Загадка молитвы Натальи...

Владимир Конюков
Загадка молитвы Натальи…


     Известная фраза Пушкина, писал жене Наталье:
 "… благодарю тебя за то, что ты Богу молишься на коленях посреди комнаты. Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва  лучше моих, как для меня, так и для нас".                3 августа 1834 года.


     А так звучит фрагмент текста в сокращении у поэта Максимилиана Волошина в его «Лики творчества» в главе о художнике Гогене.

-- Хорошо ли ты провела этот день со своим любовником? -- спросил он у Теуры.
-- У меня нет любовника.
-- Ты лжешь…

Тогда Теура медленно поднялась и пристально поглядела на него. Ее детское лицо вдруг преобразилось таким внутренним светом мистической торжественности, величия и тайны, что Гоген ясно почувствовал, что "Некто Властный стоит между ними", и против воли его пронизал трепет веры.
Теура тихо заперла дверь и, ставши посреди комнаты, громким голосом начала произносить слова молитвы:

Спаси меня! спаси меня!
Вот вечер... это вечер богов!
Боже мой, помилуй меня!
Господи, остереги меня!
От вражьей чары, дурного совета охрани меня!
От довременной могилы, от злого навета охрани меня!
От спора и свары охрани меня!
Мир да царит между нами!
Господи, охрани меня от диких воителей,
От того, кто бродит в ночи,
От того, кто навевает ужас,
От того, чьи волосы стоят дыбом.
Чтобы я и душа моя были живы,
Господи.

     Женская молитва и вне сомнения, недалеко по содержанию от заклинаний Натальи.
Жизнь с ревнивым поэтом… Известные страницы биографии гения, сплетни о жене, подозрения на царя, «Некто Властный стоит между нами» по волошински…
Волошин о Гогене, а как красиво в созвучии Пушкин и Гончарова.

     В письме Александра Сергеевича,
"… благодарю тебя за то, что ты Богу молишься на коленях посреди комнаты».

     У Волошина,
«Теура тихо заперла дверь и, ставши посреди комнаты, громким голосом начала произносить слова молитвы:…».

     В текстах обоих внимание читателей акцентируется на слова,
 «… ПОСРЕДИ  КОМНАТЫ…», (выделено мной).
Наталья молится на коленях, Теура стоя…

     Уважаемые читатели, любители поэзии Пушкина, да и творчества Волошина,
ПОЧЕМУ, как правило,  ЖЕНЩИНЫ, молились  ПОСРЕДИНЕ  КОМНАТЫ?
… Не забудьте, что комнаты в то время, могли быть огромных размеров, частные дома знати, дворцы.


Из моих будущих тем о загадках Пушкина.