На украинском фронте без перемен

Владимир Волконский
НАКАНУНЕ 22 ИЮНЯ…


Приближается роковая дата. Друзья мои, я, конечно, понимаю, что Украина не гитлеровская Германия и уверен, что она никогда таковой и не станет, однако опыт предыдущих поколений учит нас, что история имеет тенденцию повторяться – один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. И трагедию все мы уже видели. Поэтому, накануне 22 июня как-то начинаешь внимательнее оглядываться по сторонам и дуть на холодное. Уж очень ситуация располагает.

Все мы помним войну 08.08.08, которая началась синхронно с открытием Олимпийских Игр в Пекине и все мы знаем, что начинается в РФ 14 июня. Грех, знаете ли, Путину не испортить обедню, тем более, что руки у него в этот момент будут связаны. И на Украине есть силы, которые именно так и думают. И не безосновательно. Оперативное реагирование возможно только силами «северного ветра» и корпусов ВС самопровозглашенных республик, а они, сами понимаете, не железные. Если наступление начнется массированно по всему периметру соприкосновения, то украм, используя свое численное превосходство и элемент внезапности, прорвать 1-ю линию обороны не составит большого труда в 2-3-4-х местах одновременно, и смяв защитные порядки на плечах обороняющихся войти в плотную городскую агломерацию уже в течении первых 36 часов эскалации, откуда потом их выкурить будет невозможно, не допустив при этом массовой гибели гражданского населения. Они этой идеей а-ля хорватская операция «Молния» (1995 г) бредят уже 2 года.

В данный момент наблюдаем реализацию их плана по медленному выдавливанию сил ВСН и продвижению ВСУ в серую зону (таким макаром они отжали территорию и уменьшили нейтральную зону уже в 13 местах по линии соприкосновения). План, вроде бы, бесперспективный, если рассматривать его, как конечную задачу (так отжимать территорию они будут еще порядка 100 лет), но совсем не бесперспективный, если рассматривать его, как промежуточный, направленный на отвлечение внимания от  направлений основного удара при реализации плана молниеносного броска.


Вот что пишет на эту тему бывший командир батальона «Восток» Александр Ходаковский:

1. Минское перемирие, в принципе, завершилось. В районе Бахмутки (Желобок), Горловки (Зайцево, Чигири), Ясиноватского блок-поста, Донецкого аэропорта, Докучаевска и в ряде других мест - постоянно имеют место пехотные стычки и артиллерийские бои с потерями с обеих сторон (по 3-5 - часто больше 200-х ежедневно, плюс вдвое-втрое больше раненых). Противник постоянно пытается продвинуться в нейтралке (серая зона, в которую ранее входили, например, Чигири - уже съедена, теперь речь идет именно о нейтралке). Обычно противник оперирует силами «усиленный взвод - два взвода». Занятые местные объекты немедленно укрепляются и уже не сдаются. Местами такие попытки отражаются, однако слишком часто их отражать некому и нечем - линия фронта сдвигается еще на несколько сотен метров. В результате общего превосходства укров в 1-ой линии (2-ю даже не берем в учет - она противником пока не используется, а у корпусов ВСН 2-ой линии просто нет, как таковой) - время от времени войска ЛДНР вынуждены оставлять свои передовые позиции, чтобы избежать окружения и напрасных потерь. Однако, на тех участках, где противнику по каким-либо причинам невыгодно проявлять инициативу – «перемирие» сохраняется - там корпуса старательно игнорируют все перемещения противника, поскольку запрет на открытие огня первыми продолжает действовать.

2. Основными направлениями активности противника, как и ранее, остаются: Бахмутка, Дебальцево, Горловка, ЯБП, Докучаевск. На всех данных направлениях противник имеет крупные резервы в непосредственной близости от фронта, готовые в любой момент нанести массированный удар, нацеленный на захват указанных пунктов. Кроме того, под существенной угрозой (в связи с тем, что оборона напоминает тут редкое сито) - Петровский район Донецка. В случае масштабной атаки противника силами полных БТГ при активной поддержке артиллерии - фронт в указанных районах продержится от 2 до 3 часов максимум. После чего противник может прорваться и выйти на оперативный простор, поскольку существенных тактических резервов у корпусов (и мешанины всяческих ведомственных спецназов, которыми залатаны прорехи в боевых порядках линейных бригад) не существует, а немногочисленные стратегические резервы быстро прибыть к местам прорывов не способны по множеству объективных и (чаще) субъективных причин, накопившихся за 3 года минского идиотизма и общего пофигизма.

