Приключения галки Зюзи

Валентина Марцафей
    
    Однажды, в дождливый майский день, прищёл к нам в гости мой брат Марат, и поставив в угол зонт, но не снимая куртку, сказал виноватым голосом: « А я не один, не знаю, примете ли вы нас?..»
    Мы жили в то время в общежитии института связи на  улице Пионерской. На последнем, пятом этаже мы с мужем и шестилетней дочкой занимали дае комнатки, в остальных трёх жили аспиранты ин-та.
       -Что ж, рискнём, - сказал брат и запустил руку за пазуху 
Мы были заинтригованы до потери пульса!  И вот, медленно и осторожно он вынимает руку, а в ней – нечто!
Если бы это Нечто было не из лужи, то я бы сказала «Чудо в перьях»., но вот именно перьев на нем было незаметно..Это был несчастный, замученный, потерявший интерес к жизни птенец галки. .Дочка страдальчески  сказала слово, которое прилипло к птичке навсегда: « « Какой Зю-ю-зя!» 
     Почему Зюзя?! Да «Кабачок «!3 стульев» с экрана не сходил.!
Но что ребёнок увидел похожего между паном Зюзей и птичкой-
непонятно. Но как оказалось – это птичка сама выбрала себе имя свом отрывистым и  звонким  криком!

   Мне птенец  поначалу показался совершенно не жизнеспособным. Неизвестно, сколько времени он просидел в луже, сухими оставались только  перья на головке. Под намокшими крыльями пульсировал  голенький синий животик, И через его тоненькую, как папиросная бумага, кожицу, казалось, видны были все его внутренности.
    Он не вырывался, но при таком плачевном состоянии не стоило и проверять, умеет ли он летать.  Однако,  желтизна вокруг клювика почти исчезла.  Обрадовало то, как молниеносно  он  открыл ротик навстречу приближающемуся пальцу. Значит, жив будет курилка!

   Первым делом его надо было согреть. Пригодилась коробка из-под торта. На дно положили тёплую грелку, а на полотенце сверху Зюзеньку.  Получив пару порций творога, кусочек размоченной хлебной корочки, он  надолго задремал. 
      Что случилось с ним в жизни, как он оказался под дождём в луже, из которой выудил его мой брат - останется навсегда тайной. Мне почему-то казалось, что он уже побывал в чьих-то руках, поскольку  не боялся рук.
     Но может, просто  он переохладился и подумал : "А-а, хуже уже не будет! Потом посмотрим и решим, что делать. Эти руки-то пока кормят!»
    
    Дело шло к вечеру. Отдохнув  и получив на ночь разжёванного мяса, Зюзя выбрался их коробки.  Оказалось, что он – или она?   - вполне прилично выглядит. Перья высохли , и животик прикрылся. И он отправился исследовать  нашу восьмиметровую комнатку. Летать он не мог.
      Грелку мы вытащили из коробки и привязали к перекладине под письменным столом. А под ней постелили газету. Получилось комфортное жильё. И тут Зюзя нас ещё раз удивил. Когда я его посадила на грелку, он сразу понял, что к чему.  Вот теперь мне стало ясно, что Зюзя- это она! По-хозяйски осмотрелась, припала животиком на грелку и успокоилась. Мы потушили свет  и Зюзю «оставили одну, отходящую ко сну»

