Россия возвращается к своим православным истокам

Протоиерей Анатолий Симора
На торжествах по случаю Дня славянской письменности и культуры и в начале совершения десятого, юбилейного Крестного хода по Волге среди множества зарубежных гостей присутствовал представитель Русской Зарубежной Церкви из США протоиерей Борис Эндерсен. Ему я, как редактор благочиннической газеты «Воскресения», задал несколько вопросов.

Прот. А. Симора: Отец Борис, расскажите о себе, что для вас значит Русская Православная Церковь, эта земля?

Прот. Борис Эндерсен: Я служу в храме Всех святых в земле российской просиявших г. Денверга, штата Колорадо, который принадлежит Западноамериканской епархии. Наш приход существует уже 55 лет.
Мои предки все русские. Мой дедушка Борис Рыжкевич был офицером царской армии, воевал против большевиков. Потом эмигрировал за границу. Там, пребывая в Болгарии, он встретил бабушку. Они повенчались в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. Затем их путь пролег в Люксембург. Там родилась моя мама. Спустя много лет она переехала в Канаду. В этой стране я и родился.
Русская Зарубежная Церковь всегда была частью РПЦ, которая попала за границу. Мы всегда это понимали и всегда хранили нашу православную веру и русскую культуру. В храмах наших мы устраивали приходские школы. Занятия в них проходили с 9 утра до 14 часов. Там изучали русскую грамматику, литературу, географию, историю. Театр у нас был. В школьные годы в числе других ребят я часто посещал церковь, которая была в одном из дачных помещений, построенном русскими людьми.
Всю жизнь мы ждали того момента, чтобы опять в Россию вернуться, чтобы снова было единение Церквей, чтобы в России была свобода вероисповедания. Мы переживали там все то, что происходило здесь у вас: гонения, притеснения, испытанные русским народом. Все время наши священнослужители произносили на Литургии особую молитву «О спасении России». Помню, наш священник Троицкого храма г. Торонто со слезами на глазах читал эту молитву, читал горячо, горячо. И сейчас я очень рад быть участником Волжского Крестного хода, что архиепископ Тверской и Кашинский Виктор меня пригласил в Тверскую землю, что у меня есть участие молитвенное, духовное на нашей русской земле, что мы все опять вместе. Злая сила старалась разделить нас, но Господь не дал… У всех нас большая работа – это духовно возродить Россию, чтобы она была снова Православной державой. Вместе мы сможем это осуществить. Россия идет по новому пути, возвращается к своим православным истокам.

Прот. А. Симора: Вы знали прежде о России из рассказов своих родных, из учебников. Ту ли вы Россию увидели воочию, отличаются ли русские эмигранты от жителей самой России?

Прот. Борис Эндерсен: Русский народ и за рубежом и в России тот самый. Душа русская она глубокая, щедрая, она многострадальная. И то, что я видел там, здесь предстало лишь в большем масштабе. Приятно, что дух русского народа не изменился, что он, не смотря на тяжелые испытания, остался таким же, искренним и открытым… Мы сначала думали: вот за границей соберем силы и поможем России победить злую силу. Но поняли, что Богу было угодно, чтобы изнутри русского народа восстала сила духовная и сама Россия все это победила. Мы только можем помочь в этом.

Прот. А. Симора: И вот произошло великое, судьбоносное событие. 17 мая 2007 года подписан акт о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви…
 
Прот. Борис Эндерсен: Это не выразимая радость. Сколько лет ждали… Чтобы более полно выразить значимость объединения, я вернусь в прошлое. Я воспитывался в семинарии при Свято-Троицком монастыре в Жорденвиле. Я приехал туда в 13 лет, как паломник. Монахи меня пригласили приезжать летом с ними жить и подвизаться. Так я и сделал. До поступления в семинарию я пребывал под их духовной опекой. На пятом курсе, когда я уже служил диаконом, пришел на литургию. Перед богослужением духовник архимадрит Киприян сказал, что он читал пророчество о России, что наверно, он не сможет дожить и его поколение до того, чтобы была единая Церковь, и мы сможем вернуться в Россию. Он строго посмотрел на нас и сказал: «Это осуществить – ваша обязанность». И вот это произошло. Это великое счастье, что Церкви объединились, что мы вместе можем служить Литургию и причащаться с одной чаши, что у нас сейчас доступ к России, что мы можем разъезжать по всей стране… Это конечно огромная радость и большое, большое утешение…