Монолог о Диалоге

Игорь Калинин999
               

   
                ДИАЛОГ

Минута  первая…Притушен  свет  едва,
Еще  не  сказаны  приветствия  слова, -
Их  ждет  доброжелательный  наш  зритель…
Но  я,  канонам  давним  вопреки,
Не  вам  прочту  начальные  стихи
И  вы  меня,  пожалуйста, простите!..

Я  прежде  обращаюсь  за  кулисы –
Там  мой  театр -  актеры  и  актрисы.
Они  волнуются,  готовясь  здесь  предстать.
Ведь  после  жизни  трудной,  непростой
Спешат  не  на  покой  к  себе  домой –
На  новый  бой  отважились  опять…

Артист!  Коль  с  кривдой  дружбу  вы  ведете,
То  уверяю:  не  туда  идете,
Не  смейте  здесь  вести  высокий  разговор!
Под  гримом  фальш  увидит  сердцем  зритель
И  вы  ему- себе,  прошу,  не  лгите,
Не  опускайте  на  глаза  красивых  штор…

И  если  ваше  сердце  бьется  ровно,
Из  ритма  нужного  не  выйдя,  хладнокровно,
И  никогда  не  дрогнет  от  чужой  беды  такое,
То  пусть  у  вас  умений  дивных  гамма:
Улыбка,  голос,  стать,  кардиограмма…
Мы  требуем:  оставьте  зал  в  покое!

…Еще  симптом:  пугает  умный  зритель…
Тогда  вы  правду -  зеркалу  кричите!
Иль  шепотком -  ругнитесь  в  уголок…
Но  если  мы  выходим  на  эстраду, -
Не  пустячков,  не  «штучек»  ради,
А  чтоб  вести  открытый  диалог!

Чтоб  вместе  разглядеть:  ЧТО  в  наших  душах?!
Глаза  в  глаза.  Пускай  краснеют  уши
И  пусть  бежит  осмеянный  порок!..
Чтоб  каждый  здесь,  как  в детстве,  улыбался
И  после  встречи  БЫЛ,  а  не  казался…
Чтоб вечно  продолжался  ДИАЛОГ!

            ПРЕАМБУЛА.
   Зрители старшего поколения часто вспоминают прославленные спектакли прежних лет. Незабываемую игру мастеров советского театра и кино. При всех огрехах социалистической системы надо признать, что уровень того искусства в лучших произведениях был неизмеримо выше, а проникновение в образы героев поражает своей глубиной. Несмотря на цензуру и партийные подходы, ярчайшие образцы творчества тех корифеев волнуют и поражают до сих пор. Достаточно вспомнить, например, спектакли Ленинградского БДТ, театра Вахтангова, Малого театра, МХАТа или фильмы Сергея Бондарчука, Евгения Матвеева , Евгения Габриловича, Станислава Ростоцкого, Эльдара Рязанова, Василия Шукшина.
Те же ветераны часто вспоминают, как  под натиском партийных органов они в обязательном порядке  изучали  «Краткий курс ВКПб».
Его обязаны были знать все!
Сегодня никто никого учить не заставляет!
В плане – политической истории какой-то партии, например, Партии Любителей безалкогольного пива или Партии Громадного Роста!
   Тридцать лет театра- неплохой повод вспомнить некоторые моменты его появления и пройденных путей-дорог. Потому  я, наконец, решился написать и опубликовать свой краткий курс ВКП(б) – Весёлое Краткое Повествование(безумцев). Вернее, историю создания и развития нашего театра. Почему «безумцев»? А осторожный, практичный человек будет 30 лет заниматься делом, не сулящим прибылей и успеха? Вряд ли…
Кто знает, может быть когда-нибудь она будет признана поучительной и поможет кому-то найти свой путь и избежать многих наших  ошибок!
А учить её наизусть- вовсе не следует. Впрочем, если найдутся желающие…
                *    *    *