   А назавтра началась новая, хлопотливая жизнь.  « Ни минуты покоя, ни секунды покоя! Не могу без тебя! Не могу без тебя! Что же это такое?!».  Помните эту песню?  Вот так пела Зюзя мне целый день, а я вторила ей, потому что влюбилась в эту птичку без памяти! Честное слово!
   Галочка проснулась, едва посветлело в комнате   И началось!
 Зойк за зойком, в ответ на птичьи крики за окном. Захлопали двери у соседей, забегали  по коридору ребята-аспиранты, пытаясь установить источник  птичьего «SOS».
    - Поторопись, мамуля, квартирант требует червячков на завтрак!
   Ясно, что ответственность за приёмыша ложится теперь только на мои плечи! Смешно, конечно, если заведующего кафедрой засекут его студенты  с утра копающим дождевых червей!
     Пришлось в темпе, с детским ведёрочком и лопаткой мчаться в парк за червями.  А после дождя и копать не пришлось! Сами повыползали из подтопленных норок, а некоторых вынесло потоками воды на асфальт аллей. Пособирала, присыпала землёй и скорей домой!  Повезло – хватит на пару дней!  Особо  длинных
можно было –простите за подробности-  делить пополам!
Рацион у Зюзи  был таков, что грех было ни раздобреть на таких харчах!  Творог с тёртой морковочкой и каплей рыбьего жира, крутое яйцо, размоченный хлеб и мясо, мясо, мясо! А потом добавилась свежая черноморская тюлечка, которую одесситы называют «сарделью». Это было любимым лакомством. И потому
рос Зюзя не по дням, а по часам.

   Через неделю Зюзя сам взлетал с пола на подоконник и проводил там целый день, изучая ландшафт за окном. Одна половина окна была затянута сеткой,  и он свободно добавлял свой голос в птичий хор.  Но к вечеру Зюзенька возвращался на свою грелочку под  стол.
    Грелочка, конечно, всегда уже бывала холодной, но он неизменно пузиком припадал к ней,  Благодарная  память – дело серьёзное и у птиц – она «грела»  по-прежнему!

    Казалось, что разлука с Зюзькой уже у дверей. Папа стал ворчать: ведь Зюзя, по сути, изгнал его из кабинета!  Сколько можно было с этим мириться?  Не знали мы, что судьба нам подкинет ещё не одно  приключение с Зюзей!
 
    А пока папа предложил выпустить Зюзю прямо в парке, где замечены были  несколько галок в стае ворон. И хоть сердце моё ныло, предчувствуя разлуку, но выпускать птичку надо было.
     Хорощо, что дочка наша была занята подаренной ей морской свинкой, и к птичке не успела привязаться. Птичка была только моей!
    И вот торжественный момент настал. Мы втроём, с Зюзей в сумке, вышли в парк Надо сказать, что окна наши выходили прямо в парк, и Зюзя изучил местность из окна досконально. Отошли вглубь, и я посадила Зюзю на руку.
Сидит  и не улетает.  Тогда я подкинула его вверх и он взлетел на дерево.
    -Теперь пошли, и не оглядывайтесь! – приказывает муж
Мы ускорили шаги, а Зюзя стал громко зойкать.. Через минуту он
в полёте обогнал нас и сел впереди в метрах пяти, довольно «чирикая»,  как мне показалось. Мы удивились, но осторожно обошли его и продолжили путь. А он ответил тем же!.И неизменно повторял это, пока аллейка не кончилась. Так вместе мы и гуляли.
Пока вдруг Зюзя  задержался.  Оглянувшись, мы с ужасом увидели что Зюзя спокойно дал себя поймать двум парнягам.
    - Эй, пацаны, - рванулся к ним муж.- Не троньте нашу птицу!
Это наша ручная курочка! – и он нежно забрал у них Зюхю. А дочка всё же успела пустить слезу!
    - Так,  факир был пьян, и номер не удался, - подвёл итог наш
научный глава семьи. – Выпускать птицу надо за городом. Здесь неизвестно, в какие руки она попадёт. Слишком уж ты приручила её, мамуля!  Теперь домой. Пора перекусить!
   Но как только мы вышли из парка и оказались перед нашим домом, Зюэя, до сих пор спокойно сидевший у меня на руке, рванулся в полёт и через минуту сидел на пятом этаже, у нашего окна. Трудно  Вам в это поверить? Но это было так!
    
