Другой взгляд на еврейские советы

Александр Вишневецкий
 
  Еврейские советы (на немецком -юденраты) были придуманы СС и гестапо и насильственно навязаны еврейским общинам оккупированной нацистами Польши и Восточной Европы во время Второй мировой войны.

    Нацисты видели в них инструмент для реализации своей политики - от преследований до полного уничтожения еврейского населения. Первоначальной целью было поддержание порядка в гетто, в которые нацисты загнали еврейское население этих стран. Первое крупное гетто было создано в городе Лодзь в феврале 1940 года. Затем - в Варшаве (ноябрь 1940-го), Люблине и Кракове (март 1941-го).
Существуют два крайних взгляда на роль еврейских советов. Один из них отражен в книге Ханны Арендт "Эйхман в Иерусалиме: отчет о банальности зла" (1963). Автор полагала, что наличие юденратов фактически увеличило число погибших в Холокосте. Она писала, что если бы евреи не были организованы благодаря юденратам и их лидерам, то хаоса и бедствий было бы куда больше, но общее число жертв едва ли достигло бы шести миллионов. Без наличия еврейских советов уничтожение евреев было бы гораздо более сложным для нацистов. Работа Арендт побудила исследования, которые дали понимание невыполнимости задачи спасения людей этими советами в противостоянии с подавляющей властью нацистов и их стремлением полностью уничтожить еврейский народ.
    Существует и другая точка зрения, рассматривающая юденраты как еврейские общинные структуры, внесшие значительный вклад в существование и функционирование еврейской общинной жизни во время Холокоста. В конечном счете юденраты не смогли повлиять на страшный исход Катастрофы. Ответственной за трагедию была нацистская машина уничтожения, еврейские советы на оккупированных территориях, особенно в Польше и СССР, были бессильны предотвратить ее.
Для формирования юденратов в восточной Польше генерал-губернатор Ганс Франк 18 ноября 1939 года приказал, чтобы юденраты избирались из "авторитетных личностей и раввинов" местным еврейским населением. В общинах с наличием до 10000 еврейских жителей они должны были состоять из 12 членов, для более крупных - из 24-х. Нацисты пытались включить в число сотрудников юденратов в первую очередь молодых людей со знанием немецкого языка. Оккупанты должны были одобрять состав избранных еврейских советов. Нацисты стремились систематически ухудшать условия жизни еврейских обшин Восточной Европы, ослабить их силы и возможности к сопротивлению.
     Первые еврейские советы были созданы по приказу руководителя гестапо Рейнхарда Гейдриха от 21 сентября 1939 года, через три недели после немецкого вторжения в Польшу. Первоначальные задачи юденратов были связаны с учетом евреев; их эвакуацией из собственных квартир на территорию гетто; принудительной работой; конфискацией ценностей; сбором налогов. В задачи юденратов входило исполнение указаний нацистов в гетто при отсутствии их собственных полномочий.
Создание юденратов было для евреев шансом выжить в первое время оккупации; позже задачей этих советов по приказам нацистов стало создание списков депортации для отправки евреев в места их уничтожения, которые еврейские советы были не в состоянии предотвратить. Юденрат находился под давлением СС, чьи приказы не знали пощады. На встречах с офицерами СС членов юденрата, каждая из которых могла быть последней, им часто приходилось проводить часы, стоя перед немецкими офицерами и выслушивая их команды, которые следовало выполнять в кратчайшие сроки. Возражения были, разумеется, немыслимы.
Юленраты пытались контрабандно закупать и распространять продукты питания и медикаменты для населения гетто, осуществлять культурную деятельность для всего населения, создавать больницы, дома престарелых, детские дома и школы, но, главное, противодействовать мерам принуждения со стороны нацистов и выиграть время. Роль, которую играли юденраты, являлась одной из самых противоречивых в период Холокоста. Из-за их ограниченных возможностей часть населения гетто частично относилось негативно к еврейским советам, многие узники рассматривали их роль в обеспечении соблюдения немецких декретов и условий как неотличимую от роли нацистов, предъявляющих советам соответствующие требования. По мере ухудшения условий в гетто, при усиленной немецкой кампании давления, эта неудовлетворенность юденратами у населения росла.
В целом еврейские советы были вынуждены подчиниться требованиям нацистов, помогая в доставке евреев в концентрационные лагеря, где они подлежали уничтожению. Те из членов советов, кто отказывался подчиняться приказам, были расстреляны или отправлены в концентрационные лагеря и немедленно заменены другими узниками.