   …История  нашего театра  по  меркам  вечного  искусства  не  так  и  велика  и  в  целом  насчитывает  около сорока  лет.
Но  для  театра  малых  форм,  театра  эстрадного  это- целая  вечность. Шутка  в деле,  осенью 2017-го мы  открыли  30-й  творческий  сезон!
Предваряя  рассказ  о  жизненных  путях-дорогах  театра, прошу читателей этой книги  учесть несколько  нюансов.
 Первый. Наши программы  и  спектакли  всегда- в духе  диалога- говорили  со  зрителем на  волнующие  нас  и  всех  темы. Это,  сами  понимаете,  не  всегда  и  не  всем  нравится и  сегодня,  а  уж  в  прошлом – было  просто  небезопасно…
Второй. Была  когда-то  популярной такая  студия  МГУ  «Наш  дом». Счастливчики! У  них  был( и  есть  на сегодня)  свой  Дом!
У  нашего же театра  всегда  были  лишь «съёмные  квартиры», иногда  и  просто  «углы»…Где  не  унывающие  артисты  тем  не  менее  несли  в  массы своё чистое, солнечное, радостное восприятие  мира!
И  третье. Средства  на реквизит, костюмы, афиши, оборудование, аппаратуру  и  многое-многое другое наш театр все  эти  годы  зарабатывал  и  зарабатывает сам.  То  есть, наш  бюджет  из  госказны или муниципальных  источников - нулевой.
Все  30 лет!
Сейчас, полагаем, понятнее  будет  наше  философское восприятие действительности  и  что  для  театра  означает «круглое» число  30!
А  сейчас  кратко  о  путях  неисповедимых.
                *    *    *
   Театр  "Диалог" родился, как Молодёжный театр-студия  в городе Мурманске.
С сентября 1988 года существует, как профессиональный театр.
С 1993 года называется Театр Игоря Калинина «Диалог».
 С 1998 года работает в Москве, под эгидой ПКМД.
Вот  об  этих  трёх  основных  этапах нашего пути  мы  и  вспомним.



    ТЕАТР-СТУДИЯ.

       Студия эстрадных миниатюр.

   В  далёком  уже  двадцатом  веке, точнее  в  1976 году, 26 марта газета  «Полярная  правда» опубликовала  на  четвёртой  странице  объявление,  в котором  сообщалось, что в городе  Мурманске создаётся Студия  эстрадных  миниатюр. Приглашались  все,  кто  «любит  юмор, шутку»…Откликнулись  трое.
 Первой  пришла  женщина,  у  которой  в  этот день  был  День  рождения, ей  исполнилось  54 года. Эта  любительница  эстрады- Екатерина  Николаевна  Кузнецова-  оказалась  поистине  находкой  и вошла  в  Историю  нашего  театра. Мы  с  Екатериной  Николаевной, ветераном  Великой  Отечественной  войны,  награждённой  орденами  и  медалями,  проработали  вместе 22 года. Она  оказалась  не  только  острохарактерной  актрисой, не  только хорошим  товарищем  и  прекрасной  кулинаркой, но и  высококвалифицированным  бухгалтером,  что  пришлось очень кстати,  когда  мы  перешли  в  статус  профессионалов.
Вот  с  этой  студии  всё  и  началось.
Базировалась  Студия  в  Межсоюзном  Дворце  культуры- самом  современном  и  красивом  Дворце  Мурманска, куда я  приехал  после  флотской службы  в  Архангельске.
Первыми  студийцами  были  Виктор  Ларин, Катя  Горшкова,  Людмила  Неженцева. Далее  круг  расширился. Пришли Люба  Самарина, Евгений  Серков,  Юрий  Меркулов, Нина  Зайцева, Владимир Сидоров и другие  молодые  ребята  и  девушки.


Где Сидоров?