  Назавтра муж попросил Зюзю освободить кабинет. Забрали мы
птицу  к себе,  девочкам:  мы с дочкой, бабушка, морская свинка и теперь ещё и птичка,  предположительно –девица.  Стало лишь понятно, что  Зюзе нужна временная, но всё же клетка.
    И на следующий же день я поехала  на Птичий рынок, или как  официально он называется – Староконный!.
   Мне повезло  Один любитель хотел за «недорого» избавиться от ненужной ему  клетки. А я даже не подумала, как я с такой клеткой сяду в трамвай. Клетка была размером в половину письменного стола!  Ничего, добрые люди помогли примоститься на задней площадке вагона!
    Дома ахнули, увидев это сооружение! Потом стали чистить, облили марганцовкой, потом  кипятком. И Зюзя отпраздновал новоселье!  Ничего, коммуналка приучила нас жить в тесноте !

   Через несколько дней, возвращаясь с рынка, встречаю на лестнице  несущуюся вниз через две ступени, приехавшую накануне мать одного из аспирантов  Приехала из другого города  поправить мясом здоровье своего сыночка. Не останавливаясь, она прокричала мне:
   - Вот только пусть я не найду  их!  Пусть только не найду! Оторву
голову вашему Зюзьке!!!
    Боже, за что? Я помчалась наверх. Бабушка лежит на подоконнике, свесившись за окно, дочка в слезах, Зюзи нет,
  А произошло вот что. Дочка выпустила птицу полетать, забыв, что на окне в этой комнате нет сетки. Зюзя воспользовался этим, но не улетел, а стал расхаживать по ту сторону окна. И если б бабушка не протянула за ним руку, может он и не соскочил с окна. Местность по эту сторону дома была ему незнакома. И к бабушке он ещё не привык, и потому перекочевал на соседнее окно, к соседям. А там мама с сыном сидели,  обедали за столом. Зюзя тоже не прочь был кусочек котлетки попробовать,  и приземлился прямо на стол..
    Но на столе лежали блестящие золотые часики.  Галки, ведь, родственники сорокам, обожают  всё блестящее и очень любопытны.  Он клюнул часики, мама вскрикнула. Тогда Зюзя клюнул поспешно второй раз и полетел к окну, унося добычу.
    Но спешка всегда помеха удаче, Это же известно, но Зюзя  забыл об этом.  Часики в клюве не удержались и выпали, как сыр у вороны. Хорошо, что под окном не росло дерево, и часики исчезли в кустарнике. Перепуганная дама их быстро нашла , ко всеобщей радости. Но Зюзю посадили на несколько дней под арест.

   Но вскоре случилось похожее приключение.  На окно навесили сетку, но в нижней части её не закрепили, так как выпуская дочку к подружкам во двор,необходимо было часто выглядывать в окно
    А Зюзя полетел исследовать  окна пятого этажа, не опускаясь ниже  И залетел в гости к соседям с другой стороны нашего окна.  Жила там хорошо знакомая нам
 пара молодожёнов.
Они и доставили нам нашего  хулигана, которого мы с трудом узнали,  Он был весь помечен зелёнкой, лапы сплошь в зелёных ботинках, и даже перья на голове имели следы зелени!
На столе у хозяев стоял пузырёк зелёнки  с неплотно закрытой  резиновой крышечкой, и Зюзя отвёл дущу  на все сто!  Это чудо, что на столе лежала клеёнка! Зюзя своими следами так разукрасил её,  что впору было отослать шедевр на выставку!  Мы все отсмеялись  - и откупились новой клеёнкой!  А если бы не клеёнка, а полированный стол?!

   Последнее  приключение Зюзьки окончилось печально.
Конечно, был недосмотр со стороны взрослых, но Зюзя не пропустил момент, и тем же способом, под сеткой,  улетел исследовать дом напротив.  Очутившись на перилах балкона, он стал зойкать от голода, очевидно, чем и привлёк к себе внимание хозяина.  А следует напомнить, что время было послехолерное, и  одесситы тщательно соблюдали чистоту. Птица на балкон -это источник инфекции !  И вот хозяин со шваброй в руках стал гонять Зюзьку. Я сразу помчалась в дом напротив и, вычислив квартиру, позвонила..   
    - Да, прилетала птичка! Мы её прогнали, и она улетела!
И Зюзя исчез!  Дети помогали искать его. Принесли мне его с переломанной ножкой…Видно, всё-таки, побывал под шваброй!
      Хорошо, что бабушка задержалась у нас в гостях, поэтому я, оставив её с внучкой,  тут же, спеленав Зюзю, остановила машину и поехала к Привозу,, где был ближайший ветеринарный пункт.
Был конец рабочего дня, и врач в отсутствии пациентов, пошёл погулять по Привозу.  Но мы не уходили, надеясь, что врач ещё заглянет в кабинет.

