Май в январе

Владимир Цвиркун
Переехав на новое место жительства, она устроилась буфетчицей во вновь открытое кафе около автострады. Многие черты лица её былой привлекательности ещё выглядели свежими. Но стоило ей повернуть или опустить голову, как сразу  возраст выдавали мелкие морщинки на шее, у краев глаз и губ. Они, как вдруг разбитое  стекло, время от времени пробегали по её лицу. Бойкие и живые глаза скрывали омут, где не сразу всё разглядишь и разберёшь.

Пальцы её рук украшали тоненькие кольца и перстни. Это -  подарки поклонника. Но, внимательно присмотревшись, можно уловить в её глазах оттенки печали и грусти. И то, что она стояла за прилавком дешёвого павильона, говорило о явной нужде, которая вдруг свалилась ей на голову.
Она почему-то в этот день сильно волновалась, неправильно давала сдачу. При каждом скрипе двери её глаза моментально стреляли на этот звук.

 Звалась она Надеждой. В её одинокой жизни проскальзывали дни, когда что-то заставляло её проснуться и посмотреть на себя со стороны. Надежда понимала, что, наверное, уже никогда не встретит своего до боли любимого человека. Прошло столько времени… Как резко переменилась её жизнь в одночасье, словно детские качели, сначала на самом верху, потом – на самом дне. Но даже в очень трудные-трудные минуты, когда приходилось считать каждую копейку, когда нужда и безденежье подступали к самому горлу, она не сняла и не продала ни одного украшения с пальцев. Всякий раз в самый последний момент находился какой-нибудь выход из тупика.

Вот и сейчас, торгуя, в общем-то, водкой и вином, она в душе понимала, что это не её место. Имея неплохое образование, Надежда без мужской опоры не смогла найти занятие по душе. Это  всякий раз тяготило, но со временем она смирилась. Как и каждая женщина, Надя ждала от своей судьбы просвета, ждала своего счастья.
С утра опохмелила всех страждущих и умирающих. Через некоторое время зал загудел, словно улей во время хорошего взятка. Воспользовавшись паузой,  незаметно юркнула в подсобку и налила себе совсем чуточку хорошего коньяка. Нет, не то чтобы выпить, а просто хоть на какое-то время заглушить свой родничок воспоминаний. Но разве можно заставить родник не биться. Он всё равно где-нибудь да найдет себе место для выхода.
Зашёл один завсегдатай  с лицом обиженного младенца. Он улыбнулся ей, как мог,  и, чуть не поперхнувшись, взмолился:
-Надечка, ты моя самая последняя надежда. Помираю, налей. Я в среду отдам, ты знаешь, я не забуду, запиши.
-Сто пятьдесят? – сострадающим голосом спросила Надя.
-Да, да. Как всегда.
Не доходя до стола, на ходу просящий отпил  половину из стакана и передёрнулся, остановившись. Потом твёрдо поняв, что груз точно дошёл до места и уже обратно не вернётся, присел  за ближайший стол. Выпитая водка, как опытный и проверенный пианист, дотронулась до всех нужных жизненных клавиш, и его организм мгновенно откликнулся и заиграл всеми красками человеческого бытия. Он расправил грудь и хорошо поставленным голосом запел свою любимую: «Выходила на берег Надюша… на высоких белых каблуках». С пением последнего слова он повернулся в сторону своей спасительницы. Она ответила ему улыбкой.

Открылась дверь, и вошёл хорошо и со вкусом одетый мужчина. Он подошёл к прилавку и протянул Надежде большой букет последних хризантем. Тут она, наконец, узнала ещё одного своего клиента – Михаила Ивановича Бобровского – талантливого музыканта, но долго певшего не под свою дудочку.
-Это тебе. За всё спасибо.
-Какой вы, оказывается, представительный мужчина. Я вас таким никогда не видела.
-Налить? – по привычке спросила Надежда.
-Нет, нет. Не надо. Спасибо. Бросил или как это там – завязал. Уезжаю. Зовут друзья. Выхожу снова на большую сцену.
-Счастливого пути Вам, Михаил Иванович.
-Прощай, Надечка. Ещё раз благодарю за помощь в трудные минуты.
Присутствующие в зале очень внимательно прислушивались к этому диалогу, и каждый гадал в своей душе: «Выпьет или не выпьет?».
Время, как и везде на земле, неумолимо бежало только вперед. Оно никогда по воле человека не сможет остановиться, замедлиться или пойти вспять. А как порой хочется вернуться в детство, повторить тот или иной сюжет жизни, подчистить неприятные моменты и эпизоды своей биографии.

