Парадокс Высоцкого

Владимир Конюков
Парадокс Высоцкого.


Часть 1. Подделки «под Высоцкого»…

     Текст письма, обращение Высоцкого, которое сохранила мать поэта Нина Максимовна Высоцкая, машинописный экземпляр из черновиков. Был передан комиссии по творческому наследию в конце 80-х.
Письмо датируется 9 июня 1969 года предположительно в адрес Министерства культуры СССР.
В современной трактовке в инет публикациях, адрес…  другой:
генералу КГБ Светличному (?).
А обращение во множественном числе, «Уважаемые товарищи!».

«Уважаемые товарищи!
 Я обращаюсь к вам, ибо в последнее время для меня и моей творческой работы сложилась неблагоприятная ситуация. Я имею в виду мои песни, а не работу в театре и кинематографе. К песням своим я отношусь столь же серьезно и ответственно, как и к своей работе в театре и кино. Любое творчество, а тем более песенное, требует аудитории - а ее-то я сейчас фактически лишен. Такая ситуация создалась в результате некоторых выступлений в печати. Например, газета "Советская Россия" опубликовала статью "О чем поет Высоцкий?", по поводу которой я обращался в отдел пропаганды ЦК КПСС, так как в статье имелись грубые ошибки, цитировались песни, мною не написанные, - и на них-то в основном строились обвинения в мой адрес, будто я "пою с чужого голоса".
 После моего обращения в ЦК КПСС и беседы с товарищем Яковлевым, который выразил уверенность в том, что я напишу еще много хороших и нужных песен и принесу пользу этими песнями, в "Литературной газете" появилась небольшая заметка, осуждавшая тон статьи в "Советской России". Я продолжал работать, мной написано много песен к кинофильмам и спектаклям, но всякий раз эти песни проходили с большим трудом - и отнюдь не потому, что редакторов смущало содержание или художественная сторона этих песен, а просто потому, что их автором являлся я. Такое отношение ко мне сложилось не только в результате статей, но и в значительной мере оттого, что большое распространение получили некоторые мои произведения, написанные мной 8-10 лет назад. На магнитофонных лентах в сотнях и тысячах экземплярах расходились и продолжают расходиться песни, о которых я сказал выше.
 Свои ранние песни я исполнял в очень узком кругу и рассматривал их как поиски жанра и упрощенной формы. Их широкое распространение не соответствовало моим творческим задачам. Это были мои "лабораторные опыты". К сожалению, некоторые люди использовали их в каких-то неизвестных мне целях, и более того, до сих пор фабрикуются фальшивки и подделки "под Высоцкого". Мне довелось самому слышать эти подделки, сляпанные на крайне низком художественном уровне, убогие по содержанию и примитивные по форме, - "лишь бы хриплым голосом". Я категорически отказываюсь от участия в этих опусах. Мои ранние песни в течение последних лет не исполнялись мною даже в узком кругу. Поэтому я решил ознакомить вас с моим теперешним репертуаром. Это песни, написанные мной в последние годы. Часть из них исполнялась в кинофильмах и спектаклях, другие не исполнялись нигде, ибо у меня нет возможности выступать перед широкой аудиторией.
 Я получаю большое количество писем от граждан различных возрастов и профессий, от рабочих, солдат, интеллигентов, моряков и даже от пенсионеров. И все эти люди спрашивают меня, где можно услышать мои песни, о моих творческих планах и о том, где можно было бы услышать мои песни в авторском исполнении. Писем этих очень много и это позволяет мне думать, что мои песни нужны людям, что они приносят им радость. Но к сожалению, я почти никогда не могу ответить моим корреспондентам. Я даже не могу писать им, что мне запрещено петь, потому что никто официально не запрещал мне петь, ибо никто и не разрешал. Вокруг меня образовался вакуум, и хотя есть доля справедливости в упреках, адресовавшихся мне, но тем не менее песни последних лет являются новым этапом в моем творчестве, с которым я и хотел бы ознакомить вас.
 Если у вас, по ознакомлению, возникнут какие-либо вопросы, пожелания, замечания, я был бы рад встретиться с вами лично.

 С уважением,
 Владимир Высоцкий
9 июня 1969 года».

