Если о нас пишут в газетах,... гл. 10. детдомовец

Роза Салах
- Дети, завтра к нам приедут журналисты газеты «Марийская правда». Прошу в комнатах навести порядок. С утра воспитатели у тёти Жени получат сменное постельное бельё, девочкам и мальчикам выдадут новую школьную форму. До конца учебного года осталось два дня. У семиклассников только консультации, - на ужине объявила дежурная воспитательница Галина Емельяновна. - Уроки в седьмом классе закончились.
- Знаете, кто завтра дежурит? Семиклассницы Настя Герасимово, Роза Николаева, Лида Глушкова. Надо бы на дежурство прийти пораньше: надо тесто на булочки замесить, фарш на котлеты прокрутить, две фляги картошки почистить, работы много, - вытирая руки о фартук, поглядывая на дежурных девчонок, спокойно сказала тётя Даша.
Она доверяла Насте, зная, что та умеет ставить тесто, как это делает она сама. Лида точно взвесит тесто и фарш на каждую булочку и котлету. Никого не обидит. Роза и картошки почистит, поможет испечь булочек, пышных, поджаристых. На противнях их вынесет, раздаст ровно столько, сколько детей в общем доме.
К концу ужина в столовую вошла Мария Александровна, строго предупредила:
- Если о нас пишут в газетах, значит, не так уж плохо живём. Кто должен быть в школе, сидит за партой. Как обычно. Поливаете цветы, посаженные овощи. Будьте в детдоме! Никуда не исчезайте!
Коля шепнул Гасиму:
- Слышишь? Терпеть не могу, когда фотографируют, пишут о тебе, а ты?
- И я. Куда бы исчезнуть?
- Ты Что? Не понял? Мария Александровна узнает, что нас в детдоме нет.
- Понял! Не узнает. Я должен сидеть на уроке. Первый урок - русский язык. Марина Николаевна мне за учебный год оценку вывела - пятёрка. Вот! А ты - выпускник.
- Давай с тобой махнём на рыбалку. Аркадий Славку привёз. Как бы от него скрыться?
- Да пусть твой племянник с нами идёт. На плечи не просится, сам рыбачит.
- Пойдём на пруд за Афанас-Солу. С восходом солнца, слышишь?
С восходом солнца трое с удочками шагают по широкой площади Вятского. Никто не заметил, как из спальни на цыпочках вышли двое. Сторож тётя Анна на стульях задремала, клубок толстых шерстяных ниток с крючком лежат у её изголовья, недовязанный носок валяется на полу. Слава, теперь второклассник, ждал рыбаков у калитки под густой, распускающей жёлтые цветы акацией.
- Ты бабушке сказал, что на рыбалку идёшь? - спросил дядя Коля.
- Нет.
- Почему?
- Бабушка не отпустит.
- И то правда.
И вдруг громко, с хрипотой закричал петух Реутовых, ему начали вторить другие, разнеся по всему посёлку дружный петушиный хор. Ни ветра, ни облачка на светлеющем розовом небе. «Хороший улов будет», - подумал Коля.
Приблизились к Ронге - речке, к мостику, видят: прямо у омута удобно устроились, забросили удочки два Вани, Демаков и Царегородцев. Никого и ничего вокруг не замечают.
- Вот дают! Гасим, гляди. Когда они из детдома ускользнули? Ты слышал? Ванька Демаков - твой сосед по кровати, кровать Царегородцева у двери, - удивлённо спрашивает Коля.
- Я их видел, - перебил дядю Славка, - оба Ваньки вышли со двора. Который выше, спал с Яшкой-конюхом на сеновале. Демакова я знаю. Он из окна вылез.
- Ладно. Идём дальше, к мельнице у Афанас-Солы, пусть они здесь ловят! - заключил Гасим.
Неподвижный мелкий пруд сплошь зарос камышом. Всё было тихо. Слышались плескание рыбы да раскаты соловья.
- Коля, смотри - колья над водой в протоках видны. Что это? - спросил Гасим.
