Далёкое Далёко

Татьяна Пороскова
С вечера я всё продумала, как буду добираться в соседнее село за двенадцать километров.
Если получится, то выполню.

У подруженьки моей приехала в гости из Далёкого Далека внучка с крошечной девочкой. Такой крошечной, что мне захотелось связать ей кружевной чепчик и украсить его маленькой  розой.
Я связала этот чепчик. Неизвестно, когда они ещё приедут. Девочка вырастет, и панамка ей будет мала.
Пусть она там, в Далёком Далеко, будет красивой.
Все младенцы красивы.
 И ещё я прихватила баночку янтарного варенья с морошкой, за которой ходила на болото.
 А им некогда было ходить за ягодами, да и нет у них таких морошковых болот.

Ранним утром я вышла из дома, перекинув через плечо фотоаппарат.
 Рыжий пушистый кот шёл плавно по забору. Он, словно почувствовал, что я поднимаю объектив. Обернулся на меня. Посмотрел и исчез.
 Я остановилась на перекрёстке у дома, где стоял маленький трактор с большими колёсами.

 Возле неказистого, заросшего травой крыльца, сидела беременная кошка Буська и ждала, когда с ведром пойдёт к скотине хозяйка.
Кошка пушистая, пёстрая. В народе таких  зовут богатками и стараются оставлять пёстрых котят, думают, что они принесут в дом богатство и счастье.

 Молодая собака Яшма из предосторожности сидела высоко на своей будке. Она знала, что Буська невзлюбила её, и каждый раз с остервенением кидается к её собачьей морде.
 А нервной и драчливой Буська стала из-за своей беременности. Она заранее боится за  будущих котят.

 Вышел хозяин, лесник, который поедет на работу в лес на старой машине. Не видя ещё меня, он здоровается через дверь, потому что стоит, наверное, полуодетый, звонит по телефону, ловит связь.
Я его знаю  давно.

Первый раз увидела на ферме, в красном уголке сидел  краснощёкий парень и балагурил. Пристально посмотрела на него и сказала:
- Как зовут?
- Пашка.
- Вот, Пашка, ты не женатый. Сидишь тут и похохатываешь. А там, на бережку Святого озера, сидит девица-краса, длинная коса. Пригорюнилась она, плачет, что ты её не замечаешь.
Пашка испуганно посмотрел на меня и ответил:
-Да, что я вам такого сделал!?

Я пришла на ферму за молоком и считала, что раз уж я старая, а было мне сорок лет, то мне можно говорить всё.

И получилось так, что в жёны Пашке попалась такая работящая девушка, которая знала и женскую, и мужскую работу.
Она потом одна из первых села в деревне за руль. И тянула за двоих, терпеливая  и выносливая.

 Он и подвезёт меня.
Подошёл мой сосед с походной сумкой. Будут они чистить лес на такой жаре.

Машина прыгает по ухабам. Мелькают сосны и ёлки, берёзы и ольха, уже готовые скинуть листья. Но я - то знаю: густая зелень будет долго держаться в эту осень.
На половине пути взвился с сосны ястреб. Крупная птица. Красивый размах сильных крыльев. Но фотографировать некогда. Он живёт здесь один у дороги. И каждый раз перелетает через неё, приветствуя машины.

Через полчаса я в соседней деревне иду по улице. Мелькают резные, крашеные палисады, ухоженные и заброшенные дома. Мелькают выстриженные до самой земли заулки.

Навстречу мне идёт женщина. Мы здороваемся
- Оля, где мне лучше свернуть на тропинку? За почтой?
- Ой, не ходите! Там всё залило!
- Жарко. А с завтрашнего дня обещают дожди.
- Ой! А у нас большой стог сгорел в грозу.
- Да?!

Я иду дальше. Впереди красивый дом с мезонином. Его хозяева северяне покрасили дом  в голубой цвет, а кружевные наличники в белый.
Я приготовилась фотографировать высокие мальвы в палисаде.
Мимо проходит крепкий мужик и говорит   на ходу, не оборачиваясь:
- Меня не фотографируйте! Я плохо выхожу!
Я вижу его широкую спину и большие ручища и отвечаю:
- Я и не собиралась.
Это такой обычный деревенский юмор.

Когда-то я ещё молодая и городская попала в районную газету, и меня отправили в село за материалом. Я шла посередине сельской улицы в красном плаще и чёрной городской шляпе.
А навстречу мне ехал трактор. Тракторист выглянул в окошко на незнакомую девицу и сказал то, что пришло ему в голову:
- Дай шляпу цыплят высидеть!
Я опешила и не удосужилась его ответом.
Это и есть деревенский юмор.

Иду дальше и поворачиваю  направо. Там ещё километр дороги, а потом пустая деревушка с двумя жилыми домами. 

Я снова иду по дороге среди цветущих обочин. Медовый запах сладко стелется над дорогой. Мелькают пожелтевшие поля, несколько стогов утонули в этих полях. Зелёные ёлочки разбежались озорно и беспорядочно.
 В прошлое лето я уехала отсюда с большим эмалированным ведром солёных рыжиков.

Меня обгоняют. Скорыми шагами идёт с вицей в руке мужик. Его лицо загорело и покрыто  редкой щетиной.

Только что он вместе с семьёй прошёл через трудное сенокосное время.
В это время каждый солнечный день, как подарок. Успеть!
Успеть скосить,
 раскидать, перевернуть, сгрести в копны, каждую травинку к травинке, поставить зарод прямо, сделать остожье, накидать вокруг него, намять сухую траву ногами , уложить так, чтобы не поползло, чтобы не поехало набок.
И вершить правильно и ровно до последнего клочка.
Это целое искусство.
Не забыть! Пусть успеют! Между дождями, грозами и градом. Иначе коровушке нечего будет есть.
Это единственная на всё село корова с дочкой нетёлкой отправились на поскотину…

В другой руке  мужика сумка с едой для маленьких пастушек. Пастушки в коротких шортиках, с распущенными волосами. В их руках тоже вички. Летит вперёд мохнатый пёс. А впереди них приближаются ко мне пёстрая корова и нетёлка. Корова мерно и спокойно идёт, отмахиваясь хвостом от оводов. А нетёлка тянет ко мне чёрную морду. А я и забыла, что на мне красный пиджак и красная сумка. Улыбаюсь ей и что-то говорю доброе:
- Хорошая…
И хочу погладить.
Но она пугливо  и резко дёргает головой и догоняет мать.

А идут они к дальней загороде, где пасли раньше овец, телят и коров большого стада.

Вот так и мы провожали скотинушку. И дочка моя встречала и провожала корову с вичкой.
 И было ей лет пять, когда обманув меня, что пойдёт встречать корову, она убежала со старшими девчонками к озеру за два километра. А я искала её везде, запыхавшись, мчалась к озеру. Потом обратно четыре горки летела.
А она уже стояла у калитки.
И впервые единственный раз наказала её, стегнув вичкой.
- Не обманывай мать!
Не знаю, помнит ли она?
А я  помню.

Когда я дошла до нужного дома, открыла калитку, осторожно ступила на чистые половички, постучала.
- Кто дома?
Везде было чисто и уютно, как всегда.

И только тогда выглянула со спящим  младенцем  на руках молодая мама.
Как они все красивы в это время!
Она приложила палец к губам. И я поняла, что малышка засыпает.
Я успела. Завтра они опять отправятся в своё Далёкое Далёко.
Я всё успела.
И на обратном пути мне повезло с попутной машиной. И снова ястреб взлетал над нами, когда мы проезжали мимо.

фото автора