Монолог о Диалоге
ДИАЛОГ
Минута первая…Притушен свет едва,
Еще не сказаны приветствия слова, -
Их ждет доброжелательный наш зритель…
Но я, канонам давним вопреки,
Не вам прочту начальные стихи
И вы меня, пожалуйста, простите!..
Я прежде обращаюсь за кулисы –
Там мой театр - актеры и актрисы.
Они волнуются, готовясь здесь предстать.
Ведь после жизни трудной, непростой
Спешат не на покой к себе домой –
На новый бой отважились опять…
Артист! Коль с кривдой дружбу вы ведете,
То уверяю: не туда идете,
Не смейте здесь вести высокий разговор!
Под гримом фальш увидит сердцем зритель
И вы ему- себе, прошу, не лгите,
Не опускайте на глаза красивых штор…
И если ваше сердце бьется ровно,
Из ритма нужного не выйдя, хладнокровно,
И никогда не дрогнет от чужой беды такое,
То пусть у вас умений дивных гамма:
Улыбка, голос, стать, кардиограмма…
Мы требуем: оставьте зал в покое!
…Еще симптом: пугает умный зритель…
Тогда вы правду - зеркалу кричите!
Иль шепотком - ругнитесь в уголок…
Но если мы выходим на эстраду, -
Не пустячков, не «штучек» ради,
А чтоб вести открытый диалог!
Чтоб вместе разглядеть: ЧТО в наших душах?!
Глаза в глаза. Пускай краснеют уши
И пусть бежит осмеянный порок!..
Чтоб каждый здесь, как в детстве, улыбался
И после встречи БЫЛ, а не казался…
Чтоб вечно продолжался ДИАЛОГ!
ПРЕАМБУЛА.
Зрители старшего поколения часто вспоминают прославленные спектакли прежних лет. Незабываемую игру мастеров советского театра и кино. При всех огрехах социалистической системы надо признать, что уровень того искусства в лучших произведениях был неизмеримо выше, а проникновение в образы героев поражает своей глубиной. Несмотря на цензуру и партийные подходы, ярчайшие образцы творчества тех корифеев волнуют и поражают до сих пор. Достаточно вспомнить, например, спектакли Ленинградского БДТ, театра Вахтангова, Малого театра, МХАТа или фильмы Сергея Бондарчука, Евгения Матвеева , Евгения Габриловича, Станислава Ростоцкого, Эльдара Рязанова, Василия Шукшина.
Те же ветераны часто вспоминают, как под натиском партийных органов они в обязательном порядке изучали «Краткий курс ВКПб».
Его обязаны были знать все!
Сегодня никто никого учить не заставляет!
В плане – политической истории какой-то партии, например, Партии Любителей безалкогольного пива или Партии Громадного Роста!
Тридцать лет театра- неплохой повод вспомнить некоторые моменты его появления и пройденных путей-дорог. Потому я, наконец, решился написать и опубликовать свой краткий курс ВКП(б) – Весёлое Краткое Повествование(безумцев). Вернее, историю создания и развития нашего театра. Почему «безумцев»? А осторожный, практичный человек будет 30 лет заниматься делом, не сулящим прибылей и успеха? Вряд ли…
Кто знает, может быть когда-нибудь она будет признана поучительной и поможет кому-то найти свой путь и избежать многих наших ошибок!
А учить её наизусть- вовсе не следует. Впрочем, если найдутся желающие…
* * *
…История нашего театра по меркам вечного искусства не так и велика и в целом насчитывает около сорока лет.
Но для театра малых форм, театра эстрадного это- целая вечность. Шутка в деле, осенью 2017-го мы открыли 30-й творческий сезон!
Предваряя рассказ о жизненных путях-дорогах театра, прошу читателей этой книги учесть несколько нюансов.
Первый. Наши программы и спектакли всегда- в духе диалога- говорили со зрителем на волнующие нас и всех темы. Это, сами понимаете, не всегда и не всем нравится и сегодня, а уж в прошлом – было просто небезопасно…
Второй. Была когда-то популярной такая студия МГУ «Наш дом». Счастливчики! У них был( и есть на сегодня) свой Дом!
