хорошо смотрятся вместе. Федька отрастил небольшую бороденку, видно, в палатке, не до туалетов. Но зато договорились, что Федя встретится с Ксеней на этих днях в Москве. Я передала для нее подарочек, а с двухтомником решили погодить, она почитает у Вас, а тащить тяжесть – им и без этого издания хлопот с багажом достаточно. Федя показал «Российскую газету» где рассказывается, как идет съемка нового фильма «Невинные» с молодым режиссером Федором Деревянским. Довольно большая статья, аж на двух полосах, с фотографией Куклачева.
 Ксеня позвонила (ей передал о моем звонке Яков).  Ничего, пусть молодые люди увидятся без меня. Им будет интересно обменяться впечатлениями. Режиссеры!
Как я люблю, когда Вы хоть слегка беспокоитесь обо мне. Это сразу поднимает настроение. Но я не специально создаю ситуацию. Так случается. 

Давид – 02.08.08.
Ну, вот и славно! И Богу слава.
Нельзя ли сканировать статью о Феде?
Насчет Ксени хорошая идея - но она завязана в лечении каждый день, по-моему. Во всяком случае - для успеха операции надо с ней связаться заранее. Но это уже должны сделать мальчики, коли охота есть.
А сборник - думаю, неверно рассудили: Вы у нее спросите - как лучше. Багаж такой большой, что уже м б все равно.
Зане я чувствовал по контексту как "поскольку". Но Вы заметили, как изящно он вставил две дополнительные строки укороченные, в том же размере?
Федя правильно выбрал направление - кино, если идет, так уж оплачивается выше любого искусства. Это тоже полезно, кроме творчества. Но, правда, там и соблазна "продаться" больше. Пусть ему повезет во всем!

Галя - 03.08.08.
Федя статью  не оставил, да там общие слова:  о содержании, о Куклачеве - как он доволен, что у него такая роль,  а о Феде,  что снимает молодой режиссер Федор Деревянский. Я надеюсь, что молодые люди сами договорятся о встрече.   Я поняла, что Ксеня 19 числа покинет Москву, так что у нее есть время доехать ко мне на автобусе. 
 Да, я выпытала, откуда у Феди деньги на съемки (я уж, по своей натуре, начала было прикидывать, как его выручить), оказывается, канал, который вещает  о морских и водных темах, заинтересовался, и он получил три четверти бюджета.
-  А что составляет остальную четверть?- спросила я. - Примерно сто тысяч, но  ты не волнуйся, я выйду из положения, - понял мои тревоги Федя. 
Что ж, Баратынский нас хорошо оживил.  Еще раз подержу в руках томик и «замечу».
Вчера, когда они ехали ко мне, был очередной дикий ливень и снова с таким градом, хоть лопатой собирай снег.  Машина просто плыла. Я уж думала, как Ксеня под таким дождем пробиралась.

Давид - 03.08.08.
Со статьей ясно, спасибо.
Молодые люди, может, и договорятся. Ксеня хорошо отзывалась об обоих и отмечала, какие они разные.
У вас сейчас хотя бы градусы в норме. У нас тоже вполне терпимо.  А  так все по-прежнему. Гуляем-с

 Галя – 04.08.08.
 Федя договорился с Ксеней встретиться после Питера.
    Ну, а я – как обычно – пирую. У Ванечки день рождения. Приехали старшие Маршаки с молодыми:  сын, которому я симпатизирую, с женой, он недавно женился.  Да еще Карапетян. А я сбежала от стола, чтобы получить Ваше письмо, да еще посмотреть – как Ричи без меня. Все остальное – как обычно.
     Целую, хороший.  Галя.

Давид - 04.08.08.
Счастливо Вам пировать и высококачественных кино - "фестивалей"!
А я пошел гулять в темную ночь. А потом в нее же - спать.
 
Галя – 04.08.08.
У меня действительно фестивальный день. Второй фильм оказался вообще прекрасным. Это «Березина или последние дни Швейцарии» режиссера Даниеля Шмида. 1999г.  Совершенно неожиданный, хулиганский. Комедия.
Посмеялись, и вот умер Солженицын.
 «Что-то люди мрут, как мухи, видимо Господь не в духе…» 
Шутим. А больше ничего. Уж куда больше?
Нет, почему же ничего? Я  задумалась, вероятно, исходя из внутреннего ощущения справедливости Шутки, поехала к знакомой Нотариусу, дай, думаю, сделаю завещание. А она объяснила, что мне незачем суетиться, все и так ясно,  будет даже лучше, чем по завещанию, в смысле без завещания дешевле. Тоже шучу. А что? Нормальные люди раньше задумывались  с молодости.  Словом, получается, что хоть так, хоть этак – все одно…
Как у Гете - Заходера:

- Не пора ли подумать о завещании?
- А зачем?
Прощание с жизнью – прощание.