    Юденраты были не только в Польше, но и на оккупированной территории СССР, в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Словакии, Румынии. В СССР на оккупированной территории оказалась наибольшая еврейская община после польской. До революции 1917 года во всех городах и местечках Российской империи было автономное еврейское самоуправление с еврейскими культурными, религиозными и даже партийными организациями. Советская власть разрушила еврейские общины и их структуры еще до войны, что значительно ухудшило способность еврейского населения на оккупированной территории к противостоянию с нацистами по сравнению с общинами Польши и Прибалтики, где еврейское сопротивление носило более организованный характер. В СССР, в частности, члены сионистской и бундовской партий было практически полностью загнаны в ГУЛАГ или ликвидированы режимом Сталина. В довоенной Польше формирующееся, хотя и малочисленное сионистское движение, столкнулось с жестокой конкуренцией с другими еврейскими организациями, особенно с Бундом, имеющим огромное влияние на местных евреев. Во времена Холокоста обе эти партии имели слабое представительство и мало влияли на работу юденратов.
   Когда были созданы юденраты, евреи еще не знали о конечной цели нацистов. Лидеры еврейских общин предполагали, что их ответственность заключается в том, чтобы обеспечить потребности евреев, которые, как они рассчитывали, останутся в гетто на неопределенный срок. Имея в своем распоряжении скудные ресурсы, юденраты изо всех сил пытались удовлетворить основные потребности голодающих жителей гетто и сделать жизнь терпимой. Со временем они осознали свою вынужденную роль в поддержании порядка в сообществе, предназначенном нацистами для уничтожения.
Первое испытание для лидеров юденратов произошло, когда немцы потребовали списки жителей гетто, составленные с указанием тех, кто имел разрешение на работу. Тех же, кто работы не имели, начали депортировать в концентрационные лагеря. Члены юденрата осознавали, что депортация означает почти верную смерть. Еврейские советы пытались применять взятки, отсрочки, готовность исполнить приказы нацистов, лишь бы обеспечить разрешения на работу для как можно большего числа жителей с целью их спасения.
   Но имелось лишь ограниченное количество рабочих мест, разрешенное нацистами. В первую очередь не удавалось спасти детей и пожилых людей, которые не могли работать.
   В Варшаве председатель юденрата Адам Черняков (1880-1942), инженер по профессии, столкнувшись с требованием депортации детей Варшавы, записал в своем дневнике: "СС хочет, чтобы я убил детей своими руками". Этого он сделать не мог и проглотил таблетку цианида. Приказ о депортации появился без его подписи. Часть узников Варшавского гетто рассматривали это самоубийство как признак слабости и осуждали его неспособность сопротивляться.
Лидеры, которые открыто отказывались сотрудничать в депортации евреев в концентрационные лагеря, вскоре расплачивались своей жизнью. Джозеф Парнас, первый руководитель юденрата Львова, не стал выполнять приказ о депортации тысяч евреев и был расстрелян вместе с несколькими другими членами этого еврейского совета. Мега-лиф, лидер юденрата в Несвиже (Белоруссия), предпочел смерть участию в депортации.
   Хаим Румковский (1877-1944), страховой агент, был с 13 октября 1939 года в Лодзи назначен нацистскими властями "еврейским старейшиной", чтобы организовать в еврейском районе города Лодзь юденрат. Члены первого юденрата Лодзи были арестованы 11 ноября 1939 года, затем депортированы и в основном убиты. Румковский вынужден был сформировать новый юденрат, чтобы подготовить список около 50 тысяч человек, которые должны были быть депортированы. Румковский считал, что, жертвуя детьми и стариками, он спасает намного больше людей, чем отдаст на уничтожение. Аналогичные решения принимались лидерами юденратов в Вильнюсе и Сосновце.
   В 1942-1943 годах началось массовое истребление евреев. К лету 1944-го оставалось только Лодзинское гетто. Немцы не сразу убили всех евреев, так как они хотели использовать их рабский труд для военной экономики. Но убийства продолжались, и к концу 1944-го в живых остались только десятки тысяч евреев. Такие лидеры юденратов, как доктор Элханан Элкес из Каунаса и Элияху Мушкин из Минска, сотрудничали с подпольем и сопротивлением. Но большинство лидеров юденратов считали сопротивление угрозой массовой гибели евреев от рук нацистов, поэтому их усилия были направлены на поддержание порядка в гетто, невзирая на депортации. В результате руководители юденрата и еврейская полиция часто были первыми, кого убивали участники еврейского сопротивления даже до начала прямых выступлений против немцев.