У нашего же театра всегда были лишь «съёмные квартиры», иногда и просто «углы»…Где не унывающие артисты тем не менее несли в массы своё чистое, солнечное, радостное восприятие мира!
И третье. Средства на реквизит, костюмы, афиши, оборудование, аппаратуру и многое-многое другое наш театр все эти годы зарабатывал и зарабатывает сам. То есть, наш бюджет из госказны или муниципальных источников - нулевой.
Все 30 лет!
Сейчас, полагаем, понятнее будет наше философское восприятие действительности и что для театра означает «круглое» число 30!
А сейчас кратко о путях неисповедимых.
* * *
Театр "Диалог" родился, как Молодёжный театр-студия в городе Мурманске.
С сентября 1988 года существует, как профессиональный театр.
С 1993 года называется Театр Игоря Калинина «Диалог».
С 1998 года работает в Москве, под эгидой ПКМД.
Вот об этих трёх основных этапах нашего пути мы и вспомним.
ТЕАТР-СТУДИЯ.
Студия эстрадных миниатюр.
В далёком уже двадцатом веке, точнее в 1976 году, 26 марта газета «Полярная правда» опубликовала на четвёртой странице объявление, в котором сообщалось, что в городе Мурманске создаётся Студия эстрадных миниатюр. Приглашались все, кто «любит юмор, шутку»…Откликнулись трое.
Первой пришла женщина, у которой в этот день был День рождения, ей исполнилось 54 года. Эта любительница эстрады- Екатерина Николаевна Кузнецова- оказалась поистине находкой и вошла в Историю нашего театра. Мы с Екатериной Николаевной, ветераном Великой Отечественной войны, награждённой орденами и медалями, проработали вместе 22 года. Она оказалась не только острохарактерной актрисой, не только хорошим товарищем и прекрасной кулинаркой, но и высококвалифицированным бухгалтером, что пришлось очень кстати, когда мы перешли в статус профессионалов.
Вот с этой студии всё и началось.
Базировалась Студия в Межсоюзном Дворце культуры- самом современном и красивом Дворце Мурманска, куда я приехал после флотской службы в Архангельске.
Первыми студийцами были Виктор Ларин, Катя Горшкова, Людмила Неженцева. Далее круг расширился. Пришли Люба Самарина, Евгений Серков, Юрий Меркулов, Нина Зайцева, Владимир Сидоров и другие молодые ребята и девушки.
Где Сидоров?
Владимир был неплохим парнем- старательный, помогал в технических и актерских делах. Он жил то у своей мамы, то у подруги, которая была намного старше его и напоминала вторую мамашу…Этот невысокий круглолицый крепыш, который зимой и летом ходил нараспашку, так, что белое кашне развевалось, стал однажды источником паники не только нашей студии, но и целого взвода автоматчиков…
Но- всё по порядку.
Мы по линии обкома комсомола едем на очередное выступление на юг… Мурманской области, в поселок Зеленоборский.
В Кандалакше, куда мы прибыли поездом « Мурманск-Москва», нас ранним утром любезно встретили военные на автобусе. Познакомились, погрузились, поехали.
Нужный пункт находился примерно в 59 километрах, дорога была накатанная, автобус резво взял со старта. Расспрашиваем прапорщика- когда выступление? Оказалось в 20 часов. Отлично! Успеем прийти в себя и отоспаться.
-Публика будет?
-Навалом!
-Пенсионеры?
-В основном, молодежь.
Примерно через 10 минут пути автомобиль остановился, из радиатора повалил сразу пар и дым. Когда клокотанье радиатора, подобное извержению вулкана на Ключевской сопке, стихло, мы дружно толканули автобус времен взятия Измаила. Поездка « на вороных» продолжилась …Короче, мы прибыли в назначенное место затемно, часиков в 18 злые, холодные и голодные. Радушные военные привезли нас в ресторан. Мы там отменно перекусили, отогрелись и сразу повеселели. А боевая Нина Зайцева ,когда заиграли музыканты, даже принялась лихо танцевать…
Тут прозвучала команда: «По машинам!» , и мы поехали дальше. Автобус вскоре остановился на проходной. Мы вошли в открытую дверь на вахту какого-то предприятия. Массивная толстенная дверь за нами медленно опустилась сверху вниз. Военные за обрешеченным окошечком справа тщательно проверили наши документы и пересчитали нас.