3. Не смотря на предпринимаемые властями усилия, численность боевых подразделений корпусов продолжает оставаться на одном очень низком уровне, а местами и падает. Техническое состояние боевой техники, обученность войск и прочие показатели, оказывающие решающее влияние на исход боевых действий - также не радуют. Качество командного состава «советников» - нередко ниже всякой критики. (Данные по бригадам сообщу, кому следует, но, как показывает практика, это никак не повлияет на ситуацию. Пока такие уроды, как Кремень, командуют бригадами, а после идут на повышение - угроза разгрома корпусных подразделений вследствие вопиющей некомпетентности и моральной нечистоплотности военачальников - будет оставаться в числе основных).

4. Предполагаю, что (как ранее писал в «вариантах») противник может (если разрешать «дорогие американские партнеры») нанести именно «ограниченный удар», в кратчайшие сроки захватив Горловку, Ясиноватую, Дебальцево, Докучаевск, Петровский район Донецка, Желобок и ряд других пунктов. После чего остановиться, окопаться и смотреть - как будут реагировать кремлевские, попутно отражая хилые контратаки остатков корпусов. Если «северный ветер» подует с большой мощью - тогда укры, упорно обороняя захваченное, с удовольствием нырнут в какой-нибудь Минск-3 (попытавшись закрепить успех). Если нет - пойдут дальше. Когда они это сделают - не знаю. Но подготовку к подобной атаке они, практически, уже завершили.


Прочитали? Какие мысли? Стремно, да? Но не спешите рвать на себе волосы. И вот почему. Пишет это Ходаковский, сами понимаете, не в Штаб ООС ВСУ вновь назначенному командующему ООС генерал-лейтенанту Луневу, а кураторам в Кремль, но поскольку документ сей в открытом доступе, то преследовать он может и прямо противоположные цели, про которые вы и не подумали. Не первый раз уже Ходаковский рвет на себе волосы с криками: «Усё пропало, шеф! Гипс снимают, клиент уезжает!» - оборона ЛДНР дырявая, дисциплина падает, командиры не соответствуют занимаемым должностям, укры вот-вот начнут свое наступление и если не принять срочные безотлагательные меры, (а именно назначить меня на все посты сразу), то я ни за что не ручаюсь. Поскольку ситуация патовая, то рискую предположить, что данная утечка может служить еще и приглашением укров к активным действиям. Как ни странно это сейчас прозвучит – именно их наступление и развяжет руки Кремлю со всеми возможными последствиями для Украины. Минск-2, зашедший в тупик, нормандский формат, топчущийся на месте, даже обсуждение ввода миротворческих сил на территорию самопровозглашенных республик ни на шаг не приближают Кремль к разрешению давно перезревшего украинского вопроса.

Уже сейчас очевидно, что признание легитимности нынешнего украинского руководства в надежде на его адекватность, было ошибкой. Все последующие события только подтвердили это предположение. Делегитимизировать существующий на Украине режим в данный момент не представляется возможным, как только, если не в случае откровенно его недружественных агрессивных действий по отношению к РФ, что невозможно априори – самоубийц там нет. Чего не скажешь про ЛДНР – эскалация боевых действий там, в принципе, возможна, и о чем некоторые силы в Киеве только и мечтают, поскольку это единственный путь продлить им свое существование и повысить шансы во внутриполитической борьбе. Поэтому я бы не рассматривал письма Ходаковского на деревню дедушке с позиций шкурного интереса, а предположил более тонкую игру (Александр Ходаковский, конечно, не поп Гапон, но фактически вариант ловли на блесну украинского командования ООС со стороны ФСБ я бы не исключал). И пусть вас не смущает ответ ВВП на вопрос Захара Прилепина во время его недавней Прямой линии - о фатальности для укры ее попыток во время ЧМ предпринять какие-либо силовые действия по изменению статуса-кво на Донбассе. Вы все знаете, кем и где работал Путин до нынешней своей должности. Читайте по губам – Кремль токо ЭТОГО и ждет. Все силы для реагирования находятся в полной боевой готовности. Резервы аккумулированы вдоль всей украино-российской границы. Подразделения постоянной готовности переведены в режим – «развертывание в 2 часа». Украм никто 36 часов не даст. И пусть вас не смущает активность НАТО на наших северных границах, беспрецедентные по задействованным силам (3 тыс. только американских военнослужащих 2-го кавалерийского полка сухопутных войск США и 1500 единиц боевой техники) учения в Прибалтике, которые сейчас начались на военных полигонах Эстонии и Литвы и закончатся лишь 21 июня. И проходящие одновременно с ними национальные учения Perk;no griausmas («Гром Перкунаса»), учения литовских сил специальных операций Liepsnojantis kalavijas («Пылающий меч»), учения под командованием США Saber Strike («Удар сабли») и учения НАТО Steadfast Cobalt («Прочный кобальт»). Путин ошибок Сталина уже не повторит. Закрывать глаза на «провокации» противника никто не будет, тем более, что токо их он и ждет. Предстоящая 11 июня в Берлине встреча нормандской четверки в формате министров иностранных дел станет последней точкой бифуркации, после которой либо силовой сценарий окончательно заменят на миротворческий, либо ждите неожиданностей. И они, отнюдь, не будут связаны с начинающимся чемпионатом мира по футболу.