     Есть необходимость привести полный текст письма без сокращений, что я и сделал.
Неизвестно, было ли отправлено письмо, кто либо, получал его.
Немаловажная деталь в загадке адресатов,
С. Н. Лялин 18 октября 1967 г. назначен и стал начальником УКГБ по г. Москве и Московской области. Прежний начальник М. П. Светличный расстался с этой должностью, перестал быть членом Коллегии КГБ. С 1968 года работал в НРБ.
По ранним свидетельствам был в приятельских отношениях с дядей барда, к тому времени писателем, Алексеем Владимировичем Высоцким.

     Известные события 1968 – 1969 годов, критика Высоцкого в печати под общим заголовком - «О чём поёт Высоцкий?».
Реакция Владимира Семёновича в его эмоциональной фразе,

«Я… не поэт, я… кто Я?  Что Я?  Зачем Я?
 Жизнь, какая же ты всё-таки сволочь!»
                Рассказ «Дельфины и психи», 1968.

     Высоцкий в ЦК КПСС, июнь 1968 года!
Все работники, сотрудники с любопытством, неподдельным интересом, покинув кабинеты, встречали своим вниманием, ставшую популярной личность. Знаменитость к тому времени…
Беседа с инструктором ЦК Б.Г. Яковлевым и слова Высоцкого о проблеме, озабоченность таким явлением, как  ПОДДЕЛКА  его творчества. Один из важных вопросов его текстов …
«… ходит много подделок «под Высоцкого». И получается так, что за всё это в ответе я один!»

     Из письма,
«… большое распространение получили некоторые мои произведения, написанные мной 8-10 лет назад… Свои ранние песни я исполнял в очень узком кругу и рассматривал их как поиски жанра и упрощенной формы. Их широкое распространение не соответствовало моим творческим задачам. Это были мои "лабораторные опыты". К сожалению, некоторые люди использовали их в каких-то неизвестных мне целях, и более того, до сих пор фабрикуются фальшивки и подделки "под Высоцкого". Мне довелось самому слышать эти подделки, сляпанные на крайне низком художественном уровне, убогие по содержанию и примитивные по форме, - "лишь бы хриплым голосом". Я категорически отказываюсь от участия в этих опусах. Мои ранние песни в течение последних лет не исполнялись мною даже в узком кругу…».

     В критике журналистов разных изданий газет в те годы, под общим заголовком, «О чём поёт Высоцкий?», явного акцента на подделки не было. Владимир Семёнович, видно по тексту, получил дополнительную информацию, критика за что…
От кого? Вариантов множество, беседовать дополнительно с ним могли в горкоме, райкоме, парткоме театра.
Он поясняет, «… мои произведения, написанные мной 8-10 лет назад…».
От 1969 года, время 1959 – 1961 года. Блатное творчество в большинстве и исполнение на гитаре «бой простой», виртуозный по – блатному. Сюда же входит весь популярный жанр «чужих», не своих блатных песен, коих знал множество, в том числе, где текст с нецензурной лексикой.

     Часть своих песен:
«Татуировка», «Красное, зелёное…», «Дуэт разлучённых», «Я в деле, и со мною нож…», «Бодайбо», «Рыжая шалава».
«Свои ранние песни я исполнял в очень узком кругу и рассматривал их как поиски жанра и упрощенной формы»… «Это были мои "лабораторные опыты"».
Человеческая закономерность восприятия фразы, «в узком кругу», значит, тайно. А что тайно, любым способом достать, вплоть до того, чтобы украсть и сделать явным. Скопировать, распространить. Что автор может быть подставлен под разбирательство, абсолютно  побоку.
Копировать, гнать деньги, наживу.
Политическая сторона песен.
Блатное творчество считали разновидностью протеста общественному строю, что во многом спорно.

     «…фабрикуются фальшивки и подделки "под Высоцкого". Мне довелось самому слышать эти подделки, сляпанные на крайне низком художественном уровне, убогие по содержанию и примитивные по форме».
После 1961 года и все 60-е,  ПОДДЕЛКИ  стали массовыми. Высоцкий выдавал шедевр за шедевром, песня за песней. Подделывали под его голос даже «Братские могилы».
Истоки подделок, качество магнитофонных плёнок. Быстро исчезал текст, надо заменить. Терялся авторский вариант, но на подхвате плёнки затёртые, вроде он, голос его… И проходило на реализацию. Немаловажно, где – то раз слышал… Незнание вибраций голоса, манеры и за него выдавали даже другого под его стиль игры на гитаре самодеятельного артиста.
    
