Монолог о Диалоге

Игорь Калинин999
   
                2
   Занятия у нас  в студии проходили весело, шумно,  с  шутками-прибаутками. Мы занимались основами сценического движения, техники речи, актёрского мастерства. Вначале я проводил разминку- мимики, речевого аппарата…Шла Саша по шоссе….Ехал грека через реку…Особенно смеялись ребята над некоей Сашей-куда шла чудачка , зачем именно по шоссе?.. И причем тут сушка?..Действительно, во многих скороговорках начисто отсутствовала логика. ..Во дворе трава, на траве дрова… И что?..
Пришлось написать свои- скороговорки с моралью…
Потом шли этюды- на память физических действий, оценку факта, на внимание и т.д. Все это необычайно нравилось студийцам. Они пытались правильно произнести скороговорки. «жарили» воображаемую яичницу и т.п.
Некоторые этюды  становились концертными номерами…
Так произошло с этюдом «Давай покурим!» , в котором Миша Меркулов и Юра Степин виртуозно изображали работу на воображаемых станках…
Или такой этюд , что называется, на злобу дня. Тогда газеты писали об очень грязных местах купания.
Встречаются двое.
-Привет! Ты что, на юге отдыхал? Загорел как мавр!
-Нет, на Семеновском озере разок искупался!..
Должен заметить, что за все годы жизни на Севере, я там вообще не купался ни разу- прохладно. А  моржевики  даже зимой в проруби бултыхались на этом самом Семеновском озере. Озеро названо так по имени первого обитателя этих мест Семёна, который спокойно рыбачил на берегу, когда первостроители будущего города заявились сюда…
  … Студия много  репетировала,  выступала  в  городе  и  на  выезде. Посёлок  Верхнетуломский, Североморск, Росляково, Сафоново. Все  эти  новые  места Заполярья мы  быстро  осваивали.
   В репертуаре копились отдельные  номера  и  постепенно  рождались  эстрадные  спектакли. Такие,  как  «Мечте  навстречу», «Улыбки  разных  широт», «Мурманск  улыбается», автором которых стал художественный руководитель .
   Не всё проходило гладко .
Однажды, когда мы подготовили очередную первоапрельскую программу, раздался звонок из всесильной организации. Называлась она так: областной Дом художественной самодеятельности. Возглавлял эту контору Яков Абрамович Хаин. Нас с худруком Дворца Людмилой Павловной пригласили на «беседу». В кабинете оказались солидные люди, некоторые из которых, как, например, Александр Сергеевич Ермолов, мне были знакомы. Но даже его обычно улыбчивое  лицо не предвещало ничего хорошего. Мне  был учинён самый настоящий разнос. Такого унижения в жизни я ещё не испытывал. Комиссия  буквально под микроскопом разглядывала наш сценарий. Сатиры в нём не было вообще. Но ответственных товарищей насторожила даже такая безобидная  сценка.
Действие происходит в кафе.
Посетитель. Девушка, а почему чай несладкий?
Официантка. А вы его помешали?
Посетитель. Да, минут десять мешал.
Официантка. А в какую сторону?
Посетитель. Какая разница? Кажется- направо.
Официантка. А сахар- ушел налево!..
-Вы что, намекаете, что в наших кафе, ресторанах и общепите  воруют?
-Нет, это просто анекдот…
-В городе проходит Полярная Олимпиада, полно иностранных гостей.
Что они подумают о нашей стране, посмотрев эти ваши, так сказать, анекдоты? Что ОБХСС и милиция не действуют, что расхитители  социалистического имущества чувствуют себя в СССР безнаказанно?..
-Простите, но про имущество мы не говорили, только про сахар…
- Это показывать нельзя! Даём два дня на переделку программы! Или…
…Пришлось подключить общественность, прессу, театральных авторитетов. Через пару дней Яков Абрамович программу принял лично и одобрил. Кстати, мы не убрали в ней ни запятой.
-А вот насчёт сахара, это вы молодцы. Надо дать, наконец, хапугам по рукам, о чём совершенно справедливо сказал вчера на Пленуме  товарищ Щёлоков!.. А всякие-разные  ротшильды- нам не указ! У них тоже воруют и ещё больше!..
   Надо сказать, что потом мы с Яковом Абрамовичем даже подружились и сотрудничали.
Однажды он попросил выручить-выступить под 8 марта для жён офицеров в клубе Сафоново. Мы съездили и имели  там большой успех. Правда, потом на благодарственном банкете Нина Зайцева и трезвенник Сидоров по неопытности так  напринимались шила (флотский спирт), что было немало проблем с их доставкой на дом…
Должен заметить, что в студии мы пили главным образом чай, у нас даже был закуплен красивейший самовар для этого ритуала…
Ещё вспоминается случай, когда я во время обеда на своей постоянной работе в проектном институте забежал на пару минут в ДК. Навстречу – Хаин.
-Игорь, выручай! Нужен весёлый номер для милиции!
-Когда?
-Сейчас- они в зрительном зале!
-Объявляйте!
И я с лету-повороту выскочил на сцену и  исполнил монолог «Свидетель».
     В общем, мы сотрудничали , пока их организацию не разогнали. Но это уже- совсем другая история…

