Монолог о Диалоге

Игорь Калинин999
                4
…Выезжали  молодые  студийцы в 1979 году по  линии  ЦК  ВЛКСМ   на  гастроли и на  Всесоюзную  ударную  стройку- в  Калининград, где  дали  около десятка  спектаклей  для  строителей, рабочих, моряков, птичниц, рыбаков, военных.
   Тогда  же, по пути в Калининград,  произошла  судьбоносная  встреча  коллектива с  легендарным  Аркадием  Райкиным.

Аркадий Райкин.
   Начинающие  юмористы  не  только  увидели  мастер-класс  Мастера(  Спектакль «Зависит  от  нас»  Ленинградского  театра  миниатюр), но  и  пообщались  с  ним  лично. Даже  переночевали  в  его  театре, поскольку  нашу  бронь  в  гостинице  сняли  по  причине  прибытия  в  Ленинград  поезда  дружбы  из  Болгарии. Как видим , братушки  уже  тогда  вставляли нам  палки  в  колёса!...Шучу…
 Это  было  незабываемо!
Вообще, Аркадий  Райкин  узнал  о  существовании  заполярных артистов ещё  в  1977 году,  когда  я к  нему  прилетел  на  самолёте(личном!)   С  тех  пор  и  продолжалось  творческое  содружество  с  этим  великим  артистом  и  великим  гражданином, который  оказывал  нам огромную  психологическую  поддержку. Иногда  и  политическую. В  трудные  дни  я  доставал  из  портфеля  буклеты,  подписанные  программки, фотографии, телеграммы  народного  артиста  СССР, Героя  социалистического  труда,  Лауреата  Ленинской  премии…И   бюрократы- перестраховщики, которых  всегда  было немало на  нашем  пути- испуганно  поджимали  хвосты!..
В  начале  этого исторического экскурса  уже  было сказано  о главном  направлении  нашего  творчества: юмор  и  сатира. Иными  словами , мы  шли  своим  путём, но  в  том  же  направлении, что  и  творчество  великого и единственного  Аркадия  Райкина.
   Известие о ликвидации нашей брони, точнее. о невселении нас в  гостиницу Ленинградского обкома комсомола вызвало, как теперь принято говорить, в наших стройных рядах неоднозначную реакцию.
Началась небольшая паника.  Некоторые, среди них были Николай Кабанец и Паша Ломакин, стали названивать по родственникам и ещё куда-то, чтобы устроиться на ночлег лично. Я тоже  пытался звонить в другие места, чтобы заселить на одну ночь-до утреннего поезда в Калининград - всю труппу. Но в советские времена попасть в  гостиницу  «с улицы» было практически невозможно. Там проживали либо партбоссы, либо  передовые колхозники с Кавказа и Средней Азии с огромными кошельками, похожими на чемоданы.
Наши же потёртые  чемоданы, костюмы и реквизит, включая  раскладную пальму, дельцов гостиничных услуг на сочувствие не вдохновили. Я позвонил из телефона-автомата  нашей доброй фее Мире Марковне(сестра жены Райкина) и доложил обстановку. Она подтвердила, что в театре нас ждут и что Аркадий Исаакович с нами встретится после спектакля непременно.
Но буза среди гастролёров  продолжалась…
Я сказал ребятам так: «Если что- переночуем в парке. Благо погода-чудо! Главное- нас ждёт сам Райкин!»
 Мне с огромным трудом удалось уговорить любителей комфорта не разделяться с коллективом и остаться на спектакль…
«Иначе всю жизнь будете потом сожалеть!»-сказал я.

