На исходе лета

Людмила Вятская
Подойдя к колодцу на своём участке, я услышала голос шестилетнего Артёма:
 - Привет! - кричал он мне из-за забора.

С соседями мы обычно легко переговариваемся, видя по плечи друг друга.
Для взрослых забор невысокий, а у Артёма своя стратегия...
Старые доски уже кое-где рассохлись и он смотрит сквозь щели.
 
 - Привет! – ответила в сторону прозвучавшего голоса.
 
Подошла ближе к забору, надеясь увидеть любопытный глаз.
Но Артём, отбежав к бане, уже взбирался на большущую тюльку.
Теперь он был почти вровень со мной и приветливо махал рукой.

 - Ты сегодня рано что-то из садика пришёл, – заметила я, чтобы начать разговор.
 - А я не спал, потому что, –  назвал причину, жмурясь от солнца. – Бабушка в магазин поехала, и меня забрала. А ты знаешь, как я теперь быстро катаюсь?!
 - На двухколёсном? – спросила с удивлением.
 - Конечно! – ответил без бахвальства, но уверенно.

 - Молодец!  Скучно без Арины? – спросила о подружке, которая приезжала на лето к соседям с другой стороны. Девочка старше Артёма на два года, но в их дуэте  играла не ведущую роль. Тему игры выбирал Артём. Это был «отряд особого назначения», который скрывался в зарослях малины и золотарника от невидимого противника. Дважды Арина оказывала «медицинскую помошь» своему другу, когда тот, попав в крапиву, заявлял о «ранении». На царапины от малины «боец» внимания не обращал.

 - Ну, да! – согласился и, вздохнув, добавил. – Летом опять приедет... А где твой дед?
 - Траву косит на другом участке. Слышишь, как триммер шумит?
 - А где это?
 - Ты что ни разу там не был?
 - Не-е-ет, – ответил, мотая головой. – Ни разу!

 - Ну, давай сходим! Покажу тебе наш пруд и беседку.
 - Ну, давай! – согласился быстро. - Только я забыл, как тебя зовут.
 - Баба Люда.

И уже через секунду он кричал в дом: «Бабуля, можно я пойду с бабой Людой на другой участок?»
Галина вышла на крыльцо.
 - Здравствуйте! – ответила на моё приветствие. – Это куда вы собрались?
 - Деда хотим навестить на том участке.
 - Ну, ты, Тёма, больно-то не бегай там. Смотри, в пруд не упади. Держись за бабу Люду!
 
И вот мы уже выходим каждый из своей калитки и идём к большому мосту, который в дни паводка позволяет дачникам перебраться через бурлящий ручей. Сейчас под горбатым деревянным мостом овражек, заросший высокой густой травой, которую никто не скашивает.
 
 - А ты знаешь, кто построил этот мост?
 - Ты? – спрашивает удивлённо.
 - Нет. Твой дед и мой дед. Твой дед сварил подставки, а мой прибил все доски.
 - Хорошо получилось, – дал оценку и тут же добавил. – Я тоже сварщиком буду, только сначала в Армию схожу.
 
Настроение Артёма выдают распахнутые горящие глаза.
И вот, когда мы идём с ним по мосту, я слышу:

 –   «О чём колокольчик звенит на лугу?
     На это ответить я вам не могу.
     Но думаю так, что звенит он с утра.
     И слышат цветы: «Просыпаться пора!»*

Что-то большое и тёплое поднялось у меня внутри  и стало подкатываться к горлу. Глаза увлажнились...
   
     –  Ой, спасибо, Артём! Мне давно уже никто стихи не читал. А чтобы вот так, стоя на мосту, вообще впервые.

Мой кавалер слегка смутился.
 - А можешь ещё раз повторить? Я хочу запомнить.

И Артём повторяет ещё раз.
Блаженно улыбаясь, я беру его за руку.

Расстояние между старым и новым участками метров сто.
Но подросшие за год ивы его частично закрывают. И с моста  его пока не видно.
Но вот мы повернули чуть вправо, и я уже вижу мужа, скосившего большую часть лужайки.
Артём (с высоты своего роста) из-за кустов пока его не видит.
Новый участок огорожен жердями в три ряда на манер американского ранчо и хорошо просматривается с дороги.
 
Загораживали от коров, которые раньше паслись на этих лугах.
В этом году ни одна корова даже рядом не гуляла.
То ли трАвы поближе нашлись, то ли люди, державшие скотину, постарели.
А молодёжь меняет приоритеты...

 - Привет! – кричит Артём и машет моему мужу рукой. Тот нас замечает и выключает триммер.
 - Привет, Артём! На экскурсию пришёл?
 - Ага, – кивает тот.
 - Да, вот решили тебя проведать и Артёму беседку хочу показать. Он, оказывается здесь ни разу не был.
 - Ни разу! – подтвердил и сам Артём. – Тут и в баскетбол можно играть! – замечает он щит, стоящий на ножках. – И подтягиваться можно! – и бежит уже к щиту, взбираясь по прибитым чурочкам на перекладину.
 
Повисев, сам спускается вниз, отказавшись от моей помощи.

На этом участке есть рукотворный большой пруд, который по весне заполняется водой метра на три, а к осени  вода обычно уходит.
В  это лето воды хватало... И пруд до сих пор наполовину полон. 
В узкой его части проложен прямой мостик без перил, который ведёт к беседке. Можно попасть туда и в обход, но Артём уверенно ступает на  мостик.

 - Тут у вас такой большой ручей! Даже маленько страшно... А Паша может прыгнуть прямо в середину!

