Монолог о Диалоге

Игорь Калинин999
                3

   Здесь же  появилось  и  новое  название  коллектива: Эстрадный  театр-студия.
   Среди наиболее популярных спектаклей того периода  -
"Юмор-шоу", "Кроме шуток", "Наедине с улыбкой", "Есть мнение",  "На старт! Внимание! Марш!", "Смеётся тот, кто"...
Неоднократно  мы  организовывали  и  проводили  1 апреля Мурманские  юморины.

Герман Орлов.
   Мы посещали все спектакли местных и заезжих театров, знакомились с гастролёрами. Так ещё в 1976 году я зашёл за кулисы областного драмтеатра, где проходил концерт артистов Ленконцерта и представился популярнейшему тогда эстрадному премьеру Герману Орлову. Это был великолепный фельетонист и куплетист. Я по сей день помню его коронные фельетоны, знаю их наизусть. Например «Спасибо киносценаристам» или «Ни академик. ни герой». Герман Тимофеевич охотно выслушал мой рассказ о нашей эстрадной студии. Записал в наш альбом несколько добрых строк, дал парочку практических советов и оставил свой домашний телефон.
С того дня мы много общались.
Весной олимпийского 1980 года я придумал эстрадную программу «СКЭТЧ»( Студии Комическо-Эстрадного Театра – 4). Так как нам исполнялось четыре года,  и пригласил поучаствовать в ней Германа Тимофеевича и  Ленинградского писателя-сатирика Михаила Мишина. Это была восходящая звезда. У Мишина с Семёном Альтовым только-только  вышла книга сатирических произведений «Оживление в зале», вызвавшая немалое оживление. А его миниатюры включил в свой текущий репертуар сам Аркадий Райкин…
Герман Орлов и Михаил Мишин- оба ленинградцы и прекрасно знали друг друга. И, как выяснилось, не были друг от друга в восторге. Что добавило нам немало сложностей. Тем не менее, мои студийцы с воодушевлением помогали мне встретить гостей, поселить в гостиницу «Полярные зори», провести большую оргработу. Особенно постарался в этой спецоперации Паша Ломакин и вся его дружная семья- сестра Лариса, мама Алиса и даже папа.
Герман Тимофеевич много раз бывал в Мурманске и чувствовал себя здесь как рыба в воде. Он быстро обзвонил своих друзей и знакомых девушек. Снялся в телевизионном «Огоньке». Там , на сопке Варничной, одним из начальников Мурманского ТВ был его старинный друг Александр Матвеевич Соломонов. Он, кстати, впоследствии очень помог нам продвинуться в телеэфир…Как и председатель Владимир Фёдорович Горячёв, очень серьёзный представитель номенклатуры, но на удивление тепло относившийся к так называемой «развлекаловке» и сам предложивший мне как автору  постоянное сотрудничество.
 …Михаил Анатольевич, напротив, только знакомился с замечательным портовым городом. В этом благородном деле ему охотно помогали наши красавицы-северянки…
   Мы пригласили на выступление публику и нужных людей. Выступление  в нашем ДК прошло отлично!
Гости остались довольны и выступлением и условиями пребывания. Как мне удавалось убеждать руководство Дворца нести немалые расходы- сам удивляюсь! Наверное, им льстило, что такие титулованные люди участвуют в мероприятии их очага культуры. А может подействовала поздравительная телеграмма Аркадия Райкина…
   В последующие годы мы дружили с этими интересными людьми. В тот же приезд Герман Тимофеевич привозил некоторые киноролики со своими работами. Оказывается, кроме работы на эстраде,  он довольно часто снимался в разных кинолентах. Мне тогда запомнилась его работа в фильме по рассказам Василия Шукшина , где он ярко сыграл нахрапистого свояка…Последнюю его работу –уже много позже- я видел в сериале «Улицы разбитых фонарей». Может быть, помните сторожа на автостоянке, который выращивал там укропчик и лучок, а какой-то водитель заехал на его грядку и подавил зелень…
Приведу для молодых читателей краткую биографии этого уникального артиста.

ОРЛОВ ГЕРМАН ТИМОФЕЕВИЧ
24 ноября 1921, деревня Красная долина, Землянский уезд, Воронежская губерния, Советская Россия — 7 декабря 2013,
Санкт-Петербург, Россия.

Советский и российский актер.
Заслуженный артист РСФСР (14.04.1986).
Народный артист РФ (14.01.2002).