Прошёл обед. Наступил вечер. Как всегда, ближе к закрытию заведения, перед глазами замелькали «бегунки»: придёт, выпьет и уйдёт. Некоторые сидели до тех пор, когда идти домой возможно было только с помощью одного или двух друзей.
Наступила пауза, и Надежда принялась убирать зал. Смахнула всё лишнее со столов на пол, потом сдвинула всю мебель в угол и вымыла шваброй-подругой сначала одну часть пола, затем другую. И вдруг она отчётливо услышала громкий визг тормозов и шин одновременно. Подойдя к окну и присмотревшись, она увидела, как из светлых «Жигулей» что-то выкинули, после чего, рванув с места, машина скрылась в тайне тьмы.

Не раздумывая долго, Надежда бросилась на улицу. В голове маятником что-то било по мозгам. Она подбежала к лежащему, и тут силы оставили её. Руки почему-то затряслись, всё тело онемело. Постояв с минуту, она пришла в себя. И в этот момент Надя услышала слабый стон, затем шевеление. Она нагнулась и попыталась разглядеть человека, но темнота скрывала черты лица.

Начался дождь со снегом. Надежда огляделась. Кругом – никого. Нагнувшись снова, она взяла лежавшего за руку и по-женски, почти причитая, произнесла на распев: «Му -ж-чи-на, а, му-ж-чи-на, ну, да-вай, под-ни-май-ся,  за-мер-зне-шь, ведь». Тот, видимо, внял её мольбам и стал потихоньку пробовать подниматься. Она кое-как подлезла под его руку и, положив её на свое плечо, повела в сторону кафе. Самое трудное - ступеньки - пройдены.
Надежда усадила мужчину на стул и облокотила его спиной к стенке, строго приказав: «Сиди тихо!», - а сама нырнула в подсобку. Вода в электрочайнике постоянно была горячей. Она быстро навела кофе, со знанием дела добавила в него граммов двадцать коньяка и, подойдя к нему, стала потихоньку отпаивать потерпевшего.
С последними его глотками напитка она вдруг в этом, больше похожем на бомжа человеке, начала узнавать знакомые черты лица.

-Ты кто? Как тебя зовут? – настойчиво спросила Надежда.
-Я… я просто Митя.
-Ми-т-я-я, - нараспев произнесла она имя. Ты Ми-тя?
Он поднял глаза и сквозь пелену  сразу узнал её. Он протянул к ней руки и уже более отчетливо произнес их фразу-пароль: «Ты - сирень моя в мае». Без слов она бросилась к нему, обняла и горько, надрывно заплакала, сползая на пол на коленки. Надежда прижала его к себе сильно-сильно двумя руками и, уткнувшись лицом в его грязную одежду, запричитала:

-Где ж ты был? По каким дорогам ходил? Кто тебя привечал? Сколько лет… Сколько лет, и ни одной весточки. Я умирала потихоньку от тоски. Сколько лет…
-Я…Я…  Все расскажу. Я не виноват. Судьба меня так привечала, что тошно становилось жить на белом свете. Я всё, всё…-  не договорив, Дмитрий взял её руки и начал целовать. Отстранясь,  умиленно произнес: «Сохранила».  Она поняла, что он имеет в виду его подарки, которые плотно облегали  пальцы. Он ещё раз прижал её руки к своим губам, не веря своему счастью, поцеловал каждый пальчик, вздохнул и произнёс:

