Ч. 8 Смена командиров

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/09/06/827

Андерсон прибыл на подводную лодку «Наутилус» довольно экзотическим способом. «Наутилус» находился в море, и коммандера доставили на лодку вертолётом. Тот завис над палубой, и новый командир спускался по стропу с вертолёта на палубу качавшейся в волнах подводной лодки.

Что Андерсон мысленно произнёс по поводу своей доставки на «Наутилус», в мемуарах он не сообщил. Единственное, чем поделился с читателями, были его сомнения по поводу опытности экипажа вертолёта. Но всё обошлось.
 
Старый командир Уилкинсон встретил его как родного, ещё бы, его ждала более спокойная служба на берегу, поэтому он искренно обрадовался своему сменщику.
Подводная лодка погрузилась и «Наутилус» направился в Сиэтл.

Андерсона поразила повышенная обитаемость, говоря иначе, повышенный комфорт на атомной подводной лодке по сравнению с дизельными подлодками. Вот, что он сам писал по этому поводу: «…кают-компания на «Наутилусе» в четыре раза больше, чем на обычной подводной лодке.

 Столовый кубрик старшинского и рядового состава тоже очень просторный — в нем одновременно могут сесть за стол тридцать шесть человек. В течение пяти минут это помещение можно приспособить для кинотеатра на пятьдесят человек.

 Кроме того, на «Наутилусе» имеются стиральная и сушильная машины, лаборатория для исследований на радиоактивную зараженность, хорошо оборудованная механическая мастерская, фотолаборатория и библиотека, книжный фонд которой составляет шестьсот томов.

В умывальной имеются индивидуальные ящички из нержавеющей стали для туалетных принадлежностей. Каждый член экипажа имеет отдельную койку».  Продуман был даже индивидуальный стеллаж для обуви.

Порадовала Андерсона и подготовка команды. Он назвал её олимпийской сборной подводников, сливками подводного флота. В то же время на берегу матросы иногда попадали в такие истории, что командиру приходилось объясняться по этому поводу с начальством.

В сентябре 1957 года «Наутилус» принял участие в самом крупном послевоенном военно-морском учении НАТО,  имевшем чёткую направленность против Советского Союза. Во время этого учения Андерсон и его акустики приняли за авианосец «синих» большое британское грузовое судно. Андерсон приказал атаковать его двумя учебными торпедами.

Политическая обстановка была тогда из-за Суэцкого кризиса непростая. Можно себе представить чувства английского капитана, когда он увидел две торпеды, несущиеся на его судно. Помимо «фитиля» от начальства, коммандеру потом два дня пришлось извиняться перед британскими властями.

Случился также трагикомический эпизод с траулером. Тот мирно ловил сетью рыбу, пока в неё не попал «Наутилус». Сначала рыбаки обрадовались, когда трал быстро наполнился, но их радость мгновенно погасла, когда траулер, который шёл на юг, вдруг потащило кормой вперёд на север, да ещё с приличной скоростью. Но всё обошлось благополучно. Заплатили потом за сеть, и инцидент был исчерпан.

На «Наутилусе» не было политработников, и ничего, как-то справлялись. Нигде не обнаружил упоминания и об особистах. Видимо, правительство доверяло морякам и  не боялось, что подводную лодку кто-то из экипажа угонит в Советский Союз, или самостоятельно начнёт войну.

Экипаж состоял из людей, непосредственно занятых управлением подводной лодкой. Зато на подводной лодке энтузиастами выпускалась юмористическая газета, в которой не щадили никого, включая и командира лодки, тоже не страдавшего отсутствием чувства юмора.

Надоедали экипажу только посещения высоких гостей во время пребывания в базах. «Наутилус» посетили 68 членов конгресса и 186 адмиралов, министры военно-морского флота и министры обороны.

В Сан-Диего Андерсон получил подтверждение от своего непосредственного начальника кэптена Томаса Генри, что поход подо льдом состоится. Когда командир «Наутилуса» получил приказ прибыть в Англию 20 сентября для участия в маневрах, он посетил д-ра Вальдо Лайена и предложил для экономии времени установить его аппаратуру на подводную лодку.

Это тоже очень интересный момент. Не могу себе представить на месте Андерсона командира советской подводный лодки, который мог бы принять на себя, без согласования с кем-либо, такое решение, и конструктора, который согласился бы такое решение реализовать.
 
Правда, знаю случай, когда главный строитель подводной лодки во время её ремонта за канистру спирта удлинил на двадцать сантиметров каюту командира, который мучился в койке из-за своего роста, необычно высокого для подводников.

В Сан-Диего состоялась конференция высших флотских руководителей, в которой приняли участие также командир «Наутилуса», д-р Вальдо Лайен и командующий подводными силами в Атлантике контр-адмирал Уилкинс.

На конференции приняли решение произвести воздушную разведку ледовой обстановки по маршруту следования подводной лодки. 5 августа группа специалистов, включая Андерсона, нескольких подводников и д-ра Лайена, вылетела на разведку на военно-морском самолёте радарного оповещения «Супер-Констеллейшен».

Подводники сняли свои знаки различия, чтобы никто из лётчиков не заинтересовался, почему с ними летят подводники, и не стал задавать ненужных вопросов.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/09/08/916