Чего ты не завещай молодежи –
У нее все будет совсем непохоже…

На этой, вполне оптимистической ноте – желаю спокойной ночи. 

Давид - 05.08.08.
Смотрите, как вас там Культура фильмами балует! Завидки берут! А у меня только на диски надежда, Ксенька что-нибудь выловит для меня. Завтра она едет в Питер.
 Может, еще к Арсению съездим. Не болейте. Целую Д

Галя – 05.08.08.
У нас зверский холод и еще дождь. Бедная Ксеня, как она там поедет в такую непогоду. Но она сказала мне, что уже закалилась и не болеет, как раньше.
Я вдруг расчихалась, да так, что не остановлюсь. Надеюсь, не серьезное. Я стараюсь весь день сидеть на террасе, дышать воздухом, а там -  брр!
 Целую.  Не  болейте. Г

Давид: - Как чихается? Может, аллергия примешалась? Не разболейтесь: горячий чай с медком почаще.

Галя: - Перечихалась без последствий. Бр-р – продолжается.  Осенью легче, ждешь холода и одеваешься соответственно, а  здесь – не знаешь что ждать.

Давид – 07.08.08.
Так без последствий или продолжается?
А я тут смотрю не спеша эти 10 заповедей, Вы, кажется, видели. Но я - по одной и не каждый день. Некогда. Да и емкие они очень - час, а вторую смотреть не хочется, надо переварить. Уже восемь посмотрел. Причем они постепенно углубляются - на мое впечатление. Последняя была "Лжесвидетельство". Очень глубокая. Он не ставит точки никогда. Жаль, что две только осталось.
У нас лето все же по нашим краям - пока что - сиротское.
Август пройдет быстро - он разбит на приезды-отъезды - 19 Ксеня к, а 25 Арсен - от. А там уже и отлет ее 3 сентября. И пошло дело к зиме, готовь саночки и лыжечки. Ну вот. Дышим потихоньку.

Галя: - Нет, нет, дружочек, все прошло сразу.  Бр-р – это холод, но начинаем утепляться,  словно осень пришла.
А, чьи Заповеди я не помню.
Целую, дорогой. Хорошо, что Вы есть. Галя.

Давид - 08.08.08.
Ну, а теперь уже и холод заканчивается - как объявляют в интернете. Даешь лето!
Заповеди - "Декалог" Кислевского, о котором Вы сами мне зимой писали.  - Это его фильмы Три цвета (прекрасные). Вчера посмотрел 9-й - "Не пожелай жены ближнего". Просто замечательный, после каждого не хочется шевелиться - сидишь и думаешь. Фильм этот 88 года - прошлого столетия. За 20 лет все измельчало. Даже хорошее кино.
Сегодня иду на чай к Ф-нам. Сам напросился - а то одичаю совсем. Общение только по телефону. Арсений что-то с почками сплоховал - воспаление началось. Глотает антибиотики. Вот невезучий. Все там ослабело и... где тонко там и.
 А вы еще и сами ездите? Молодец какая. (Он не знал падежов.)

Галя: - Да, ездию, ездию. Потихоньку, по своим пенатам. В Москву уже не решусь, пожалуй, хотя недавно до Мытищ доехала, но запуталась в новых развязках. А народ стонет, стоя в пробках. Вот и еще одну машину у знакомых ударили, точно так же, эффект падающих домино. Народ нервный.
Бедный ваш Арсений. Как он в таком разрозненном виде отправится в Россию?
Пойду тоже на чай. К себе на террасу. Жду разных гостей. Но что-то уже вечер, а никого не видно.
Какой сегодня день  - 08. 08. 08.  В прошлом году Дорманы хотели расписаться в такой же день 07.07.07, но в загс была  очередь на это число, так что они на день раньше попали.  В этом году тоже все подгадывают. И так до 12 года.
Хлебушко купили на завтра? Тогда молодец. Целую Галя.