-Я любил тебя, люблю и буду любить на этом и том свете.
-Я ждала тебя, но не надеялась. Ведь семь лет –  ни одной весточки.
-Я всё расскажу. Дай мне что-нибудь выпить.
-Я сейчас, я быстро. Что же это я стою на коленях, я…  у меня все есть.
Надежда уже в который раз в этот день не пошла, как обычно, не поспешила, если просили побыстрее, а полетела в свою коморку. Она принесла ему в красивом хрустальном фужере коньяк и нарезанный лимон с сахаром. Поставив всё это на стол,  нагнулась и поцеловала Дмитрия в губы, потом обняла его за шею и застыла, не веря своим глазам. Спохватившись, озабоченно произнесла:
-Ты пока выпей немного. А я приготовлю тебе поесть. Ты же, наверняка, проголодался. Я сейчас, я быстро, у меня всё есть. Я покормлю тебя. Сейчас, сейчас. Я мигом. Ля-ля-ля-ля!- запела она.
-Хорошо. Я выпью и покурю. Можно?
-Можно-можно. Сегодня всё возможно, можно сейчас, сегодня, завтра, всегда…
Они мирно сидели за столом, уставленным тарелками с различными яствами и бутылкой хорошего вина. Зажженная свечка располагала к душевному разговору. Хорошо подкрепившись и совсем придя в себя, Дмитрий достал из пачки беломорину, прикурил от спички, затянулся два-три раза и, держа папиросу в руке, начал свою исповедь:
-Я  шёл в тот день, семь лет назад, к тебе: хотел сделать тебе предложение. В ювелирном магазине купил тебе дорогое кольцо с ценным камешком. Наверное, оно понравилось не только мне. В переулке  почувствовал сзади удар по голове. И всё. Я отключился. Два года пролежал сначала в больнице, а потом - в психушке, вспоминая, кто я есть. Документов-то у меня с собой никаких не оказалось. Назвали меня Иваном и фамилию дали Иванов. С такой справкой  вышел из заведения. Дали люди добрые мне на дорогу немного денег. В городе  зашёл в кафе, купил там немного выпить и пачку сигарет. Там я снова потерял сознание…
В милиции, когда очнулся, мне сказали, что я совершил ограбление. Нашлись свидетели. Опытный и матёрый следователь сшил белыми нитками мне дело на пять лет. У меня тогда не было силы воли сопротивляться этому подлогу. Пошёл по этапу. В зоне ко мне вернулась память. Я вспомнил всё до мелочей, но кому это было нужно.
Там-то и вспомнил твой адрес, написал тебе раз, другой, третий. Письма приходили обратно со штампом: «Адресат не проживает». Отпустили меня. Отмотал без малого весь срок. На воле заработал денег и начал тебя искать. Мне подсказали, что ты поменяла место жительства. Сказали, уехала к тетке в город Котовск. Направился к тебе.
Я долго стоял на какой-то остановке в надежде сесть на автобус, но его всё не было и не было. Стало темнеть. Махнув рукой, остановил светлый «Жигулёнок». Подбежал к нему, а из него вышли трое и, не говоря ни слова, сбили меня с ног и прошлись хорошенько по всему телу. - При этих словах  у Дмитрия исказилось лицо, но он продолжил: - Наверное, чисто случайно они выбросили меня около твоего кафе, предварительно вывернув все карманы. Вот я такой и встретил тебя. Видимо, судьба сжалилась над нами и выделила кусочек времени для встречи. Ты уж меня шибко не ругай. Прости меня, если можешь.
 Надежда то рукой, то платочком, всхлипывая, вытирала нахлынувшие слезы. Потом, собравшись, произнесла:
-Я тебя ни в чём не виню. Что поделаешь, если жизнь так складывается. Пойдем домой. Там и договорим, и доедим. Ага?
-Я тебе помогу убраться. Ага?
-Не надо, пойди лучше умойся, а то мы совсем забыли про твой внешний вид. Там есть одежная щетка.
Помыв руки и умывшись, Дмитрий посмотрел на себя в зеркало и подумал: «Ну и видок». Потом взял щетку и прошелся ею несколько раз по плащу и брюкам. Досталось немного внимания и ботинкам. Потом он подошёл к уже чистому столу и сел на стул. Надежда, управившись с посудой в подсобке, подошла к Дмитрию. Он встал, взял её под руки и посадил на стол. С жаром он стал целовать и целовать её, расстегивая пуговку за пуговкой на её кофточке, чтобы, как раньше, прикоснуться к её теплой, тугой груди. Пелена ожидания счастливого мгновения затмила разум Надежды и Дмитрия…
Вдруг кто-то громко застучал  в окно и дверь одновременно. Не понимая, что происходит, они с испугом посмотрели друг на друга. Стук повторился и усилился, да ещё с бранью. Они с опаской посмотрели на дверь и окно. А оттуда донеслось: «Открывайте, милиция».
Опомнившись, наконец, и соскочив со стола, Надежда неохотно подошла к двери и сдернула крючок. В зал ввалились двое в форме. Хорошо уже поддавшие, они скомандовали:
-Хозяйка, нам по сто пятьдесят! А кто это у тебя? Откуда? Зачем? Покажи документы.
-Да это со мной. Родственник. У него несчастье. Мы собрались уже домой, - заступилась она.
-Ничего, подождёте, - выпивая одним глотком водку, ответил один из них. Занюхав хлебом, они переглянулись. Старший наряда скомандовал:
-Поедешь, братец, с нами. Там мы и проверим, кто есть кто. Нам как раз для плана не хватает одного человека. Живо вставай! Идём!
-Что вы, что вы! Зачем! Если надо, он придёт завтра. Может, ещё выпьете.
-Нет. Нам  пока хватит. На посошок мы еще в одно кафе заглянем. Пошли. Если будешь бузить, наденем наручники.
За всё это время, пока шла перепалка, Дмитрий не проронил ни одного слова. Он очень хорошо понимал, с кем имеет дело. Выпившие милиционеры, как раненые кабаны, идут на всё. Он с ужасом понял, что судьба снова преподнесла ему сюрприз. Он медленно поднялся и встал между милиционерами. Потом резко ребрами ладоней одновременно ударил каждого по горлу. Они свалились, как подкошенные.
-Я скроюсь на время. Я найду тебя. Мы будем ещё вместе. К ним лучше не попадаться в руки.
-Дмитрий! - Но захлопнутая дверь, стала снова преградой для них.
Она опустилась на стул, машинально застегивая пуговицы кофточки. Подперев голову ладонью, Надежда задумалась…
Да, бывает и в природе, и в жизни человека май в январе, но ненадолго.