   В корне неверно рассматривать отношения между юденратами и нацистами как "сотрудничество", подразумевающее добровольное соглашение между двумя сторонами. Отношения нацистов и юденратов были отношениями убийц и их жертв. С еврейской стороны это "сотрудничество" было направлено преимущественно на спасение людей.
   Как только нацисты в 1942 году приступили к "окончательному решению" - полному уничтожению европейского еврейства, - в этих советах произошел раскол. Нацисты потребовали передать им списки евреев, которые будут депортированы в лагеря уничтожения. Каждый совет должен был решить, удовлетворит ли он и насколько требования немцев. Ряд юденратов на этом этапе не поддался нацистскому давлению и предупреждал евреев о неминуемых акциях, многие отказались выдать людей для высылки. Большинство из них искали способы предотвращения или, по крайней мере, замедления депортации. Некоторые руководители советов пытались показать немцам, что евреи жизненно важны для военной экономики как производители нужных продуктов и вооружений, что нацисты не должны допустить их массовое уничтожение. Другие решили пожертвовать частью сообщества, чтобы спасти остальных. Нацисты ликвидировали тех, кто не выполнил их распоряжения, заменяя лицами, у которых чувство общественной ответственности практически отсутствовало. В конце войны почта все лидеры юденратов, независимо от их уровня отношений с немцами, были уничтожены. Румковского, который пытался сотрудничеством с немцами спасти часть жителей своего гетто, вместе с евреями гетто Лодзи постигла та же участь, что и остальных.
   В странах союзников Германии, не оккупированных немцами - Венгрии, Словакии, Румынии, Болгарии и на юге Франции, - доступ к старшим должностным лицам и политикам был возможен. В Болгарии благодаря этому уцелела почти вся община, в Румынии - больше половины ее. В Словакии через коррумпированных влиятельных чиновников удалось приостановить депортацию.
Для обеспечения исполнения немецких указании и порядка в гетто были созданы еврейские полицейские силы. Это вызвало много вопросов в еврейском сообществе и среди членов их советов. Юденраты не были согласны на создание еврейской полиции как необходимого средства применения силы для поддержания порядка в гетто. Они применяли для этого внутренние меры давления, основанные на собственных представлениях. Приказ немцев организовать еврейскую полицию вызывал опасения, что это выльется в дополнительное вмешательство в дела общин. Но немцы настояли на выполнении распоряжений о ее создании. На характер полномочий этой полиции влияли немцы, юденраты и руководители еврейских полицейских. Отметим, что, независимо от еврейских полицейских сил, имелись и противостоящие еврейскому населению польские и украинские, которые служили немцам. Члены юденратов пытались превратить еврейскую полицию в исполнительный орган своей политики, определив ее функции и нормы поведения. Во время массового уничтожения опасность для населения гетто была в том, что власть в еврейской полиции к тому времени принадлежала группе молодых полицейских, не особо отягощенных моральными принципами.
   В Скерневице юденрат выбрал в августе 1940-го года двадцать пять достойных, честных мужчин для еврейской полиции. Доктор Мориц Сакс, беженец из Лодзи и член юденрата, был назначен ее начальником. Назначение члена юденрата на должность начальника полиции и выбор достойного лица, служащего в ее рядах, должны были обеспечить надзор со стороны юденрата за ее деятельностью. Благодаря этим мерам еврейская полиция очень помогла членам общины, став центральным элементом контрабанды продовольствия в гетто и не сотрудничая с немцами.
В Ежирзани еврейская полиция действовала как исполнительная власть местного юденрата. Его председатель Мендель Мейбергер был также председателем совета сообщества до войны и заработал общее уважение заботой о благосостоянии общины. Он укомплектовал персонал еврейской полиции из близких ему по духу людей. Поэтому уже во время первой акции и юденрат, и полиция были ликвидированы.
В Бяла-Подляске координация и сотрудничество между юденратом и еврейской полицией осуществлялась довольно долго - от создания еврейской полиции в сентябре 1940-го до лета 1942-го года. Во время акции 6 июня 1942¬го года немцы навязали юденрату и еврейской полиции ответственность за депортацию евреев, пригрозив, что, если они не подчинятся, "результаты будут очень серьезными". Юденрат не подчинился этому давлению и до следующей акции, которая состоялась 12 августа 1942-го года, члены юденрата и еврейских полицейских сил были арестованы и убиты.