В 1934 году, после того, как отца призывают на службу в ряды Военно-морского флота, переезжает, вместе с семьей на постоянное место жительства в Кронштадт.
Артистическую деятельность начал в 1939 году юнгой в Театре Краснознаменного Балтийского флота в Кронштадте.
В 1940 году театр направляет Г.Т. Орлова на учёбу в Ленинградский государственный институт им. Островского.

Участник Великой Отечественной войны. С 1941 по 1945 годы служил в военном Театре Балтийского флота, находясь в блокадном Ленинграде. В 1941 году, в ноябре, был ранен. Всю войну артист участвовал в концертах на кораблях, аэродромах, в легендарной крепости «Орешек», в тылу у немцев на острове Лавасаари. Наибольшей популярностью пользовались его сатирическая песня "Барон фон дер Пшик".

С 1945 года был артистом Ленгосэстрады, «Ленконцерта» («Петербург-концерта»).
Выступал в паре с Михаилом Курдиным, позднее - с Венедиктом Нечаевым.
Исполнял стихотворные монологи, интермедии и сценки, пел песни, выступал как конферансье. Среди лучших программ разных лет: "Первое свидание", "1000 почему", "Как важно быть весёлым", "Всё это только в Ленинграде". Один из наиболее популярных ленинградских эстрадных актёров 1950-1970-х годов. Известностью пользовались его выступления с эстрадными монологами и фельетонами (среди основных авторов - В. Константинов и Б. Рацер, А. Хазин, З. Гердт).
В последующие годы, работая то один, то руководя эстрадным коллективом, создавая большие эстрадные программы, становится одним из ведущих артистов советской, российской эстрады.
   Автор книг воспоминаний "Монолог длиною в жизнь: Рассказы артиста эстрады" (1991), "Свой среди своих" (1996), "Откровения ленивого артиста" (2001).
   Похоронен на Ново-Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Орден Почёта (2.08.1997).
Орден Отечественной войны I степени (1985).
Медаль «За боевые заслуги» (1944).
Медаль «За оборону Ленинграда» (1944).
Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1946).

                *    *    *

   Надо  сказать,  что  с первых  месяцев  нашего  творческого  существования  нам всегда  оказывал  существенную поддержку  комсомол. Можно  было  бы сегодня  об  этом  тактично  умолчать,  поскольку не в  моде такая  тема,  однако  нельзя  погрешить  против  истины. А  она  в  том,  что  мы  по  линии обкома  комсомола  неоднократно  выезжали  с  выступлениями  на  ударные  стройки  Заполярья. В  Апатиты, Мончегорск. Кировск, Никель, Ковдор,  Заполярный, Оленегорск , Кандалакшу. Памятно, например, выступление  на  Празднике  Солнца  в Ковдоре, когда  в  центре города,  перед  тысячной  аудиторией  мы  выступали  более  двух  часов. Ну  и  что,  скажут  иные. Так  ведь дело  было  25  января  при  температуре  минус 40 градусов и при  лёгком  ветерке- всего 10 метров  в  секунду…
   Сдружились мы и с цирковой студией «Арлекино». С этими талантливыми ребятами мы подготовили несколько эстрадно-цирковых программ. «Приятно познакомиться!», «Старый цирк». Я для них даже написал специальную песню. Отлично помню этих весёлых трудяг, тренировавшихся ежедневно по несколько часов в спортзале межсоюзки. Валера Сухопаров, Володя Берх, Юра Крейс, Тимофей Юдников, Юра Холмогоров, Света Прибыткова… Кстати, Юра Холмогоров был с нами на гастролях в Калининграде, так как я ему дал роль аборигена в миниатюре В.Полякова «Обитаемый остров»(Для этого мы везли разборную пальму особой конструкции.). Юра прекрасно смотрелся в юбке из мочалок, когда жонглировал под музыку Бони М апельсинами…
…Цирковым коллективом руководил замечательный артист, фанат своего дела Валерий Акишин. Помню его уникальный номер- эквилибр на вольностоящей лестнице. А какой бурлеск представлял их коронный калейдоскоп со скакалками!  Сейчас немало тех, кто пытается повторять тот сложнейший ,уникальнейший номер, сочетающий в себе акробатику, яркую динамику и юмор. Увы! Можно повторить чисто технически трюки первопроходца, но артистизм, блеск глаз, молодой задор, дружную забаву- никогда!..
Впоследствие ребята перешли на профессиональные рельсы.  Вначале их приютила Средняя Азия, затем Москва. Цирковое шоу много гастролировало по миру. «Арлекино» ( «Акишин-шоу»)завоевал  через несколько лет Серебряного клоуна на  престижном фестивале циркового искусства в Монте-Карло…

                Продолжение следует