6. Эсфирь Сергеевна Косицына

Михаил Самуилович Качан
Дебора Яковлевна очень тепло вспоминает Эсфирь Сергеевну Косицыну, у которой иногда оставалась на ночь:

«Там была такая у них Эсфирь Сергеевна Косицына, с которой мы близко общались. Это их классный руководитель, преподавательница английского языка, ко мне и к Саше она хорошо относилась. Но эти ночёвки были исключениями».

«Эсфирь Сергеевна сыграла очень большую роль в избавлении Саши Горбаня от мифов, с которыми он жил: – Самиздат в то время среди нас особо не ходил, –говорит Саша, – это потом я уже читал его довольно прилежно, тогда же я просто не имел к этому доступа»

Но что должно было случиться, – случилось:

«Однажды наша преподавательница Эсфирь Сергеевна Косицына, с которой мы часто говорили об истории, о политике, – пишет Саша, – дала мне почитать речи прокурора СССР Вышинского. И они произвели на меня неизгладимое впечатление своей подлостью.

До этого я был пионером-ленинцем. Мама так меня воспитала, она считала, что лучший способ нормально прожить в нашем обществе – это придерживаться общепринятой веры. Она была неправа: слепая вера опасна.

А когда я уже самостоятельно обнаружил (с большой «помощью» Вышинского), что наша государственная «вера» – это обман, я стал достаточно свободолюбив и не скрывал своих убеждений».

Я спросил у Александра:

– Судя по Вашему интервью Лейферу, Э.С. Косицына своей книгой о судебных процессах 30-х годов изменила Ваше отношение к большевикам и советской власти. Как Вы считаете, она сознательно это сделала? Или это был случайный и непредвиденный эффект. Не думаю, что она хотела сделать из Вас противника власти.
Александр Горбань ответил мне:

– Что Вы, конечно не хотела, вменяемые люди практически никогда не имеют таких явно артикулированных мотивов.

Просто типичная для педагога из 60-х страсть к просвещению. Особенно в контексте процесса Даниэля и Синявского – именно о нём был разговор с ней перед чтением, а Саня Даниэль учился с нами...

Дебора Яковлевна замечает:

«Наверное, в НГУ было достаточно много мальчиков с таким же воспитанием. Но не у всех была такая же впечатлительность и такая же реакция, как у Саши Горбаня».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/05/285