Мемуар - 20

Александр Ивашкевич
       Мой друг - хотя, чем дольше я живу, тем меньше понимаю суть и смысл этого слова - мне, как-то при случае сказал, что меня все окружающие на химфаке считали евреем.
       Мой приятель - в буквальном  смысле этого слова: нам было приятно общаться, - был (наверняка и остался) уверен, что я еврей. Хотя...
       Это "висело" над моей семьёй со времён  моего отца. Я уже это описал, как мой отец Николай Сильвестрович - простой белорусский парень, прошедший всю войну и ставший настоящим полковником - решал такие "проблемы". Он стал  профессиональным  военным и у него всегда находились "доброжелатели".
       В СССР к евреям относились своеобразно... Как говорится, с одной стороны и с другой...  Даже в университеты принимали по разнорядкам.  В МГУ было конкретное  ограничение. Но для государственной пользы  евреев очень даже любили... Ну там для создания атомной и водородной бомбы, оружия, освоения космоса, для развития искусства...  В лаборатории Ландау, например, почти все сотрудники были представители еврейской нации. В те времена (60 - 80 годы) в СССР правили украинцы! Ну там хрущёвы и другие брещнее люди.
      Но я не об этом...  Я о том, что каждый человек может достичь всего, чего действительно может достичь, независимо от записи в паспорте. У меня в паспорте было написано "белорус". Паспорт давно отменили. Но, как известно, бьют не по паспорту...
      Каждый сам решает для себя к какому народу он относится! Понятно, что главное в самоиндефикации человека это язык и культура! Украинские националисты это хорошо понимают! Без языка - нет нации! Но, с другой стороны, и без знания некоего специфического языка вполне хватает факторов отнесения себя к тому или иному этносу, к той или иной национальности. Семья, мама, бабушка, среда... Культурные предпочтения,  менталитет...
      Так вот, я имею, объективно, как минимум, в себе шесть кровей. Начиная официально с белорусской (отец) и русской (мать), в семье говорили и об украинской, и польской, и финской (или карельской)... Еврейская, самая скрытая, о которой в семье никогда не говорили,  но она отражается на "лице"... 
      Говорили,  что моя прабабушка из Баку знала иврит.  Почему-то в семье это хранилось! Почему-то моего отца  проверяли на нееврейство (он это потом выяснил, приехав в свою деревню)? Почему-то!?
      В нашей семье есть фамилии Ивановы, Карелины, Ивашкевичи, Горожанка...
      Ну и кем же мне себя считать? Гражданином мира? Или: пригодился там, где родился... А зачем нам знать "национальность"? Национализм - это детская болезнь недоразвитых народов!
      Чувство принадлежности к какой-то национальности - это от слабости! Это пережиток прошлого! В Соединённых Штатах Америки - стране иммигрантов - давно уже пережили эту "детскую" болезнь.  Как корь. Хотя, она постоянно вспыхивает...
       Ельцин ввёл понятие "россиянин"...  Думаю, что это лишнее. Всех, кто разделяет историю, культуру, язык, интересы и смыслы русского народа можно называть русскими вкладывая в это слово тот же смысл, что и в "американцы"!
       За границей нашего государства нас всех называют "русскими"! И это так и есть. Когда возникнут большие проблемы! 
       Сейчас гораздо важнее чувство патриотизма! Но с "правильным" смыслом этого слова. "О патриотизме. Коротко". http://proza.ru/2014/06/11/2031