Давид - 09.08.08.
Вам приветы от всех чаевников (не чайников). Был очень сладкий чай. Я рассказал, какая Вы молодец, и все восторгались.
Да, Арсюше не лучшает. Воспалительный процесс, а почки - вещь капризная... Но ему ничего не остается, как возвращаться в Питер - тут он не гражданин и любое лечение жутко дорого.
    Ксеня возвращается завтра к вечеру. Может и там потеплело.
А таких дней как вчера будет еще 4 - а потом жди еще сто лет. 88. Дождемся ли :))))))))))))))))))))) :(
Хлекбушку я закупаю не по пятницам, а... Это перед Песахом надо запасаться. На этой веселой ноте я прощаюсь. Целую Д
 
Галя – 10.08.08.
Хороший и милый, приветы прислал. А в чем я молодец? Это как в сказке о Колобке. Сядь на носок, да пропой еще разок.  Замечательно подмечено. 
Значит, хлеКбушко не запасал? А я запасла и не зря. Гость появился. Потом еще гостья - приехала институтская подруга. Как понимаю Вас с Арсением.   Хоть и редко видитесь, но не наговориться. Так и мы. Очень дружили в институте. Она старше меня. Так я всегда считала. Оказалось на 5 месяцев. Надо же. И это тогда имело значение. Смешно. Словом, мы сегодня втроем отпраздновали ее юбилей. 80! А выпили лишь по крошке. Вспоминали духи, которые  мы тогда  с Верой любили и, как все спрашивали их название,  а мы, как партизаны, скрывали. А назывались они «Эллада». Живет она в Волжском, далеко, так что видимся раз в год. Славный день. Целую. 

 Все думаю, рассказать -  не рассказать о моей – нашей драме. Эх, расскажу. У Вас будет тема обсудить за очередным чаем. Посочувствуете мне - нам.  Прошло уже достаточно времени, так что я отошла от события. А вам – не важно, когда не знаешь персонаж.
 Так вот, раз или два, я покупала у одной малознакомой женщины ягоды с ее участка. В этом году  купила клубнику, а через десяток дней, она позвонила, что собрала смородину и готова принести. Мне, честно говоря, лень было заниматься варкой варенья, хотелось сказать – нет, но пожалела ее, сказала: - возьму.
- Тогда выхожу.
  Она шла, как и прежде, через заднюю калитку, то есть, через общий с двумя другими соседями вход-въезд. Я вышла  навстречу. Подхожу к воротам и вижу, что она лежит на  дороге, лицом к  навесу для машины Дорманов (сами они были в гостях у Маршаков). Что – то мне подсказало, что произошло самое худшее. Я прикоснулась…  Можете представить, что мне делать? Побежала домой, не могу набрать  03, руки дрожат. Не буду размусоливать, но через какое-то время приехала скорая и констатировала смерть. Я не знаю ее фамилии, возраст, адрес. Искала ее подруг. Подруги побежали к сыну. Сын, напившись, лыка не вяжет, но пришел. Потом долго  ожидали милицию.  «Ждите, у нас два трупа». Если бы она упала за воротами, то  была бы Пушкинская милиция, а через пять шагов – это уже Королев. А меня еще мучает вопрос, чтобы не прозевать Дорманов, ведь они могут въехать и прямо на нее, надо стеречь, уже и стемнело совсем. Я обеспечила охрану. Для медиков принесла фонарик, потому что им  ничего не видно.  Я не могу ни на шаг отойти от места события. Часа через два - три  приехали две «милиции», выяснили, что оформлять должна Пушкинская, по месту прописки трупа. Долго писали протокол при свете лампочки в машине, спрашивая  данные у  внука  (сын пробудился только для того, чтобы промычать: - Хочу посмотреть на маму).  Хоть и пьяница, но мне его было жаль. Танечка, по поводу сына, сказала: - Не хватает нам здесь  только пьяных. - Точнее не определишь.
Мы  – это я и Ольга Ширяева (она первой меня поддержала), две подруги усопшей, ее внук (сын  - не в счет), ждем машину, которая заберет тело. У внука денег нет, у подруг и подавно. Не выдержав ожидания, Ольга ушла домой,  а подруги и внук ждали еще часа два. Я оставила им 2 тысячи для расчета с водителем  и тоже ушла.  Такие сюрпризы преподносит жизнь.
 Вот почему, на следующий день я  и отправилась писать завещание. Под впечатлением. Но сейчас уже все ушло в прошлое.
 Человек счастливо отделался. Лучше  не придумать. 

Давид - 10.08.08.
Вот у вас... история, да. Не позавидуешь таким сюжетам. И Вы рисковали слишком перенервничать - ведь на это невозможно смотреть отстраненно... Просто уф, какие у Вас приключаются даже не скажешь что. Нет, пересказывать ее не буду за чаем. И не за чаем тоже. Не весело.
Что ж, поплыли дальше.

Галя: - Видите, я права была, когда так долго не делилась. Но отошло настолько, что даже рискнула рассказать. Я уже отстранилась.