…В  1979  году  студия  переехала  в  престижный  Дворец  Культуры  им.С.М.Кирова, где  получила  новые  возможности  реализовать  своё  творчество. Сюда  пришли  новые  студийцы Николай  Охотин,  Владимир  Нонкин, Нелли  Белкина, Лариса  Шипикина, сёстры  Рудковские, Инна  Простак, Павел  Ломакин, Евгений  Черномор, Алексей  Мосин, Виталик  Сидлецкий и др.

Виталик Сидлецкий.

   Интересна и поучительна  судьба этого, безусловно талантливого подростка.
Самое главное в его жизни произошло до 10 лет, а всё остальное- как приложение к первой части жизни…
Когда мальчику было 9 лет, мама Светлана Леопольдовна приехала с ним летом в Киев, чтобы навестить свою старшую дочь ,тоже Светлану. Дочь училась в балетном училищ, ей было 16 лет и она подавала большие надежды. И вот идут они втроём по Крещатику,  а навстречу…
Нет, не добрый волшебник. Гораздо лучше- режиссер!…Виктор Гресь, который с ног сбился в поисках исполнителя главной роли будущего фильма по сказке А. Погорельского  «Чёрная курица. или подземные жители». Так вот же он- голубоглазый,  светлые локоны до плеч. Красавчик!
Уговорили маму, стали снимать. Мальчик на удивление оказался толковым. Съёмки шли по графику. Подбор актёров на взрослые роли тоже оказался безупречен. Главный партнёр юного артиста - Альберт Филозов.  Плюс отличный оператор. Словом, фильм-сказка получился. А дальше- всё , как в сказке! Картина  завоевала главный приз на Всесоюзном киносмотре, а затем и Гран-при Московского международного кинофестиваля. Работа Виталика была отмечена особым призом.
 Интервью, блицы, шумиха!
 У родителей  в одночасье вспыхнувшей « звезды» закружились головы…
Казалось- ещё чуть-чуть и птицу счастья можно схватить за хвост!
Но  дни полярные сменялись полярными ночами. А ничего не происходило. Спецкоры исчезли, шумиха улеглась, волна откатилась…
Бедная Светлана-старшая пыталась , как могла , поднять новую. Увы!
По старой дружбе В. Гресь продвинул мальчика ещё в один фильм на незначительную роль. Мама тем временем увела сынка из любительских театров,  где он худо-бедно осваивал азы профессии актёра  и выступал- не тот, дескать, масштаб!..Прошла ещё пара-тройка лет ожиданий и тычков в разные двери киностудий. Милый малыш между тем перерос в угловатого прыщавого подростка, потом в нескладного юношу со сложным характером. Поступил в ближайшее ПТУ. Там его нашла полновесная подруга, без наивных грёз, зато вполне созревшая до полноты ощущений  жизни…
Дальше следы милого ангелочка с золотыми локонами, триумфатора Международного кинофестиваля,  теряются
в сумерках провинциального семейного быта…
  … Не только семейные лодки разбиваются о скалы серых буден и равнодушия, а подчас и уникальные, неповторимые, летящие над волнами романтические  бригантины…
Но их наполненные волшебными ветрами сказочные паруса часто мнятся нам долгими тёмными ночами и зовут, зовут за собой …
                Продолжение следует