     Самое неприятное, приписывали ему песни с искажённым текстом. Вставки слов, фраз тенденциозного, в рифму, характера, антисоветского восприятия, такого же получались содержания.
Требования барда и в ЦК об организации студийных официальных записей, разбивались о банальный ответ, народный артист такого не имеет, а он кто…
Умельцы подпольного музыкального бизнеса ради наживы, магнитофонные записи Высоцкого поставили на поток, многократная перезапись и понять невозможно, где он, где не он,
«… убогие по содержанию и примитивные по форме, - "лишь бы хриплым голосом".
Была «холодная» война, она влияла на советское общество и в музыке… Бытовала жаргонная приговорка, «ХРИПЛОГО  ДЕЛАЛИ».
Ответ за подделки держал он один. Его песни, его тексты. Парадокс творчества авторской самодельной песни.
Назначен  изначально  ВИНОВНЫМ! В том числе, самим собой…



Часть 2. Почему дали умереть…

     В 1988 году стотысячным тиражом, издательство «Книга» выпускает уникальную книжку, сейчас редкую, с последующей молвой о некоей зашифрованной тайне в ней о Высоцком, организованной составителем издания, известным критиком Н.А.  Крымовой.
Название книги «В. ВЫСОЦКИЙ  Я, конечно, вернусь…».
Обложка, рисунок магнитофонной кассеты. Формат книги малый, в народе получила название «кассетник». С прекрасными иллюстрациями, воспоминаниями известных людей о Высоцком.
О шифре Крымовой,  будущие мои публикации…
Книга начинается с автографа Марины Влади с датой, 21.11. 1986г. под её текстом – обращением к читателям.
Начальный текст,
«Описать в нескольких строках сложную личность Владимира Высоцкого невозможно. Что касается меня, хотя я написала о нём, по меньшей мере, 250 страниц, до конца замысла моего ещё далеко…»

     Раньше 1986 года начала писать свои знаменитые мемуары – воспоминания, будущее название «Владимир, или Прерванный полёт».
Влади, вдова барда, стала напрягать советское общество своими необычными «западными» откровениями поначалу самодеятельное «высоцковедение».
Тираж в Париже в 1987 году на французском языке, мгновенный перевод и издание подпольно «самиздат» в Одессе.
Цитирование цитат, смакование «клубнички» в столицах Союза. Возмущение Марины Влади, книга на русском не издана, а все всё уже знают… До официального тиража в 1990 году на русском языке, было далеко, целых три года…

     Одесса.
По очередному, но редкому «по случаю», «без афиши», а значит, тайно, «сбежал» со съёмок на «пару часов» «заскочил», прилетел на самолёте актёр Леонид Филатов. По вопросам личным, архивным сбора материалов для своих книг, коллекционирования – хобби, здоровья… посещение знакомых профессоров госпиталя.
Вялый, замученный съёмками кино. Злой на нездоровье.
Попросил исполнить кое  какие не трудные для нас поручения, просьбы, наш знакомый пограничников и работников ЧМП артист театра и кино из столицы. Просит…
«А расчёт? Любым рассказом…»
Злится… О себе рассказывать не хочет. О театре тоже. О кино молчит…
О Высоцком?
«Всё о нём, о нём…»  Сдержанность каких – то обязательств  к откровениям… Заметна досада, собирал материал о друге и много по Одессе, жизнь, киносъёмки, стихи и песни. Собирался написать книгу, Влади опередила…

     Молчание затянулось, хозяин кабинета включил магнитофон, голос Высоцкого. Минимальная громкость, Леонид Алексеевич прислушался, взбодрился и заявил:
«Поёт не Высоцкий, подделка!».
Пауза. Молчание… Наше удивление… Выдержка артиста. 
Его прорвало нам на радость…

     «Вот вы спрашиваете, почему рано умер Высоцкий? Почему дали умереть?  … Дали умереть, задумался.
«Я вам расскажу сейчас, что никогда никому не рассказывал. Знаю, что Володя никому не рассказывал. Прошло много лет, думаю можно.
     Это было зимой 1975 года. Зовет меня. Встревоженный, озадаченный.
Рассказывает, вчера его пригласил в гости к коллекционеру,  давний хороший друг. 
Коллекционер, большой  начальник по самолетам. Пригласил, чтобы я помог, потом я понял для чего.
     У него коллекция музыки, пластинки, записи  разные, наверное, с 17-го года, в том числе и  моих. Моих, штук  300! На полках, бобины, еще старые, огромные.  Катушечные, кассеты.
Попросил послушать, определить я ли это? 
Интересно с бобинами,  я даже и не предполагал,  что меня записывали. Немного послушал, приятно вспомнить, качество не очень.