Давид -11.08.08.
А у нас... в квартире шас. (Это такая шутка израильская - так называется ультраортодоксальная религиозная партия). А без шуток - вчера объявилась уже из Москвы Ксеня. А из нее пер фонтан восторгов от поездки - там у нее куча друзей и подруг.
С Леней пойдем гулять, а потом вместе будем смотреть  фильм Эфроса по Тургеневу с Плисецкой и Смоктуновским. Она танцует и... играет очень неплохо. И еще - Андрей Попов.
А Вы у меня не учитесь - жить без событий!

Галя – 11.08.08..
Фильма Эфроса, мне кажется, я не видела. Удачного просмотра. Всем сердечный привет. Ничего давно не знаю  про Бер-Шеву.

Давид – 13.08.08.
Фильм Эфроса очень стильный, тонкий. 77 год - был по телевизору.
А про Беер-Шеву разве я вам не писал - месяца полтора назад? Было много рекламы о концертах группы "комиков" наших по Израилю, среди которых значилась и Муха. А Вы не звонили ей? Я стесняюсь...

Галя – 13.08.08.
Навестил  Саша Виняр.  А тут подъехал еще один гость с дамой, пришлось кормить обедом гостя и даму, а Саша, пил чай. Болтали. Разговор был интересный, потому что эта дама – из  знаменитой семьи Никитиных, прославившихся тем, что родили 7 детей (тогда это был шок), а с главой семьи, матерью, я училась в одной школе и она на год младше меня. 
Ну и о впечатлении: конечно, они были известны не  только многодетностью, сколь попыткой воспитать новых людей. Дети голые, в снегу, спорт, учили чему-то чуть не с пеленок. Но в результате - эта молодая дама, одна из семерых, не знает о Заходере почти ничего, кроме того, что он  «что-то переводил». Ничего себе воспитали!
Ну, вот и день к закату. Позвонил профессор Нозик, старый поклонник Заходера, а теперь и мой, по наследству. Он докладывается всем хорошим знакомым, когда уезжает куда-нибудь. А потом  докладывается, когда возвращается. Очень милый обычай. Это он однажды специально приезжал в  Ковров на мою выставку. Теперь приедет за двухтомником. Да и возьмет не один, а парочку, для кого-то еще.
 Отчего так устала – даже не поняла.  Очень тяжкий день – влажность и жара. А сейчас уже хорошо.
Трудитесь разумно. В меру. Целую. Приветы приняла с удовольствием.  Галя.

Давид - 14.08.08.
Никитиных таких помню - у них еще книжка была или даже не одна об их житье. Странно, что их не научили читать книги, если я правильно понял. А как еще понимать, если дети (!) не читали Заходера? Что же они тогда читали? скорее всего - ничего. Много - не до культуры: были бы здоровы телом. Но такая орава и сейчас не каждый день бывает - это только у религиозных людей и то не у всех. Вот мой Давик вчера возил своих мальчишек в бассейн, троих - младший мал еще. А с девочками ездит мама, у них только так.
(Сегодня послал Володечке письмецо с поздравлением - ему 79. Всего-то, господи...)

Галя – 15.08.08.
А я сегодня долго (как некоторый говорит, что «аж ухо устало») болтала с Ксенькой. Она еще лежала в постели, а я – была почти в том же виде, но в ванной. Вот так провели утро. Я очень довольна беседой. Мне сразу  так легко на душе, когда Вы на месте. Во всех смыслах. Тоже расскажу позднее, как мы беседовали.
 С семейством Никитиных ясно – ведь тогда нигде нельзя было купить книг, у нас у самих был один экземпляр Винни-Пуха, а уж остальное выпускали в год один тираж.  Никитины просто не успевали при тогдашней бедности охватить все. Да еще были заняты педагогикой, писание книжек о воспитании. Но даже при таком раскладе, время уже изменилось, теперь то все можно купить. Не понятно, как Лена, посылая мне книжку в подарок, даже не попыталась узнать мою нынешнюю фамилию  (это, кстати, Пьер был посредником, он с ними дружит), уж не говоря – прежнюю,  когда учились вместе. Она сделала надпись, соединим мое имя и фамилию моей подруги, с которой мы дружили в школе.  Смешно получилось. А книжку ее читать не смогла, такая скучища, без эмоций, формальная, основанная на примерах разных людей, писавших им. Ничего живого не почувствовала. Бог с ней. Но первый раз у меня был ее зять, мне он  понравился. А второй раз – вот эта дочь. Тоже понравилась. Хорошие люди.  Я им надарила книжек, пусть читают.
Бассейн – это хорошо. Даже прекрасно.
Володе послала письмо. Хорошо, что напомнили.  Обнимаю, целую Галя.

          Читать след главу http://www.proza.ru/2017/09/14/906