  … На сцене тогда- в наш приезд- наш гуру, наш Маэстро, будучи уже не совсем молодым, просто летал как мальчик. Зал ДК Первой пятилетки, где шёл этот эстрадный спектакль, как всегда на выступлениях Райкина,  был переполнен. Зрители то замирали от страха( можно ли такое слушать?),  то взрывались хохотом, утирая слёзы…Мы, счастливые, сидели где-то на куличках. Занавес закрывался уже примерно в пятнадцатый раз, а на сцену никто не выносил цветов. Безобразие, осень на дворе, а цветы артистам не преподносят!  Букет из шикарных 13 роз- нас было 13- трепетал  только у меня в руках. Мы хотели его подарить во время предстоящей после выступления встречи с главным артистом за кулисами. Но это было бы несправедливо- такой оглушительный успех и- ничего…Я ринулся вниз буквально по головам.  И сегодня , спустя десятилетия, я  довольно прилично бегаю утром по лесу, а уж тогда…Это очевидно напомнило со стороны бег индийского йога по кручам Гималаев  в гипнотическом полусне…Никто, кому я наступил на ногу, даже не ойкнул…
Занавес, знаменитый суперзанавес  райкинского театра  состоял из двух половинок. Эти половины могли соединяться друг с другом или как бы проходили одна сквозь другую. Я чувствовал, что занавес больше проходить сквозь середину не будет, просто соединится в центре сцены, а Аркадий Райкин сделает шаг назад и- всё!
 Сцена закроется.
Зал просто оцепенел, наблюдая за отчаянным забегом- успеет зритель с алым букетом или нет?
Но любимец публики, как истинный боец, всю  жизнь бесстрашно сражавшийся  своим творчеством против кривды и лжи, сделал шаг не назад, а- вперёд!
Народ радостно выдохнул.
Успе-е-л!!!
Нам с Райкиным аплодировали стоя! Минут десять!..
…Да-а…
   Потом мы ждали его примерно час, так как мэтра приводили в чувство две медсестры. Оказывается, он недавно в очередной раз перенёс инфаркт…Вообще же, этот артист, который в жизни никогда не повысил даже  голоса, за свою несгибаемость и стойкость, за самоотверженность  до высокого звания Лауреата Ленинской премии -самой главной в СССР награды, был «награждён»
бюрократией двумя инсультами и тремя инфарктами…

 …  Безусловно, мы очень волновались- что  при встрече скажем мы, что ответит великий и легендарный?
Никогда не забуду этот момент!
Аркадий Исаакович легко сбежал по лестнице со второго этажа и с улыбкой спросил: «Ну, что, ребята. ночевать-то вам негде?»
И от этой великой простоты нам сразу стало легко и свободно.
-Да ерунда!..
    Пошёл разговор о творчестве, диалог о сокровенном, беседа на равных- как коллега с коллегами…
Например, мы затронули тему миниатюры Михаила Мишина «Зайчики». Это очень смешная вещь, можно сказать. «убойная». Мы недавно начали её исполнять. Мастер заметил, что миниатюра действительно хороша , но  то, что мужья и жёны  друг друга обманывают- это несколько мелковато . Ведь врут не только супруги, любовники и любовницы. Дурят люди друг друга в огромном масштабе. Начальство врёт подчиненным, те обманывают родное государство- отсюда приписки, например. Страна сочиняет свои благостные отчёты для своих граждан. Разные государства и религии легко сочиняют свою историю, переписывают результаты войн, приписывают себе чужие победы, сочиняют новые версии развития цивилизации- с выгодой для своих, происхождения жизни…
Мы были поражены масштабностью этих  мыслей!
Между тем, возле вахтёра на служебном входе  мотались двое подвыпивших поклонников юмора. Очевидно, в ожидании возможного высочайшего автографа…
Аркадий Исаакович показал глазами в их сторону: «Вот ещё одна вечная  тема для нас, сатириков!»
(Как тут не вспомнить нетленное «В греческом зале. В греческом зале…»)
На прощание мэтр сказал : « Вы мои гости, значит, ночуете у нас в театре!»…
Восторг  студийцев трудно передать словами!
…Это была бурная ночь обсуждений и откровений. Кто-то трогал занавес, кто-то ходил по  легендарной сцене, кто-то разглядывал фотографии артистов театра Аркадия Райкина- Владимира Ляховицкого, Виктории Горшениной, Тамары Кушелевской, Людмилы Гвоздиковой, Александра Карпова, Игоря Еремеева…
Наш Паша Ломакин честно и откровенно признал: «Как вы были правы, Игорь Львович! Простите нас , неразумных! Если бы мы днём разбежались по уютным квартирам, то  были бы не просто предателями, но и пропустили одно из главных событий в своей жизни!»
   Сегодня, спустя 39 лет я всё думаю- а кто из нынешних мэтров способен на такое радушие? На столь  серьёзное внимание к начинающим коллегам?
И не нахожу ответа…
               
                Продолжение следует