Некоторые особенности системного преподавания хими

Александр Ивашкевич
       Одним из важнейших направлений в повышении эффективности подготовки учителей  химии в современных условиях является преодоление издержек узкой профессиональной  специализации посредством повышения роли междисциплинарных связей, комплексного  усвоения знаний, системного мышления. Современные средства коммуникации и массовой  информации способствуют формированию у студентов фрагментарного, "клипового"  мышления и восприятия.
       Явно наблюдается разрыв и противоречие между ускоренными темпами  развития технологий и традиционными формами и методами обучения.
       Химия всегда была, а сейчас в очевидной форме является,  настолько обширной отраслью интересов человека, естествознания, что многие ее разделы представляют собой, по существу, самостоятельные, но, тем не менее, тесно взаимосвязанные отдельные науки.
       Поэтому, среди множества задач, стоящих перед  современным химическим образованием, одной из основных является формирование у учащихся системного понимания взаимосвязи фундаментальных законов и концепций химии
с технологическими, биологическими, экологическими проблемами развития человечества.
       Решение этих  задач существенно осложняется высокой степенью дифференциации  химической науки, как по предметам, так и по объектам ее исследования.
       Поэтому,  независимо от конкретной области приложения химического образования (подготовка  специалистов, учителей, технологов, экологов, "знатоков" окружающей среды и т.д.), актуальной является разработка обобщённых, интегральных курсов, дисциплин, учебных и  методических пособий, учебников, способствующих формированию у обучающихся современного, целостного, системного химического мировоззрения.
       При этом, по нашему мнению, сочетание химии и информатики в процессе образования позволяет подготавливать профессионалов нового, расширенного качества, в  наибольшей степени способных реализовать эту задачу. Очевидно, также, что в современном  мире достижения химии в полной мере может воплотить в практику, в том числе и образовательную, лишь тот специалист, который владеет компьютерными и информационными системами. Поэтому, в  государственном   социально-гуманитарном университете организована подготовка учителей химии с
дополнительной специальностью "информатика".
       Учитывая особенности подготовки  учителей химии и информатики ( бакалавров, магистров и кандидатов наук) и современные запросы  региона,  в учебный процесс были введены соответствующие дополнительные дисциплины:  "СКМ Math Cad", "Компьютер в современной химии и технологии", "Основы  искусственного интеллекта", "Решение прикладных задач с использованием современного программного обеспечения", "Химия жизни",  "Космохимия" и др.
      Применение новых  информационных технологий должно стать одним из важнейших способов интенсификации  процесса обучения химии и повышения качества подготовки специалистов.
      Кроме того, в реальном процессе обучения химии,  необходимо, наряду с изучением  химических закономерностей, давать знания о природе и методологии формирования  самого знания.  Важно сочетать изучение конкретных химических свойств объектов и процессов с  рассмотрением гносеологических проблем установления истины, с анализом объективной и  субъективной составляющих в методическом обеспечении процесса познания.
      Такой подход способствует формированию у студентов понимания взаимосвязи процессов,  происходящих в природе и в обществе, закономерностей устройства, функционирования и развития природных систем разного уровня: от атома до Вселенной.