Пробуждая воспоминания 5

Борис Алтайский
 В то время учитель был авторитетной фигурой, не говоря уже о директоре школы, при виде которого ученики подтягивались и, сняв форменные фуражки, приветствовали его. В отличие от теперешних директоров школ в то время директор имел право за плохое поведение или учёбу единолично исключить ученика из школы, так как в получении даже начального образования заинтересован был только учащийся, вернее, его родители, но никак не школа или государство.

 В школе моим приятелем был Яша Поляк, но всё же больше я общался и дружил со своими двоюродными братьями - Мишей и Геной, с которыми вместе рос и шалил. Миша сейчас живёт в Израиле, а Гена в Риге, с ним мы встречаемся часто, но проделки детства почему-то вспоминаем редко. Ещё я часто общался с сыном коллеги моего отца - Гербертом, которого родители звали Гебинькой. О нём я напишу несколько позже.

 Когда в 1938-м году я закончил основную школу, родители решили, что гимназию мне надо посещать в Риге, а также брать там уроки игры на рояле, что я уже делал у частной учительницы в Резекне. Меня определили в гимназию, почему-то носившую название "Общественная" - еврейскую гимнизию с латышским и русским языками преподавания.
 Дисциплина в этой гимназии была совсем другой, так как её содержало акционерное общество, а училось здесь много детей акционеров. Поскольку от капитала родителей зависело существование гимназии, их дети позволяли себе всякие, мягко говоря, вольности.

 Преподавали в школе хорошие педагоги, но я учился посредственно - не было надзора родителей, так как я жил у бабушки. Бабушка Дора - мамина мать - была статной женщиной, сохранившей следы былой красоты, ясный ум, прозорливость, доброту и умение разбираться в людях. Меня она любила, баловала какао и сладостями, однако контроля за моими успехами она не осуществляла, предоставив мне в этом отношении полную свободу.

 За время двух лет учёбы в рижской гимназии я много времени уделял музыке - меньше играл сам, а больше посещал оперу. Я прослушал весь репертуар того времени: ряд опер Верди, Пуччини, Леонковалло, Маскани, Чайковского, Бизе. Мне очень нравились и оперетты Штрауса и Кальмана, которые в те годы шли в оперном театре.

 Главным дирижёром и одновременно постановщиком опер и классических оперетт, таких как "Летучая мышь" и "Цыганский барон", был Лео Блех - мировая знаменитость, бывший главный дирижёр Берлинской оперы - еврей, которому Гитлер (говорили, что по ходатайству меломана Геринга) разрешил уехать из Германии.
 Лео Блех много дирижировал как операми, так и симфоническими концертами. Билеты были сравнительно недорогими, и я посещал оперу часто.

 После первого года обучения в рижской гимназии я на каникулы вернулся в Резекне. И тут, через несколько дней, произошли события вроде бы совершенно неожиданные, но они изменили не только нашу жизнь, но и жизнь всей республики на многие десятилетия.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/06/26/847