- Это же крепление морд (плетёных корзин), морды с крылышками. Так люди, понимаешь, ловят рыбу. Вот дают, а?
- Точно, это морды. Давай поплыли. Стоп! В кустах спрятана какая-то лодка. Знаешь, чья? Аркадия, нашего завхоза, - подтвердил Гасим.
- Дядя Аркадий рыбу ловит сетью в Гришино. Значит, его сеть и в этом пруду есть. Слава, а ты стой на берегу. Вернее, лучше лови рыбу вот здесь. Забрось удочку. Устраивайся.
- Знаешь, Коля? В апреле, месяц назад, завхоз Аркадий Иванович отправил нас с Мишкой Лежниным в магазин за бутылкой водки. Продавцу Егору Ивановичу говорим: «Это не нам, а нашему завхозу. Он с мужиками рыбу ловит. Замёрзли. «Продавец ответил: «Так им надо не одну, а три».
Друзья плывут в лодке Аркадия Ивановича к противоположному берегу, протоке, ближе к мельнице. Мельник, главный браконьер, вышел из избушки, обходит свои владения.
- Гасим, точно, это его морды. Чьи же ещё? Он поставил. Сколько колышков торчит! Надо мелкую рыбу выпустить, освободить!
Рыбаки спрятались в кустах, ждут, когда уйдёт мельник. Он потоптался на месте, постоял, с себя стряхнул то ли муку, то ли пыль, оглянулся вокруг и направился к деревне.
Мальчишки подняли одну морду - пусто, другую - плещется линь, большая рыба и не одна, много. Третью - попалась мелкая рыба, выпустили её на свободу.
- Хватит, надо уходить! - предлагает Гасим. - Мельник может вернуться в любое время. Лодку закрепим на том же месте. Слава, молодец! И он поймал линя, немаленького.
- Не хочу отсюда уходить, рыбу буду ловить, - захныкал Слава. - Нечестно, вы без удочки рыбу где-то достали! Не пойду с вами!
- Пойдёшь, а то в следующий раз тебя с собой не возьмём. Понял? - убеждает племянника дядя Коля. - Домой пора. Приближается чёрная туча.
Вдруг поднялся ветер, и в этой тишине закачался камыш и на пруду зашумели ветлы. Шум становился всё сильнее. Слава бежал, не отставал от мальчиков. И рыбу, и удочку его нёс дядя Коля.
Автобус с журналистами и фотографами подъехал к детскому дому. Весь персонал был на работе. Воспитатели успели поменять постельное бельё, переодеть детей. В коридоре появился тот же красивый ковёр с разноцветными узорами. На террасу вынесли комнатные растения. Знаменитая терраса была вымыта. Посередине её поставили столы и стулья. Переодетые дети, чистота и уют в здании, на территории детдома - всё так нарядно, празднично.
Журналисты побывали и в школе, и в комнатах мальчиков и девочек, и на террасе, где посидели, послушали песни, игру на баяне, гитаре и балалайке в исполнении детей. Они побеседовали со всеми. Тётя Даша и директор детдома Пушкина Мария Александровна гостей пригласили в столовую. Люся Теплякова, Рита Савельева и Валя Соловьёва гостям преподнесли связанные ими воротнички и вышитые салфетки, а Лида Маркова редакции газеты «Марийская правда» подарила искусно вышитую скатерть.
На небе неожиданно появились сплошные тёмные тучи, надвигалась гроза. Ветер утих, Наступила тишина, которая предвещала близость дождя. Умолкли птицы, почуяв запах грозы. Дождь был совсем близко.
Рыбаки: Демаков и Царегородцев, Коваленко с племянником и Гасим - успели вбежать на террасу до того, как грянул гром и разразился ливень.
Через неделю на одной из страниц республиканской газеты» Марийская правда» за май 1952 года появилась статья «Забота Родины», рассказ о жизни воспитанников Вятского детского дома. 
                На фото: автор - второй ряд, слева крайняя