Пастух божьих коровок

Александр Сизухин
             

   Иннокентий Анненский на риторический вопрос «Что такое поэзия?» отвечал в своей статье так: «Этого я не знаю. Но если бы я и знал, что такое поэзия (ты простишь мне, неясная тень, этот плагиат!), то не сумел бы выразить своего знания или, наконец, даже подобрав и сложив подходящие слова, все равно никем бы не был понят. Вообще есть реальности, которые, по-видимому, лучше вовсе не определять…»
Нельзя не согласиться с поэтом, потому что, как только кто-нибудь (не дай Бог!) сможет определить – что есть поэзия – она в тот же момент и кончится, умрёт.
Никто не определил, и поэзия жива, и будет жить до тех пор, пока жив на земле человеческий язык. Дар речи рождает поэтов.
    На творческую встречу в Малаховскую библиотеку Наталья Полякова шла вдоль оврага, на склонах которого буйствовала полынь, лебеда да метровые лопухи, но Наташа углядела в буйном разнотравье маленькую травинку - пастушью сумку (Capsella bursa-pastoris) - её она и подарила «Стихотворному бегемоту»:

Пока легка для путника тропа,
Пастушьей сумкой порастает поле,
Где жизнь травы – смятенье и борьба
И слово «жаль» нашло себя в глаголе…

   Так, с пастушьей сумки и началось наше знакомство.
   Наталья Полякова родом из Капустина Яра. Неповторимые запахи степи, её бескрайность, её весеннее буйство и летние суховеи, палящее солнце – всё осталось в памяти маленькой девочки, которую потом перевезли в Белоруссию (отец Наташи военный), где её окружила совсем другая природа.  Девочка родилась поэтом, человеком с особым сознанием и особенной памятью. Правда, она ещё этого не осознала, но лет с пяти ей почему-то нравилось стучать на маминой пишущей машинке. Кстати, Наташина мама – детский поэт, но дочка хотела писать сразу «взрослые» стихи. Мама не одобряла дочкины порывы и всячески её «притормаживала», говоря: «У поэтов сложные судьбы!» Родителей можно понять – кто пожелает своему чаду сложную судьбу? Тем не менее, до 9-го класса Наташа немного сочиняла, выдавая по стихотворению в год. Но однажды мама попала в больницу, и Наташа, оказавшись «не под контролем», написала цикл стихотворений о… войне в Югославии. Она читала их по телефону маме, и та вынесла приговор: «Похоже, что тебе не избежать этой участи…» Дочь не избежала.
 
   Наталья Полякова закончила Литературный институт, автор трёх книг «Клюква слов» (СПб.,2011), «Сага о московском пешеходе» (М.,2012), «Радио скворешен» (М.,2016).
  Стихи Натальи Поляковой светлы и прозрачны, они наполнены деталями, которые отложились в памяти и в сердце.

Запах детства – «Красной Москвы» и помады,
Бензина дешёвого семьдесят шестого.
Алый галстук. И алые гланды.
Деталей много.

    Они рассыпаны во многих стихах, они точны и рисуют картину счастливого, почти безмятежного детства.

Человек – посторонний взгляд
На мир, сотворённый Богом,
Обживающий дивный сад
С детским восторгом(…)
(…)Но ветшающий изнутри
Перед последней дорогой
Вспомнит, Бог говорил: смотри,
Ничего не трогай.

Мир Божий дан человеку, и мир этот прекрасен. Как сад…

(…)Мой свет сквозь ветви зеленей
С морковным вкусом сныти.
Растёт стихийно сад камней
И просит: соберите.

   Наташа живёт и собирает камешки, которые как-то не хочется называть – камнями, да, - камешки воспоминаний, и получается у неё – дивный сад, где царит гармония, где есть начало и конец, рождение и смерть, небо и земля.
   В саду этом не бродит «чёрный человек», не летает «чёрный ворон»…
   И даже любовь здесь не надрывна, но доверчива, верна и целительна.

У вечности займи и нежности отдай
Меня, моё тепло, моё худое тело.
Держи меня во рту и языком катай,
Как мятный валидол, чтоб сердце не болело.

У верности в плену, у бедности в жильцах(…)

И ещё о любви. О той мимолётной, о «солнечном ударе» в Крыму, о непродолженной «дамы с собачкой»:

- Забывай, не пиши. Между двух городов
Не нарушить потом тишину ты
Готов? Отвечай.
- Я готов.
И стоим, будто в камень обуты.

Этот берег, отломанный в спешке ломоть,
Мы с тобой на двоих разделили.

   Казалось бы, вот он - надрыв, вот трагедия, вот прыгнет «дракон похоти», но – нет! Удивителен финал этого стихотворения:

Мы, как в воду, входили в сухую полынь,
Трав подшёрсток, целебные дали
Мятых склонов, где боги, сбежав от богинь,
Смертных женщин в бессмертье позвали.

Опровергая мамину тревогу о судьбе, Наташа творит свою собственную:

Так живу, как раньше не умела,
Птичий дом и птичие права.
У судьбы в запасе то и дело
Новые находятся слова.

  В тот вечер и мы не пытались определить – что такое поэзия, мы внимали ей, а Наталья Полякова, читала стихи, будто собирала бусины божьих коровок в душистой полыни. 
  Находить новые слова есть судьба счастливая.