Очень короткий полет или в воздухе нет авторитетов

Владимир Лыгин
                ОЧЕНЬ КОРОТКИЙ ПОЛЁТ ИЛИ В ВОЗДУХЕ НЕТ АВТОРИТЕТОВ
               
 - 85347, заход разрешаю, снижайтесь пока 900 метров.
 - Логинов, ты что делаешь?! Забыл, кто там на борту? – закричал старший смены, подбежавший к пульту диспетчера, управляющего вылетающими и заходящими на посадку самолётами.
 - Знаю, - ответил тот коротко и, нажав кнопку громкой связи, спросил у коллеги, который находится рядом со взлетно-посадочной полосой, разрешает взлеты самолетов и визуально их контролирует:
 - Марат, ты что-нибудь видишь?
 - Да! Облачко за левым крылом вижу! Взлетел, в набор высоты не идет, начинает левый разворот.
  - Выпускай «тушку»! Они ведь вправо на Сургут?
 Логинов понимал, что если самолет не пошел по заданному маршруту, то значит, он намеревается выполнить срочную посадку, и надо  немедленно освободить  полосу.
 - Выпускаю.
 Пока коллега давал разрешение на взлет следующему взлетающему борту, Логинов коротко рассказал старшему, что когда учебный Як-40 разбегался по полосе, выруливавший следом экипаж в эфир сказал, что видит белый шлейф от левого крыла. Не выходит ли керосин?
 Все,  кто представляют  особенности заправки этого самолета, знают, что иногда, если нужно налить полные баки, то заливают сверху, с крыла. Неужели бортмеханик потом забыл закрыть в спешке все крышки и лючки?   Такое крайне редко, но случалось.
 Теперь, за короткие секунды, пока экипаж взлетал и, вероятно, проверял и обдумывал полученную информацию, он принимал свое решение – что делать в сложившейся ситуации.
 Кого заводить первым на посадку он уже решил – тут сомнений нет. Если экипаж учебного самолета решит возвращаться в Уфу, сделав короткий круг, то он обеспечит этот заход в первую очередь, даже не смотря на подконтрольный рейс с «Главным пассажиром» республики.
 Больше его волновало другое. Чем можно помочь экипажу, оказавшемуся в такой взрывоопасной, в прямом смысле слова, ситуации? Как там на борту? Что на самом деле случилось? Интенсивно ли убывает топливо? Не засосет ли это облако мгновенно испаряющегося на такой скорости керосина в двигатели, которые у «Яка»  расположены за крылом, в хвостовой части самолета, а там помпаж и пожар?
  - Уфа, 87710! После взлета, набрал 500, разрешите срочный заход на посадку – повышенный расход топлива.
 Логинов все понял – произошло худшее, о чем он успел подумать.
 Отметка от самолета появилась на экране его радиолокатора. Экипаж явно хотел побыстрее завершить этот полет, сокращал схему захода.
  Логинов постоянно подсказывал ему место полета, фактическую погоду, запретил занимать полосу для взлета другими самолетами, и все время думал, пытался определить обстановку в кабине. Ведь там только командир и механик - опытные летчики. В кресле правого пилота - курсант-выпускник, да еще в салоне таких выпускников Актюбинского лётного училища с десяток. Они вылетели для контрольной проверки, у каждого курсанта по участку маршрута. Кто-то летел от Актюбинска до Магнитогорска, кто-то  потом до Уфы. И вот теперь такой случай на участке Уфа – Бугульма.
 Далее  разбирательство, пояснительные….
 Эх! Сели бы еще!
 Логинов посмотрел на отметку другого борта, приближающегося к аварийному самолету.
 - 347, заняли 900?
 - Следую 900. Что там у вас?
 Галлямов - узнал Логинов голос командира. О том, что с «Главным пассажиром» летает он сам, было известно.
 - 347,  у нас аварийная ситуация. На Як-40, похоже, не закрыли горловину топливного бака. Борт впереди вас, чуть левее, будет выполнять внеочередную посадку, ваш заход за ним.
 - Да вижу я его хорошо! - голос  Зама по организации летной работы Объединённого авиаотряда был скорее озабоченным, чем раздраженным.
 - Ну, слава Богу! Он меня понял, -  подумал Логинов.
 - 347, наблюдайте за бортом, при необходимости докладывайте обстановку.
 - Ну, ты совсем обнаглел! У него 160 пассажиров, да еще подконтрольный рейс, – глаза старшего диспетчера округлились.