   Владимир был неплохим парнем- старательный, помогал в технических и актерских делах. Он жил то у своей мамы, то у подруги, которая была намного старше его и напоминала вторую мамашу…Этот невысокий круглолицый крепыш, который зимой и летом ходил нараспашку, так,  что белое кашне развевалось, стал однажды источником паники не только нашей студии, но и целого взвода автоматчиков…
Но- всё по порядку.
Мы по линии обкома комсомола едем на очередное выступление на юг… Мурманской области, в поселок Зеленоборский.
 В Кандалакше, куда мы прибыли поездом « Мурманск-Москва», нас ранним утром любезно встретили военные на автобусе. Познакомились, погрузились, поехали.
Нужный пункт находился примерно  в 59 километрах, дорога была накатанная, автобус резво взял со старта. Расспрашиваем прапорщика- когда выступление? Оказалось в 20 часов. Отлично! Успеем прийти в себя и отоспаться.
-Публика будет?
-Навалом!
-Пенсионеры?
-В основном, молодежь.
Примерно через 10 минут пути автомобиль остановился, из радиатора повалил сразу пар и дым. Когда клокотанье радиатора, подобное извержению вулкана на Ключевской сопке, стихло, мы дружно толканули автобус времен  взятия  Измаила. Поездка « на вороных» продолжилась …Короче,  мы прибыли в назначенное место затемно, часиков в 18 злые, холодные и голодные. Радушные военные привезли нас в ресторан. Мы там отменно перекусили, отогрелись и сразу повеселели. А боевая Нина Зайцева ,когда заиграли музыканты,  даже принялась лихо танцевать…
Тут прозвучала команда: «По машинам!» , и мы  поехали дальше. Автобус вскоре остановился на проходной. Мы вошли в открытую дверь на вахту какого-то предприятия. Массивная толстенная дверь за нами медленно опустилась сверху вниз. Военные за обрешеченным окошечком справа  тщательно проверили наши документы и пересчитали нас.
-Артистов 12?
-Так точно!
Медленно поползла вверх массивная дверь слева.
Мы вошли в тамбур. Тут же стальная толстенная дверь за нами медленно опустилась. Снова нас пересчитали.
 12.
Автоматчики подняли дверь на территорию. Мы оказались на крыльце.
Ого!
Перед нами стояло около 250-300 странных существ- серые робы, серые хищные взоры, стриженные головы с оттопыренными ушами.
Существа замерли в плотоядном ожидании…Казалось- у них лязгают зубы в предвкушении свежатинки…
Из нашего КПП сбоку вышло с десяток автоматчиков и
 стали отгонять любопытных подальше.
Только тут до нас дошло -где мы и кто перед нами?
Молодые студийцы невольно прижались ко мне…
 -Стоп!- закричал офицер. -А почему их 11?
-Как  11?!
Пересчитали. Точно, одного кого-то уже нет!
Украли или съели!..
Определили через несколько минут паники, что пропал Сидоров! Где же он? Пара офицеров побежала обратно на КПП. Стали смотреть в зарешёченное окошечко. Никого! Подняли массивную дверь в тамбур и…
Бедный Сидоров стоял на четвереньках, притянутый своим кашне к полу дверью, ведущей в первый отсек- с окошечком. Оказывается, он наклонился, чтоб завязать шнурок на ботинке, тут опускающаяся дверь его за беленькое модное кашне и притянула…
Отлегло-о…
   Автоматчики отогнали зэков подальше, расчистив для нас проход, и мы быстро прошли в клуб. Им оказался большой крытый ангар с врытыми в землю длинными деревянными скамьями. Между ними шёл центральный проход. Пол в «клубе» был земляной. Впереди находилась сцена, позади которой стоял старенький, в паре мест дырявый,  киноэкран. Одежда сцены отсутствовала. Нас провели в так называемую гримёрную. Капитан, который оказался замполитом, строго  предупредил, что контингент в зале будет специфический, зацикленный на сексе. Осужденные были лишены  возможности видеть «живых» женщин с воли кто год, кто два, кто все пять. Статьи уголовного кодекса , по которой осудили контингент в этой колонии усиленного режима ,были всего три- изнасиловании, убийство или изнасилование с убийством…