Вам чего больше хотелось бы – чтобы сборная РФ стала чемпионом мира или чтобы разрешился, наконец, в нашу пользу украинский кризис?


Дабы у вас не сохранялось ненужных иллюзий относительно переговорной составляющей данного конфликта интересов между РФ и США, при том что США не являются участником нормандского формата, я приведу только несколько доводов.

1. Ни обострение под Горловкой, ни какие другие провокации со стороны ВСУ дипломатическими методами остановить невозможно, так как они являются частью долгоиграющей стратегии США по поддержанию конфликта на Украине в горячей фазе и недопущению его заморозки по приднестровскому сценарию. Киев и дальше будет реализовывать план по медленному выдавливанию противника и своему продвижению в серую зону (и не только на горловском направлении), не считаясь с потерями, для поддержания управляемого конфликта в горячей фазе. Потери в живой силе и мат. части позволят ему сохранять текущий уровень интенсивности боевых действий годами, поскольку они далеки от неприемлемых.

2. Все могут наблюдать, что из искомой вилки между войной капитуляцией Кремлю не дают выскочить уже 4 года. И глупо было надеяться, что с приходом Трампа что-то изменится к лучшему и он откажется от стратегического преимущества, достигнутого здесь его предшественником (если только не в обмен на уступки в других геополитически важных для США регионах). Прошедшие 4 года позиционной войны лишь подтвердили очевидное, если кто-то рассчитывал, что сработает дипломатия, то тут их, конечно, ждали сюрпризы. Поэтому от грядущих переговоров в Берлине ваще ничего не жду – не с кем там Лаврову разговаривать, нет там американской стороны, а европейская ее составляющая не более, чем политические декорации (по степени их влияния на Киев).

3. Замена Суркова на Бабича в формате спецпредставителей тут ничего не изменила и изменить не могла, поскольку все возможности по изменению ситуации были утеряны еще в 2014. А сейчас поздно пить боржоми, когда почки отключили… РФ, конечно, будет еще пытаться реализовать инерционный сценарий, в расчете на заморозку конфликта и внутреннюю деструкцию существующего фашистского режима, но результат скорее будет нулевой, поскольку, в отличие от наших американских визави, у нас нет рычагов влияния на киевский режим.

4. В итоге, спустя более чем 4 года войны на Донбассе ни та, ни другая сторона пока не достигли желаемых стратегических целей. США так и не смогли выдавить Россию с территории Украины, Россия так и не смогла использовать имеющиеся зацепки на Донбассе для возвращения влияния на Украину в желаемом ключе. Надежды на то, что это может произойти через некие международные переговорные форматы не оправдались, почему это должно произойти сейчас в Берлине – я не знаю?


ВЫВОДЫ: На лицо имеем явный военно-политический тупик, который не способны разрешить ни переговоры в нормандско-минском формате, ни поддержание статуса кво на линии разграничения, ни попытки обойти тупик через сирийскую войну. Возникший стратегический пат (в условиях отказа сторон от попыток завладеть инициативой через полномасштабное наступление) на текущем этапе не имеет военно-политического решения и обречен оставаться заложником неустранимых противоречий в отношениях США и РФ. Решение вопроса возможно только путем личных договоренностей между Трампом и Путиным, встреча между которыми откладывается по независящим от нас причинам. Если таковая и состоится, то каждая из договаривающихся сторон попытается выйти на нее с сильной переговорной позицией. И я не исключаю, что Трамп захочет поднять ставки, поставив РФ перед неразрешимой дилеммой – вступать в открытый конфликт с Украиной или нет. Всё должно произойти еще до 22 июня. Мы все вошли в режим максимальной турбулентности. Точка бифуркации будет 11-ого. Смотрим, делаем выводы…

10.06.2018