Дина Златая...

Эмануил Бланк
   

                Моя бабушка  Ривка Зицер ( в девичестве Вайнзоф) была высокой сероглазой, в молодости голубоглазой, красавицей, но почему-то зацикленной на ненависти к блондинкам.

                Все сознательное детство и юность я слышал от неё только одно причитание.

                - Не дай Б-г, ты женишься на Блонды Шиксы ( на блондинке - нееврейке, идиш)

                - А не на блонды шиксы, можно?,- заводил я нашу обычную пикировку

                - Главное, чтобы не блонды,- ставила точку бабушка.

                Как-то в Тирасполе случились гастроли Дины Златой - звезды еврейской музкомедии. Бабушка Рива, которой семидесятом году исполнилось шестьдесят. Ни и с того ни с сего, она, вдруг, загорелась. Во что бы то ни стало, ей страстно захотелось обязательно  сходить именно на этот концерт.

                Особой склонности  к посещению каких-либо театрально - концертных мероприятий, за ней прежде не наблюдалось.Это было странно.

                Поначалу, я, конечно,удивился.

                Однако просьба сходить  куда-нибудь вместе была такой редкой, что, несмотря на выступление довольно возрастной певицы, я , не раздумывая, согласился пойти с бабушкой в наш дорогой тираспольский театр.

                Своеобразной  архитектурой этого здания в Тирасполе всегда гордились. В него упиралась центральная улица. 25 Октября была прямой и довольно длинной. Начиналась она именно с нашего дома под гордым номером ОДИН, неподалеку от Бородинской и Правды.

                Театр был прекрасным венцом, завершающим развитие любимого променада. Начинался он прямо от нашего двора, рядом с консервным заводом им. Ткаченко и небольшим заводским клубом.

                Посреди буйной зелени деревьев и клумб, дорога снижалась мимо дома офицеров и памятной Т-тридцатьчетверки, установленной напротив шестой английской школы, где учился знаменитый академик Зелинский - изобретатель противогазов и прочих важных штук.

                Чтобы пройти по знаменитой тираспольской стометровке, надо было ещё преодолеть старенький кинотеатр , здание спортивной школы, небольшой мост с шумной, дурно пахнущей речушкой, впадающей в Днестр, и обширную Площадь Конституции.

                Дальше, мимо поликлиники, кафе Чудесница и центральной почты до величественного театрального портала оставалось пройти, всего-ничего, - сороковой магазин, девятую аптеку и лучшие в мире цветочные клумбы педагогического института.
               

                Бабушка Рива, будучи довольно полной , казалась мне в свои шестьдесят довольно пожилой, и я несколько раз переспросил , - А сколько - сколько же лет той стройной красавице-блондинке?

                Та носилась по сцене в голубой форме стюардессы с коротенькой и очень вызывающей юбочкой.  Бравируя смелым разрезом  и соблазнительно темными, а , во втором отделении, белыми трусиками, она зажигательно пела еврейские песни...
 
                - Ей, на пять лет больше, чем мне,- раздраженно отвечала мне бабушка...

                Во время концерта она много плакала, а в конце, после оглушительных оваций, вдруг заспешила за сцену... Это было , совсем-совсем, на неё непохоже...

                С трудом пробравшись к гримерке, она громко поздоровалась и спросила певицу на идише...

                - Мендл... Ди гиденькст Мендл ?,- Ты помнишь Менделя ( идиш) ?

                Менделем звали моего деда, погибшего в гетто. Певица широко раскрыла глаза, слезы брызнули из  глаз, и она крепко обняла мою бабушку...

                Так, обнявшись, они, долго - долго, стояли и плакали...

                Затем, в гримерке за чаем долго вспоминали, иногда смеялись, затем, снова рыдали.

                Певица была той женщиной, за которой мой дед ездил во всей Бессарабии и Румынии по всем гастролям, спонсировал театр и вызывал дома , в Сокирянах, бурю разных эмоций...

                Во время выступлений в Сокирянах, Дина Златая жила в гостинице у нашей родственницы тети Фримы... Ее дочь , огненно рыженькую яркую красавицу Клару, артисты сразу приметили и, зачастую, приглашали выступать со сцены с песенками на идише...

                Недавно, летом 2016 года , на ежегодной встрече наших родственников, моя тетушка Клара ( Клара де ройты - Клара-рыжая, идиш) спела мне одну из песенок, которую исполняла за 80 лет до этого. По её словам, зал тогда неистовствовал - топали ногами, били в ладоши,- Наша выступает...Как выступает!!!

                Там, в гримерке тираспольского театра, мне стала понятна застарелая бабушкина неприязнь к симпатичным блондинкам...

                Вкус у моего деда Менделя, надо признать, был отменный...

                А я, исполняя бабушкин завет, почти 40 лет как женат на прекрасной брюнетке...