Старший брат — Паша – непререкаемый авторитет для Тёмки. Осенью он идёт в Армию, и этот факт вызывает нескрываемую гордость младшего брата.
Все разговоры теперь так или иначе касаются службы в рядах вооружённых сил. Одежда дошколёнка: джинсы, футболка и бейсболка , и  даже маленький рюкзачок – камуфляжной расцветки.
Когда они играли с Ариной,  я часто слышала: «Отходи! Я прикрою!» «Берём их в кольцо!» И уже прощаясь в сумерках, уводимый бабушкой домой, он кричал: «Рота, отбой!»

 - Какая милая беседка! – произносит мальчик, а я вспоминаю его другую реплику, обращённую к моему мужу, которого он тогда впервые увидел в новом комбинезоне и панаме с большими полями. «Какой милый свинопас!»  – громко прокомментировал он его новый наряд. 
Я вспомнила, что читала ему как-то сказку про доброго свинопаса, за которого отец-король выдаёт замуж свою строптивую дочь. На картинке весёлый свинопас был одет точно в такой же комбинезон и панаму.
 
 - Тут у вас сиденье открывается, как в поезде, – продолжал исследование беседки мой юный спутник.
 - Да, чтобы ведро оставить, лейку, и плоскорез.

 - Можно и сумку поставить, – добавил он, вспоминая свою поездку на море. В июне они с мамой побывали в Гаграх. Сейчас она работает в Казани, и Тёма живёт у родителей своего отца, проживающего в этом же посёлке, но с другой семьёй.
Когда появляется на даче Тёмкин папа, мы слышим такой звонкий смех ребёнка, что не глядя можем сказать, кто пришёл к соседям.

 - У вас здесь и в прятки играть можно! Вон сколько места! И в войну!
 - А хочешь я тебе ещё одно классное место покажу? - говорю почти шёпотом.
 - Конечно! – отвечает тут же.
 - Идём! Это недалеко тут.
 - А мы у бабушки не спросили...

 - Ты молодец, что спрашиваешь разрешения. Но я ведь тоже бабушка. И внуков у меня столько же. И я взяла тебя под свою ответственность. Так что разрешит! Пошли!
 - Ну, пошли, – соглашается он.

Ближе к лугам,  над небольшим озерком стоит вековая ива. Её могучий ствол  в три обхвата  слегка склонён в сторону воды,  а на высоте моего роста раскидывается сильными ветвями в разные стороны. Мальчишки постарше (2-3 классов) устроили здесь как-то свой штаб. И сидели человек шесть, не мешая друг другу.

 - Вот это дуб! – изумился Артём.
 - Вообще-то, это ива. Но огромная. Я деревьев толще её в нашем посёлке не видела. Даже тополя, которые на берегу росли, и то не такие мощные, по-моему.
 - Я тоже  не видел.
 - Хочешь туда залезть? Я тебя подсажу.
 - Давай! – согласился с улыбкой восторга.

Тёмка достаточно пластичный и сильный для своего возраста.
В этом заслуга его старшего брата: и в футбол с пацаном играл, развесив старую рыбацкую сеть деда вместо ворот. И боксировать учил, прицепив на бабушкиных верёвках для белья, старую грушу, и на мотоцикле младшего брата катает, и  на лодке по Вятке...

Походив по той развилке,  Тёма хотел полезть выше, но я  испугалась и попросила спуститься.
Тут уж он от моей помощи не отказался. Спускаясь спиной и ногами вперёд, разрешил поддержать.
Возвращаясь домой тем же путём, я на мосту попросила его:

 - Ты можешь мне ещё раз прочитать то стихотворение?
 - Я могу рассказать, – поправил меня Артём. – Я пока только учусь читать.
 - Ну расскажи! – не стала я вдаваться в подробности.

 - А кто его написал, знаешь?
 - Светлана Владимировна.
 - Это ваша воспитательница?
 - Ну, да.
 - Но у стихотворения есть автор, который его сочинил. А Светлана Владимировна ведь только переписала? Или она пишет стихи?  Она поэт? Узнай, пожалуйста, хорошо?
 - Хорошо, – согласился мальчик как-то неуверенно.

 - Ты у неё так и спроси: «А кто автор стихотворения?»
 - Ладно.  А пойдём к нам! Ты у нас ведь тоже не была.
 - Вообще-то не раз  бывала. Просто без тебя заходила.
 - Пойдём,  расскажем бабушке, какие у нас были сегодня приключения.
 - Приключений у нас пока не было, –  не смогла я скрыть улыбку, – ты, наверное о впечатлениях хотел бабушке рассказать.
 - Ну, да! – опять легко согласился он.

Я решила проводить Тёму до дома. 
Бабушка увидела нас в окно и вышла на крыльцо.
И тут мой спутник говорит:

 - Заходи! Я хочу тебя арбузом угостить!
 - Извини, дружок, но мне пора и делом заняться. Деду надо помочь.
 - Тогда домой возьми! – сказал по хозяйски и посмотрел на бабушку.
Галина на секунду исчезла  в доме и вернулась с огромным куском арбуза.

 - Спасибо тебе, Артём! Ты мне подарил такой вечер! Чтобы и стихи читали не по книжке, а наизусть, да ещё и арбузом угощали... Не помню я такого случая.
 - Теперь запомнишь! – сказал с чувством исполненного долга.
 - До новых волнующих встреч, как говорит мой дед!
 - Ты его арбузом тоже угости!
 - Обязательно.


На исходе холодного лета яркий вечер ты мне подарил.
И прогулка запомнится эта. И слова, что тогда говорил.
Я стихи про себя повторяю и картинку в душе сохраню.
На мосту, как в преддверии рая, я стою и от счастья пою.






* "Колокольчик" автор Степанов Владимир.