Штрих 8. Октябрьский пленум ЦК 1957 года

Анатолий Емельяшин
                ШТРИХ 8. Октябрьский пленум ЦК 1957 года.

                Фото из интернета: Современный взгляд на снятие Жукова.

        Подступала осень. Большинство инструкторов АЭ уже закончили программы и готовили курсантов к выпускным экзаменам. Я со своей группой несколько отстал, но тоже добивал последние разделы программы. Отстал потому, что принял курсантов после их большого перерыва в полётах. Пришлось давать им дополнительные «провозные», а кое в чём и переучивать.
        Мои друзья по аэродрому «Южный», обучив как и я свои первые группы, разъехались по отпускам, меня же «бросили на прорыв» на самый отдалённый аэродром полка.
        Периодически поливали дожди, но нам они не мешали: поляна лежала на водоразделе двух речушек и дождевая вода скатывалась мгновенно с её песчаной почвы, колёса шасси не вязли.

        В последней декаде октября в Москве начал работу Пленум ЦК КПСС. Повестка Пленума нас касалась непосредственно: обсуждалось состояние партийно-политической и воспитательной работы в Советской Армии.
        Ничего хорошего от решений Пленума мы не ожидали, понимали что ещё больше начнут усердствовать замполиты и командование в наведении дисциплины. А что «наводить»? Министр Обороны своими директивами зажал уже так, что и не вздохнуть.
        О работе Пленума пока ничего не сообщалось, ни «Правда», ни «Красная звезда» ни каких материалов не сообщали, радио тоже безмолвствовало.

        Утром 4 ноября доставили почту и в «Правде» сенсация: Г.К.Жуков снят с поста Министра обороны, назначен Министром Радион Малиновский.
        И тут только мы вспомнили, что пару дней назад из комнаты подготовки лётчиков исчез портрет Маршала, у которого вся грудь в побрякушках, в том числе 4 Звезды Героя. Значит сигнал Политотдела Училища был дан замполитам ещё раньше, до опубликования этого решения.

        Кроме этого постановления в «Правде» в этом же номере была статья зама Министра, Маршала И.С.Конева. Эта была критика своего бывшего начальника и как главы ВС СА и как  военачальника. Но основные обвинения сводились к нежеланию министра сотрудничать с политорганами и недооценке партийной работы в Армии.
        Стало несколько ясней причина снятия Жукова. Статью Конева мы не обсуждали – политлозунги нам надоели и в местном масштабе.

        Такого события мы не могли не отметить. Срочно снарядили «Газик» на станцию за водкой и вечером устроили поминки по «любимому» бывшему Министру.
        Я в этой АЭ уже не числился «молодым инструктором», я уже выпустил одну группу и подводил к выпускным экзаменам вторую, как и несколько лейтенантов, начавших инструкторскую работу на год раньше меня и ожидавших к концу года приказа о присвоении звания «старлеев». Поэтому принимал участие в «сабантуе» на равных.

        Выпивка затянулась до глубокой ночи, ни командиры звеньев, ни комэска с замами не вмешивались. Вероятно тоже понимали, что такое событие офицеры могут отметить.
        За столом обсуждался четырежды Герой. Вспомингали и его хвастливые выступления и его хамство и грубость и способы «наведения порядка».
        А порядок он наводил своими методами: снять, сорвать погоны, разжаловать, выгнать из Армии. В военное время было ещё и «расстрелять». Это со старшими офицерами, генералами, командующими дивизиями, корпусами и даже Армиями.
        С младшими он не занимался, увольнял их пачками. В войну так же пачками и расстреливал.

        Что касается заслуг Маршала как иполководца, то если судить по истории войны, они были и не были.
        Историю войны переписывали уже трижды: в 1945-46 годах, после 1946 года и после 1953. Особенно поусерствовали в 1956 году после ХХ съезда.
        Здесь постарался и Хрущёв и сам Маршал и его подхалимы. И оказалось что все победные сражения разрабатывал и проводил Жуков, все поражения – вина глупого и неграмотного Сталина и других военачальников, тоже Маршалов, как и горрдый Министр Обороны.

        Не знаю, как там будет в дальнейшем, но в Армии Жукова не любили, ни во время войны, ни когда он был как бы в опале и командовал округами, ни когда стал Министром Обороны.
        Может его как пенсионера полюбят? Или его опять бросят на округ? Только бы не на наш, не на СибВО!

        А пока что будем ждать закрытое письмо в парторганизации. Не может быть чтобы его не было, после всех пленумов такие письма рассылались обязательно.
        Из него узнаем и подробности, пусть и не полные. Полная Стенограмма Пленума, конечно же, будет засекречена.
 
                Ноябрь 1957 год.