Страхи

Евгений Солнечный
СТРАХИ - ПОДВОДНЫЕ КАМНИ НА ПУТИ К УСПЕХУ

Бытует легенда, что один правитель, в целях эксперимента, желая выяснить, насколько зависим человек от себе подобных, и как влияет на него отсутствие общения, изолировал одного, только что родившегося ребёнка, оставив при нем лишь глухонемую няню. Выпущенный через 10 лет из своего заточения на свободу, ребёнок уже так и не стал человеком, живя одними животными инстинктами. То есть его не смогли научить, ни читать, ни писать, ни говорить.
Стоит задуматься, какое будущее ждёт многих наших детей, лишённых сейчас возможности посещать детские сады. Известный педагог Никитин, например, также заявляет, что: «По тому, в каком пространстве ребёнок познаёт окружающий его мир, я  могу предсказать его будущие способности. Если он ползает по кроватке или манежу, это будет ограниченный ребёнок (по нашим меркам - нормальный). Если по всей квартире - развитый. Если по двору - вундеркинд». И действительно, любое ограничение ведёт к ограниченности ума, потому что он развивается через органы чувств.
Ко мне, как к психологу, всё чаще обращаются родители за помощью по таким проблемам: «Скоро идти в школу, а ребёнок, лишённый детсада, не только ничего не умеет, но и не желает ничем заниматься. Мало того, он замкнут, боится посторонних людей. С родителями же, наоборот, не послушен и даже агрессивен». И это в благополучных и интеллигентных семьях. Можно представить, как обстоят дела там, где царит нужда.
Недавно позвонила некая Наталья Николаевна, между прочим, тоже педагог-психолог. Я даже пошутил по этому поводу: «Что, сапожник без сапог?». «Да уж, - подтвердила она,- чужих детей учить всегда легче. В своём отечестве пророков не бывает». Жаль, что далеко не все это понимают и, насилуя своих детей ранним натаскиванием на обучение, отбивают у них всякое желание учиться ещё до школы. Забыли, что их первыми учителями были воспитатели детских садов и сверстники на той самой улице, которую мы сейчас боимся как огня.
У Натальи Николаевны двое детей, шестилетняя Катя и трёхлетняя Любочка. Беспокоит её старшая, у которой комплект вышеперечисленных проблем. Как потом выяснилось, у Любочки их не меньше. Если Катю можно сравнить с заржавевшим, от не использования, краном, то Любочку - со свёрнутым и незакрывающимся. У Кати начисто отсутствуют самостоятельность, может - и то с большим трудом - только копировать. Любочка, наоборот, ни на секунду не сконцентрирует своё внимание. Одно твердит: «Я сама!». В результате одни слёзы.
Сейчас пошла мода на раннее обучение. Но ведь и мода не каждому подходит. Если ребёнок ослабленный, то, видимо, в первую очередь нужно заботиться, чтобы поплнить его энергопотенциал. Да и, вообще, я убеждён, что до школы нужно делать основной упор, сначала, на тело, потом - на душу. Ломоносов до 18 лет не учился и стал гениальным учёным. Самое главное, чтобы были силы для учёбы. А посему, как говорил Порфирий Иванов, нужна «закалка-тренировка». И всему надо учиться: учиться делать зарядку, учиться нравственности, учиться любить, учиться жить в социуме. Но, к сожалению, даже Наталья Николаевна, которая лучше других знает, что нужно детям, только машет рукой: «Нет времени даже на себя». А ребёнок, естественно, учится на примерах.
Как мы уже отметили выше, ребёнку для развития нужно пространство, т.е. свобода. А какая свобода может быть в квартире, где каждую минуту его одёргивают: «Не бегай, не прыгай!». На улице бывают крайне редко. На море за всё лето были один раз, да и то не купались. В лес вообще не выезжали. «Ну вот вы в магазин ходите, - говорю я одной такой маме, - почему бы детей с собой не захватить. Научили бы их покупать. Потом бы они стали уже вам помогать. В шесть лет уже пора приучать к самостоятельности». «Страшно». Да, конечно, но если «волков бояться, то и в лес не ходить». Другие мамы, уже пятнадцатилетних детей, жалуются, что те ни в чём не помогают по дому, даже в магазин им лень сходить. Но дело то не в лени, а в отсутствии навыка общения с чужими людьми, в страхе перед новым, не усвоенным или, того хуже, неудачным опытом. И в сознании стоит барьер, как у заикающегося на слова, так и на действия.
Жизнь показывает, что успех напрямую зависит от способности к общению. Не случайно у нас сейчас в новых рыночных отношениях проблемы. И причиной являются различного рода страхи: сомнение, недоверие, нерешительность, которые, в свою очередь, возникают от недостатка психической энергии, то бишь, здоровья. А занимаясь с детьми развитием способностей, я заметил, что у них одновременно укреплялось не только психическое, но и физическое здоровье, т.е. они не только стали лучше учиться, но и реже стали болеть. А ведь всё это вместе взятое и составляет смысл жизни, к которому мы все так стремимся. Итак, в основе основных страхов, лежат: в начале – недостаток жизненного опыта, а в дальнейшем – неудачнй опыт.