По прочтении

Нелли Мельникова
                Кто знает - вечность или миг
                Мне предстоит бродить по свету.
                За этот миг иль вечность эту
                Равно благодарю я мир.
                Б.А.
               
               
 
Только что закончили с мужем «коллективное» чтение вслух интересной, увлекательной очень познавательной книги Бориса Мессерера «ПРОМЕЛЬК   БЕЛЛЫ»  (Романтическая хроника.
(Издательство АСТ  Москва 2017 год)
Книга и по формату, и по объёму очень большая (847 страниц), но интереснейшее её содержание, включающее не только авторский текст, но стихи героини – одного из крупнейших поэтов нашего времени -  Беллы Ахмадулиной,  переписку с многочисленными друзьями и поклонниками её замечательного таланта,  огромное количество великолепных фотографий, чаще – выдающихся мастеров этого жанра, превращает чтение этого фолианта не только в удовольствие, но и в источник познания множества новых фактов и явлений в мире искусства нашего времени.

И название книги, и жанр  - романтическая хроника  -  уже предполагают, что основными мотивами книги станут Любовь к Белле, восхищение  ею как поэтессой и интересной, всегда немного загадочной личностью; её талантливость и тот огромный пиетет, с которым к ней относились все, её окружавшие, а также оберегание её от различных неурядиц быта, к которому она совершенно не была приспособлена.

Романтическому настрою хроники весьма способствовал и ряд таких качеств героини, как поэтичность слога, даже в прозе, учтивость, застенчивость чувство своей  греховности, с которой она не могла (не умела?),  справиться.

 Дети её (две дочери) навсегда были оставлены на попечение бабушки (её матери) и домработницы, а на кухне, за приготовлением обеда, её и вовсе представить невозможно, поэтому им с Борисом был знаком весь пищеблок страны (и не только) от многозвёздных ресторанов до самых убогих забегаловок (особенно в Тарусе), к которым они относились  с чувством снисходительного юмора.

Зато уж духовная жизнь этой пары поражала динамичностью, богатством и интенсивностью – Борис выставлялся как художник, а Белла всегда и везде с неизменным успехом читала свои стихи.
Их искусство понимали и ценили не только в СССР, РФ, но  в Америке и Европе, которые они исколесили вдоль и поперёк.
Очень любима была Белла в Грузии, за любовь которой платила горячей взаимностью.

Рассказывая о Белле, автор  свободно, многогранно, с глубоким пониманием поведал и о художественном бомонде  русской эмиграции, многим из которых чета и особенно Белла основательно помогала, часто рискуя попасть в немилость.
Но Бог хранил их.
Они и в СССР, и в России были любимы, обласканы и увенчаны многими званиями и наградами.
Под конец жизни Белла много болела и теряла зрение, и тогда её глазами становился Борис, делая это умело и деликатно.

Очень импонировало то обстоятельство, что автор хроники сознательно опустил период ухода Беллы и всех связанных с этим  ритуалов.

Пусть все помнят живую и светлую Беллу в кульминационный момент чтения своих стихов в притихшем переполненном зале.
Так её и запечатлел в своём памятнике Борис Мессерер, поставив его в Тарусе на берегу Оки.

P.S. Фотографии из книги Б. Мессерера.
Благодарю авторов.

Уважаемый читатель!
 То, что ты только что прочёл или просмотрел «по диагонали»  - не исследование, не комментарии, даже не рецензия, а «тёпленькие» впечатления после прочтения  с пожеланием:
 Прочтите эту замечательную книгу!