   И он пришёл. Осмотрел нас и процедил сквозь зубы:
    - Вам что. милочка, делать нечего?! Отрежем ей лапку - и всех дел!
   - Да Вы что? Вы ведь врач. Как Вы можете такое предлагать?! !
   - Женщина, у меня рабочий день кончился!
   - Мы ждали Вас целый час! Я не уйду! Буду сидеть здесь до завтра!
   - Не сходите с ума, голубушка!? Я ,кстати, вообще, с птицами, дела не имею! У нас здесь только кошки и собаки бывают!
   - Но вы же врач…- твердила я,-  поставьте себя на её место! Как она сможет ходить на одной ноге?  Вы смогли бы?
  Он с иронией смотрел на меня, Потом решился:
   - Вы ненормальная! Чёрт знает что, из-за какой-то галки… Лена! – позвал он  помощницу в белом халате.- Принесите мне коробок спичек! И купите в соседнем ларьке синюю изоляционную ленту! А Вы будете мне ассистировать,- это уже было сказано мне.  !

     Он поджёг и сразу потушил с десяток спичек, таким образом очистив их от серы, приготовил изоленту и ножницы. Я крепко держала Зюзю кверху лапками. Но когда врач  стал обкладывать перелом спичками и туго обматывать лентой, бедняга Зюзенька стал клевать мои противные, жестокие руки,  и его с голубизной глаза, мне казалось, наполнились слезами. Птицы, конечно, не плачут, но я плакала  за него.  Как несправедливо, что птица не может  известить, как ей больно! Она тихо, без звука, страдает и умирает молча!  Боже, какую пытку вытерпела птичка!  Но вот врач закончил своё дело и провожая нас на крыльцо, даёт нам советы:
    - Посадите её на окно, между рамами, она не должна много двигаться. Дней 10. Но и потом ленту не снимайте подольше.
И перестаньте лить слёзы. Всё будет хорошо. Срастётся ножка.
    - Вы гарантируете? Вы уверены?– я была счастлива поверить.
    - Ой, езжайте уже ради Бога. Надоели Вы мне со своей галкой!
И не взял ни копейки. Даже и не намекал.
   

     Десять дней промучился Зюзик между рамами. Каждый день я брала его в руки, носила по комнате, как ребёнка. Приходили в кухню, к крану. Раньше Зюзя любил плескаться в раковине под струёй. А теперь я с пальца капала ему на клювик и головку,  ведь был жаркий август. Потом Зюзя поместился в клетку, из которой вынули все перекладины,  С каждым днём он всё смелее становился
и активнее, И клевал ленту на лапке, пытаясь от неё избавиться.

   А мы тем временем договорились с моим тестем. Он на пенсии серьёзно увлёкся пчёлами и с напарником они имели 4 или  5 ульев. Каждое лето они размещались в лесопосадке, у  полей, засеянных подсолнухом Там цвело всё подряд, и сады, и разнотравье, и акация.   Муж привозил им продукты, а за это зимой нас радовали мёдом.  Вот они и пообещали присмотреть за нашей галочкой.

    Когда мы сняли ленту с лапки, она полностью  была здоровой.
Расставаться было грустно. Но мы знали, что Зюзя там не пропадёт.
Поначалу он всё время летал поблизости, не отказываясь от остатков обеда. А потом стал дичать и, наконец, обрёл товарищей среди галок и ворон.  Его уж было и не отличить от остальных галок,
     Но стоит мне и сейчас услышать звонкий крик галки, как
сердце радостно замирает!. Она была членом нашей семьи, любимым, дорогим  родственником, и мне всегда казалось, что она понимает меня и любит! Потрясающее чувство, скажу я вам,  незабываемое!