 - Правильно! Он знает, что делает. Продолжай. В воздухе нет авторитетов! - раздалось сзади.
 Виктор Васильевич! РП! Он всегда появлялся в нужный момент, помогал в сложных ситуациях.
 Логинов молча благодарно посмотрел на подошедшего начальника смены, которого все в шутку про себя называли «Андерссон».
 - 710, как ситуация на борту? Контролируете остаток топлива?
 Он понимал, что бортмеханик, вероятно, уже сделал все необходимые действия, переключил подачу топлива в двигатели на другие баки, но надо было знать обстановку на борту, ведь не известно, еще совсем не известно – как и чем закончится этот полет.
 - 710, удаление 11, подходите к глиссаде.
 - 710  шасси выпущены, к посадке готов! – по голосу-то мальчишки ведь совсем – почти шёпотом сказал за спиной РП. - Ну, тяните, ребята. Еще пару минут и будете на земле.
 - 710, посадку разрешаю!
 Шаповалов снял трубку зазвонившего телефона:  "Ничего мы не вытворяем, Афанасьич! Ну и что, что «Главный пассажир»? Ты приготовился встречать аварийный борт? Вот и встречай. А потом уже  Шакирова встретишь".
 Как томительно тянутся эти минуты, секунды… Капельки пота предательски щикотят спину под синей форменной рубашкой, галстук почти душит, будь он неладен…
 - 710 - посадка!
 - 347 выполняю первый разворот, захожу на посадку! – в голосе Галлямова слышны нотки облегчения. Конечно, и он переживал за исход и этого, ведь ему теперь возглавлять комиссию по расследованию данного случая, а уж большому начальнику на борту он объяснит ситуацию, если тот вообще понял, что произошло.
 Через некоторое время, когда Логинов осмыслил ситуацию, подменившись, чтобы выпить чаю и передохнуть, в коридоре раздались громкие голоса, дверь в зал управления полетами резко открылась и вошли РП  Шаповалов и Галлямов, командир того Ту-154, с «Главным пассажиром» республики.
Высокий, в ладно сидящей Аэрофлотовской форме, командир улыбался.
 Вроде все нормально, ругаться не будет, - пронеслось в голове у Логинова.
 - Ну,где этот герой?  Молодец! Все правильно сделал.
Галлямов пожал Логинову руку и, обращаясь к РП, произнес:
 - Когда у него повышение в классе?
 - Да вроде рано еще. Молодой совсем.
 - Ты напиши ходатайство, а я сам знаю, что делать.
Галлямов коротко попрощался со всеми и ушел.
 
Вскоре закончилась смена, Логинов в хорошем настроении поехал к себе в общежитие. Сгущались сумерки, сильно хотелось спать. Он почти успокоился, только в голове все время прокручивался этот короткий полет. А ночью он проснулся от того, что увидел взорвавшийся в небе самолет.
 Коротким был тот полёт, но запомнился надолго.


От автора: Шакиров М.З. – Первый секретарь Башкирского обкома партии. Член ЦК КПСС. (В современных условиях - Глава республики).

Галлямов Радик Шамсунович - в те годы - Заместитель командира Уфимского объединённого авиаотряда по организации лётной работы. Заслуженный пилот СССР. (По нынешним меркам Шеф - пилот крупной авиакомпании)

РП – Руководитель полетов аэродрома - начальник смены службы управления воздушным движением.

 На фото - самолет Як-40