Монолог о Диалоге

Игорь Калинин999
                10

Театральные будни.

   Отзвучали премьерные овации. Потухли яркие софиты…
Начались  трудовые  будни.
Вот  где  пригодилась  Екатерина  Николаевна  Кузнецова, отличный  бухгалтер. Поскольку  пришлось  всё  считать  и  подсчитывать: расходы, приходы, доходы…
Мы съездили на  гастроли  в  Куйбышев(тогда  ещё, ныне  Самара),  на  Урал, в Петрозаводск, вскоре  в  Финляндию, затем  в  Ленинград.
Гастролировали  в Киеве, Черкассах, Севастополе, Мелитополе, на курортах Азовского и Чёрного морей,
Получили  ещё  одно  помещение- на  Северном  проезде,12.
Коротко об этом эпизоде нашей театральной летописи.
   Поскольку перед открытием нашего театра я успел поработать заместителем директора Дворца культуры и техники им. Кирова по творческой работе, то мне пришлось много общаться с официальными лицами города, да и по театральной и «газетно-телевизионной» деятельности я знал в Мурманске многих. Появились знакомые не только в комсомоле, но и в партийных, профсоюзных и советских органах. С некоторыми сложились хорошие отношения.
Одним из наших доброжелателей стал председатель Октябрьского райисполкома Владимир Яковлевич Андреев. Он-то и предложил мне возглавить новую структуру в этом центральном районе – городской дом культуры на Северном проезде, 12. Территориально это было близко от моего дома. Выигрыш был в том, что я мог получать зарплату здесь, в бухгалтерии городского отдела культуры, а  не из скромного бюджета нашего театра. К тому же, можно было «пристроить» на зарплату несколько своих людей. Плюс- с начальством лучше не спорить. Так мы получили новую Сцену нашего театра. Правда, сценой это дивное помещение назвать не поворачивался язык. Это была пристройка к 9-этажному жилому дому, в которой - согласно проекту- изначально предполагалось разместить приёмный пункт грязного белья прачечной. Пол был покрыт кафелем. Непрезентабельные, тусклые светильники под потолком, в основном -  брызгозащищённые. Стены - из стеклоблоков. Стулья и столы в доме культуры в большинстве были металлические - подарила ближайшая колония…
Мы с энтузиазмом засучили рукава и взялись за преобразования!..
Замечу, что работа под эгидой городского отдела культуры оказалась не такой уж безоблачной. На приобретение мебели, оборудования, аппаратуры, музыкальных инструментов и прочего из бюджета выделялось  средств очень мало, а претензий,  бумаг и всяческих заморочек  было предостаточно. Формально мой рабочий день начинался в 9 и заканчивался в 18. На деле же я приходил на Северный в 8,  а уходил в 22-23 часа.
Но никого это не волновало. Каждый рабочий день чиновница Т.М.из отдела культуры звонила мне строго в 9.01 с целью проверки трудовой дисциплины. Как-то, не выдержав такой мелочной  опеки, я попросил её хотя бы раз позвонить мне в десять вечера или в выходной…Такого звонка ни разу не последовало!
 Почему я так напрягался? Ведь можно было просто приходить на работу и отсиживать. Во-первых, такая уж у меня натура. Не могу тянуть кота за хвост! Если уж взялся за дело, то чего филонить? А во-вторых, хотелось сделать из этого непонятного мрачного помещения действительно приличный очаг, хотя бы очажок  Культуры. Когда мы с «Диалогом» туда пришли, там действовало два платных кружка –игры на фортепиано и английский- и одно объединение –клуб многодетных семей. Когда покидали - всех кружков и объединений было уже 13!
То есть, из четвёртой категории ДК поднялся до  второй. С  новой красивой мягкой мебелью, залом хореографии- зеркала, станок,  настоящим театральным залом -сцена оборудована световыми приборами, зрительские кресла спускаются сверху вниз несколькими ярусами. Нет никаких стеклоблоков и кафеля на полу…
Заработал даже душ для сотрудников.
 В этих делах на благо государственной культуры мне активно помогали наши студийцы, а вот старые штатные сотрудники, в основном, саботировали работу…Средства и материалы на эту перестройку приходилось добывать, как правило,у предпринимателей и добрых людей…
Много сил и времени ушло в тот период нашей истории на суету, оформление многочисленных бумаг и бюрократические игры. Театр от этого больше потерял, чем выиграл.
 Однако, как оказалось,  всё было не случайно. Это выяснилось, когда мы совершенно незаметно для любопытных глаз съехали отсюда обратно на основную квартиру на Кольском проспекте ,1- АМНГР. Об этом чуть позже, поскольку вскоре нам, сатирикам  райкинского  толка, пришлось подумать  и о  другой  стезе...