-Поэтому советуем вашим девушкам прикрыть максимально свои коленки!
   Артистки тут же поменяли юбки на джинсы, так как у нас для них были предусмотрены две формы одежды.
Все переоделись, кроме Нины, оставшейся в короткой юбке…
Вскоре обнаружилась еще одна неприятность- пропал
     саквояж с реквизитом. Осужденные- работники клуба-
    поинтересовались: « Что за кипиш? Что там было?»
    Мы пояснили- пистолеты, ножи и кастеты. Поскольку у нас в
    программе « Улыбки разных широт» были в том числе и комические
    сценки из  жизни американских  гангстеров.
    Новые друзья засмеялись: «Ну этого добра и  у нас навалом. Ща
    принесём!..»
    С трудом их отговорили от этой благородной  затеи.
   Удалось вскоре найти и саквояж- он уехал с автобусом  в гараж…
    Ещё замполит попросил не приближаться к зрителям ближе 3
   метров, а также предупредил, что одна половина зала
   будет «отрицаловка». То есть, неисправимые…Они сидели слева .
   С ними вообще лучше не общаться!
    …Зал уж полон, .ложи блещут…
     Пора начинать!
     Замполит представил нас чин чином:
- Для вас выступит АГИТбригада ОБКОМА КОМСОМОЛА!
Три красных тряпки для отрицаловских быков. В зале поднялся недобрый шум , раздался свист, послышались неясный ропот и задиристые непонятные, хоть и на русском языке,  выкрики…
…Тем не менее, я шагнул, как молодой десантник за борт самолета,- к микрофону…Никто, кроме нас!..
   Первые полчаса выступления напоминали театр абсурда. В самых «убойных» моментах- гробовая тишина. Просто упала стойка микрофона или вышла Екатерина Николаевна- хохот на десять минут. Казалось- в зале иностранцы или инопланетяне. Юмор у них свой. Шутки- специфические. Но постепенно злые уголья глаз отрицаловки потухли, стали слышны смешки. Аплодисменты!
Полностью навыки театралов вернулись к публике через час-полтора. Спасло нас то, что морали не читал никто, не было никакой АГИТации!
В гримёрку вбежала рыдающая Нина Зайцева.
-Что случилось?
-Они…такое из зала предлагали! И даже…показывали…Что делать?..
- Быстро снимай юбку!
-Зачем?
-Одевай штаны!..
 …В концерте был просто откровенный юмор, хохмы, гэги. И это возымело действие.
А в финале, когда мы дали «Укушенного» и я с безумным взором полз в зале по головам отпетых убийц( явно ближе 3 метров!), а Екатерина Николаевна лаяла, стоя на четвереньках, зрители просто  рыдали от приступов хохота. Как дети!
Вместо часа мы выступали два с половиной и закончили под овации…
Потом их еле-еле отогнали от артистов те же автоматчики.
Часть осуждённых всё же столпилась возле сцены, очевидно, не в силах расстаться с нами, как частью другого мира- свободы.
- А сколько получаешь за то, что ползаешь вот так на четырех костях?
-Эти выступления для вас- бесплатны!
- Машку с порта знаешь?
-Да видели пару раз!
-Передай. Пусть дождётся…
-Хорошо…
   Зрители подарили нам множество удивительных сувениров, изготовленных этими заблудшими умельцами своими руками…
Это были доски для настенных календарей с олимпийской темой. Рисунки были выполнены точным подбором кусков дерева разных пород и цвета.
Множество щёток для чистки одежды и ковров с наборными ручками и
изумительным разноцветьем ворса…Я таких больше  не встречал нигде…
   Мне навсегда врезались в память оттаявшие взоры этих оступившихся людей , их вновь вернувшиеся человеческие реакции, их тоска по свободе и затаённая  боль…
В ту ночь я так и не смог заснуть…

         Продолжение следует