В гостях у эскимосов. Шон Ёро

Ольга Сергеева -Саркисова
 
  Шон становится знаменитостью в последнее время. Ему удалось привлечь внимание к своей персоне своей необычной живописью на необычных местах. Главная тема его работ - беспокойство за любимую планету, которую надо спасать. Он хочет обратить внимание людей на экологические проблемы. Жизнь уходит с планеты, тает как льдина. Вот о чём просто кричат его работы! Его имя с некоторых языков(включая марийский) переводится как "Бездонное озеро" - вот почему его так тянет к водной стихии.
      Обычно своё местонахождение он не раскрывает и не афиширует. По редким, скупым фразам можно вычислить, где же он работает.
«Недавно я совершил экспедицию на остров Баффин, где я нарисовал местную женщину инуитов на льду». Где это? Мало кто знает. Оказывается, в Канаде. Это третий по величине остров на планете. Здесь красота в абсолюте. Во многом похож на Гренландию. Название получил в честь британского путешественника, штурмана корабля, полярного исследователя Севера - Уильяма Баффина. Это места, которыми восхищался художник и писатель Рокуэлл Кент. Советские люди знали его как Хемингуэя холста и кисти, или "Американского Рериха". Он был бесконечно влюблён в Север -  места аскетичной и необыкновенно суровой красоты, располагающие к откровениям и к беседам с Богом. Недаром он написал книгу обращение - "Это я, Господи". Ландшафт этих мест завораживающий и торжественный. Он писал с натуры, жил с эскимосами, сам путешествовал на собаках по ледяным просторам  по заснеженной целине, на которой, возможно, впервые отпечатывался человеческий след... Баффинова Земля вмещает всё, что так или иначе ассоциируется с Арктикой: длинные, тягучие как ириски, полярные день и ночь, красивейшие шоу северного сияния, чистейший, как хрусталь ледниковый панцирь, гордые независимые путешественники айсберги с подводными тайнами, холодные и очень красивые скалы -великаны. Здесь огромное количество рек и речушек, в которых можно запутаться, как в паутине. Обитают здесь белые медведи, северные олени, моржи. Сюда приезжает большое количество туристов за экзотикой, чтобы погрузится в дикую природу Севера, хлебнуть северного счастья, поохотиться, порыбачить, больше узнать о быте, традициях, обычаях местного населения - инуитов - сейчас употребляют это более политкорректное слово, чем эскимосы, т.к. в переводе - эскимос - "поедатель сырого мяса", но все непременно хотят попробовать строганины - тонко нарезанной сырой мороженной рыбы, послушать мелодии севера и песни шаманов, а порой, и для совершения восхождений на вершины здешних таких необычных и неприступных гор. Хотя всё это на грани. Но многие влюбляются в эту экзотику и остаются или возвращаются навсегда в это царство Снежной Королевы.
Но в последнее время сюда стал приезжать молодой художник - Шон, осваивающий ледяные покровы земли вместо полотна. Холод и лёд его не смущают. Ледяной панцирь ещё не весь расписан и у него здесь много места для творчества, и есть шанс прославиться не только среди белых медведей. Вот только пронизывающий холод не отпускает из своих объятий, превращая тебя в вечную мерзлоту или сосульку, и белые медведи, которых здесь в изобилии, не хотят сдавать своих позиций, и вмешиваются, порой, в творческий процесс художника, мешая ему работать. Но и они, как кажется многим, стали к нему привыкать, как к родне... И он продолжает писать свои муралы* на ледниковых белоснежных перинах - настах, хотя опасность всегда рядом бродит, сегодня медведи стали более беспокойными и  агрессивными, бесцеремонно приходят в посёлок, как к себе домой, да это и правда их дом, а человек выживает его из него. За последние время бывает "гости" приходят по  одиннадцать раз в две недели - так подсчитали местные жители. Такой гость действительно становится хуже кого угодно. Это опасное соседство, всё время надо быть внимательным. Для интереса измерили размер "ножки" медведя...и  это составило в ладонях огромного мужчины - четыре ладони! Любой великан отдыхает... Да. Но человек ко всему привыкает.
       Интересным местом для  создания его муралов может служить побережье в районе реки Клайд (Clyde).Это лес вертикальных скал, гор. Он любит такие вертикальные стены - они удобны для рисования. Здесь их большое количество и они поднимаются прямо из моря.   
     Часто он рисует на одном из каналов в Бруклине. Но, в основном, он хранит тайну своего пребывания, чтобы не мешали работать, не хочет, чтобы "брали след", любит творить в одиночестве.
Тает красота жизни, как льдина, как ледниковый панцирь. Художник бросает вызов тем, кто не думает о будущем, засоряя среду обитания.
И последние его работы - это, конечно, женщины...- сама жизнь, он продолжает их рисовать в водной стихии или в ледяной! Но и на суше ему есть чем заняться- он рисует портреты в стиле гиперреализма, чёткие, похожие на фотографии, но в них всегда есть что-то неповторимое своё. Они пользуются успехом. Его многие знают и интересуются его творчеством, любят.
Уличное искусство гиперреализма постепенно завоёвывает всё больше пространства в мире и для большого числа людей становится частью их жизни и потребностью. Особо много его среди художников в США и Италии.
     А уличные художники ищут всё новые возможности реализации своего "Я" и продолжают исследовать новые способы использования общественных поверхностей. Шон тоже ищет. Я не удивлюсь, если скоро мы встретим его и его рисунки на плывущем айсберге, на дне моря, на падающем водопаде или на луне. Главное - он в пути  и это прекрасно!
 * Мурал-   это английское слово. Mural - значит "настенный" или "фреска".
Сейчас, в наше время, этим словом называют такой вид монументального искусства, арт-стрита, то есть настенные росписи какие делает Шон .

Фото- Остров Баффин. Канада.