Выживание.
… По  политическим  причинам. Так как  Перестройку вскоре  сменили  так  называемые  экономические  реформы  Егора Тимуровича  и  его  бизнес-банды. Началась  настоящая  вакханалия, цены  взлетали ежедневно, народ  перестал  посещать  концерты  и  спектакли.
Мы  работали  на  износ, давали  по  48  ёлок буквально за три копейки,  чтобы  выжить.
Как  пелось  в  знаменитых  куплетах  Георгия  Терикова(ныне  моего  столичного  друга), «Хочешь- стой, а хочешь- падай!»
Екатерина  Николаевна,  отложив  старенькие  счёты  и  банковские  счета, варила  наши театральные  обеды. В  учреждении ГДК  на  Северном стоял  стойкий  запах  наваристых щей  и  свежих  пирожков  с  грибами…
Многие театры-студии, не выдержав трудностей, развалились. Театр-студия на улице Радищева под руководством талантливого Исаака Дубова, театр-студия «Актёр» Ирины Лисовской, театр-студия «Иван Иванов» и другие…
Тут-то нам  и  пришла  счастливая идея: делать  спектакли  для  детей! Кстати, к этому когда-то призывал нас О. Вязовский, возглавлявший тогда  областное управление культуры. Этот сановный бюрократ со сложным отношением к юмору, пытался нам по-советски что-то диктовать, на что мы дружно и демократично ответили: когда будете нас финансировать, тогда и требуйте!
   К слову, а с женой этого «доброжелателя» Светланой Сазоновой, которая работала редактором на телевидении, мы дружно и дружелюбно сделали немало смешных передач. Светлана же-приятная, интеллигентная женщина- привела меня и к директору В.Ф. Горячёву, который дал нам на телевидении зелёный свет!
 А ещё говорят, что муж и жена - одна сатана! Ничего подобного!..
…Но идея переключиться на детскую аудиторию, как говорится. запала в душу. И  пошло-поехало!
«Чудо-печка», «Афоня- Снежный  человек», «Вредные  советы», «Мы  из  Простоквашино». Так родились новые спектакли.Благо  свой  автор  был  под  рукой!
Далее  список детских  спектаклей  только  увеличивался  и продолжается  по  сей  день : "Вання Пух и другие", "Счастливы вместе", "Мистер Баксон & мисс Хапуга против Тигрёнка", «Маша  любит  кашу», "Нехочушка хочет в школу", «Нехочушка  разбушевалась», "Кот Наоборот", "Незваная Хрюша , или  День  рождения  клоуна", "Весёлое путешествие с Дедом Морозом в мир музыки", "Правила Дорожного Уважения".
     В спектаклях и концертных программах театра в разных периодах его существования принимали участие профессиональные артисты Сергей  Гронский, Евгений Щербаков, Владимир  Вагайцев, Татьяна  Рулла, Елена  Макарова, засл. арт. РФ Владимир Саранчук, засл. арт. РФ Владимир Стоменок, засл. арт. РФ Владислав Зайченко, засл. арт. РФ Сергей Кондратьев, нар. арт. РФ Ефим Иоффе, нар. арт.РФ Владимир Ерасов, писатели-сатирики Евгений Тарасов, Лев Лайнер, Игорь Лишин, нар. арт. РФ Игорь Дмитриев, нар. арт. РФ Виктор Васильев, нар. арт РФ Николай Рыкунин...
               
                Продолжение следует