Авторское отступление. Старые магнитофоны, бобины, свидетельство Высоцкого…
«Алёшка жарил на баяне,
 -----
 Плясал одесский шарлатан…»

 В одной из бесед,
 «… мне принесли старую запись…, ещё был студентом первого курса студии МХАТ…
 (18 лет в 1956г., авт)…
 почти совсем не было магнитофонов… эту запись кто – то сделал…
 одесские припевки «Алёшка жарил на баяне». Уже тогда, в 1956 году, виртуозно владел стилем игры на гитаре «бой простой».
Его же слова о тех годах, «сначала играл на рояле, потом на аккордеоне…».

     … Проблемы в основном, катушечными. Сказал, что ему их привозят со всего Союза.
Начал собирать, потому что  разные песни. Песня одна, но фразы, слова,  куплеты переставлены. Варианты? Что?

     Я  «обалдел!»
Моих  300, в половине  сомнения!
     Из «зоны» с блатными вставками.  Сказали, явно для «зоны»,  для остроты ощущения.  Это я понимаю.
Целый день с ними слушал, на каждой бирка, откуда. Они выпивают, а меня временами трясёт.
     Кассета с Шикотана, с завода консервов. Припев с японским акцентом! Смешно,  голос мой, но я этого никогда не пел. Сказали, что наши так не могут, это японские штучки.
     Монтаж  хитрый, или какая-то диверсия. Много ошибок перезаписи, но они меняют смысл песни. Качество.  Звенит, свистит, «хырчит»!
               
     Дурдом!
Иностранные  записи.  Качество отличное. Песня. Слова, фразы  из  другой.  Смахивает, пою про жизнь тяжелую.
Мол, это специально делается.  Для одних, создается мнение, для других, чтобы был зол, т. е. я.
Критикуют, прослушав подделки ещё с 60-ых.  Гадость,  порнуха,  похабщина,  пошлятина.
Сказали, в том числе, издержки популярности.
Получается, кассеты с моими песнями, меня подняли, а сейчас уничтожают!?
С такими записями у народа формируется мнение, что я способен только на вульгарщину!
С этим ничего нельзя поделать.  Кассет, может миллионы, подделок,  тысячи!
     Мои плёнки «захлестнули» весь Союз!  Записи – самиздат вошли в противоречие
с нормами  государства!  Что хорошо, магнитофонов производится в темпах количества перезаписей.

А под блатные тексты?  Голос мой, но это не я!
 
     Ужас!
Говорят, за это меня и ругают, кассет  миллионы, что делать, не знают.
А кого ругать?
Не разберёшь, где  нормальные, где подделки, вредный монтаж, ошибки перезаписи.
Даже я, часть так и не понял, я это или не я!

     КОШМАР!
Знаешь, вот так грамотно со мной побеседовали, а мне плохо.
Володя пришел в ярость! Непечатно начал ругаться.  Поганят,  кто и зачем это делает?
Безысходность! На глазах слёзы.
Я его успокаивал, что-то говорил. 
 
     Долго приходил в норму. Я откровенно переживал. Такие перепады  для очень здоровых людей.
Позже, хотел поинтересоваться его самочувствием, только хотел, 
так  посмотрел!
Верный  себе, что было, не помнит, не знает. Свои временные слабости не признаёт».

                Рассказ Филатова с незначительными изменениями из моей книги
«О Высоцком! Замолвить слово!». 2013г.


Часть 3. Парадокс Высоцкого.

     С распадом страны в 90-х, народ начал откровенничать. По его же выражению, наступили времена «разнузданной гласности».
Появились откровения, как на Высоцком зарабатывали деньги… Обзаводились автомобилями, «толкая» товар – кассеты перезаписей песен. На спекуляции их, в Союзе было определение, построили дачи. На нём заимели квартиры.
Размах подделок в массе перезаписей не поддавался никакому учёту, контролю.
Подпольная «магнитофонная литература» - «самиздат» записями барда покрыла весь Союз, одну шестую часть мировой суши, все социалистические страны. Частью проникла в капиталистические страны – государства, голосом с хрипом нашла своих слушателей и там…
Подделки гуляли по всему миру, пропагандируя,  НЕВЕРОЯТНО, 
страну, голос, личность, талант самородка.
Парадокс?
Вне сомнения.
Удивительное явление и происшествие прошлого времени, как можно было авторской музыкой завоевать противника в идеологической «холодной» войне ХХ века.
Но так было…