   В Варшаве юденрат, возглавляемый вначале А.Черняковым, пытался определить повинности полиции, ее функции и поведение. В "Положении о поведении еврейской полиции", составленном юденратом и официально ратифицированным немцами, предусматривалась, что командир службы порядка подчиняется прямому контролю надзорного комитета юденрата. Однако реальность была такова, что командир еврейской полиции в Варшаве смог освободиться от этого контроля уже на начальном этапе ее существования. Более того: немцы ввели своих агентов в ряды полиции. В акции от 18 августа 1942-го года председатель второго юденрата Шимон Гуревич был свергнут, командира полиции Бернарда Кроенберга немцы назначили для его замены, он стал единовластным "правителем" гетто и до самого конца реализовывал все директивы нацистов. Наличие такой еврейской полиции в Варшаве - одна из самых мрачных глав в истории этого гетто во время Холокоста.
Подобные явления были также характерны для Кельце, Томашува, Мазовецкого, Опатова, Островиа, Петракув-Трибунальского, Львова, Борислава и Тернополя. В таких сообществах, как Жешув, Радомско, Львов, Радом, Ченстохова, Варшава членам молодежных движений и политических партий было запрещено поступать в полицию. Поскольку в период организации еврейских советов в 1940-1941 годах о восстании или вооруженном сопротивлении еще и речи не могло идти, возможность использования полиции как средства достижения этой цели даже не рассматривалась. Значительный процент командиров полиции не был вовлечен в еврейскую общественную и национальную жизнь. Эта ситуация усилила напряженность между полицией и юденратами.
   К 1942 году еврейская полиция столкнулась с началом массовых депортаций в лагеря смерти. Этот период поставил юденраты в положение, при котором они больше не могли "маневрировать" между немецкими директивами и удовлетворения потребностей общины. В начальный период существования юденратов, когда требования Германии были ограничены прежде всего экономической сферой или поставкой людей для принудительного труда, члены юденрата полагали, что, выполняя требования нацистов, они смогут укрепить способность общин выжить, понимая, что главная проблема заключалась во времени. Но, когда начались волны массовых депортаций и увеличились опасения относительно судьбы депортированных, продолжать выполнять немецкие требования было равносильно поддержке мер, направленных на уничтожение гетто.
   Летом 1942-го в Варшаве из общей численности около двух тысяч еврейских полицейских в заключительном этапе уничтожения гетто триста все еще оставались в его рядах, и эти остатки активно участвовали в массовых депортациях. Счета с этими полицейскими и их командирами были сведены еврейской боевой организацией.
Во Львове председатель юденрата Йосеф Парнас отказался передать людей в нацистские лагеря и по этой причине был убит. В последний момент жизни он сказал: "Пока я служу председателем юденрата, ни один еврейский полицейский и ни один сотрудник совета не будут сдавать людей немцам". После его смерти, еврейская полиция начала отбирать людей для отправки в рабочие лагеря.
Большинство   членов юденратов, которые принадлежали к довоенному руководству общин, ограничено сотрудничало с немцами в экономической и материальной сферах, в экспроприации еврейского имущества и других материальных ценностей. Но они не желали участвовать в депортации евреев в лагеря смерти. От этой линии поведения отошел ряд лидеров юденратов на завершающей стадии уничтожения евреев, когда лидерами стали люди, не имеющие в прошлом связи с общинами и заботящиеся только о собственном спасении.
    Еврейские советы чаше всего не предавали еврейскую общину, они рассчитывали, что рейх не откажется от экономических выгод еврейского принудительного труда. Но единственный уникальный случай подобного рода связан с гетто в Могилеве-Подольском, когда более десяти тысяч евреев спаслось благодаря фактору успешного труда со значительной выгодой для румынских оккупантов.
В конце войны негативный взгляд на юденраты и их руководство преобладал среди членов подполья и выживших в лагерях. В Израиле юденраты считались образцом слабости диаспоры, о них часто говорили с презрением. Послевоенные исследования показали, что у членов юденратов не было средств противостоять методам нацистов, у которых была не только сильная армия, но и активная поддержка нацистского режима местным населением в "еврейском вопросе". Сотрудничая с нацистами в оккупированных странах, коллаборационисты приняли участие в преступных действиях нацистов добровольно. Успешное сопротивление еврейской общины могло быть основано только на поддержке нееврейского населения, но ее практически не было.