-Артистов 12?
-Так точно!
Медленно поползла вверх массивная дверь слева.
Мы вошли в тамбур. Тут же стальная толстенная дверь за нами медленно опустилась. Снова нас пересчитали.
12.
Автоматчики подняли дверь на территорию. Мы оказались на крыльце.
Ого!
Перед нами стояло около 250-300 странных существ- серые робы, серые хищные взоры, стриженные головы с оттопыренными ушами.
Существа замерли в плотоядном ожидании…Казалось- у них лязгают зубы в предвкушении свежатинки…
Из нашего КПП сбоку вышло с десяток автоматчиков и
стали отгонять любопытных подальше.
Только тут до нас дошло -где мы и кто перед нами?
Молодые студийцы невольно прижались ко мне…
-Стоп!- закричал офицер. -А почему их 11?
-Как 11?!
Пересчитали. Точно, одного кого-то уже нет!
Украли или съели!..
Определили через несколько минут паники, что пропал Сидоров! Где же он? Пара офицеров побежала обратно на КПП. Стали смотреть в зарешёченное окошечко. Никого! Подняли массивную дверь в тамбур и…
Бедный Сидоров стоял на четвереньках, притянутый своим кашне к полу дверью, ведущей в первый отсек- с окошечком. Оказывается, он наклонился, чтоб завязать шнурок на ботинке, тут опускающаяся дверь его за беленькое модное кашне и притянула…
Отлегло-о…
Автоматчики отогнали зэков подальше, расчистив для нас проход, и мы быстро прошли в клуб. Им оказался большой крытый ангар с врытыми в землю длинными деревянными скамьями. Между ними шёл центральный проход. Пол в «клубе» был земляной. Впереди находилась сцена, позади которой стоял старенький, в паре мест дырявый, киноэкран. Одежда сцены отсутствовала. Нас провели в так называемую гримёрную. Капитан, который оказался замполитом, строго предупредил, что контингент в зале будет специфический, зацикленный на сексе. Осужденные были лишены возможности видеть «живых» женщин с воли кто год, кто два, кто все пять. Статьи уголовного кодекса , по которой осудили контингент в этой колонии усиленного режима ,были всего три- изнасиловании, убийство или изнасилование с убийством…
-Поэтому советуем вашим девушкам прикрыть максимально свои коленки!
Артистки тут же поменяли юбки на джинсы, так как у нас для них были предусмотрены две формы одежды.
Все переоделись, кроме Нины, оставшейся в короткой юбке…
Вскоре обнаружилась еще одна неприятность- пропал
саквояж с реквизитом. Осужденные- работники клуба-
поинтересовались: « Что за кипиш? Что там было?»
Мы пояснили- пистолеты, ножи и кастеты. Поскольку у нас в
программе « Улыбки разных широт» были в том числе и комические
сценки из жизни американских гангстеров.
Новые друзья засмеялись: «Ну этого добра и у нас навалом. Ща
принесём!..»
С трудом их отговорили от этой благородной затеи.
Удалось вскоре найти и саквояж- он уехал с автобусом в гараж…
Ещё замполит попросил не приближаться к зрителям ближе 3
метров, а также предупредил, что одна половина зала
будет «отрицаловка». То есть, неисправимые…Они сидели слева .
С ними вообще лучше не общаться!
…Зал уж полон, .ложи блещут…
Пора начинать!
Замполит представил нас чин чином:
- Для вас выступит АГИТбригада ОБКОМА КОМСОМОЛА!
Три красных тряпки для отрицаловских быков. В зале поднялся недобрый шум , раздался свист, послышались неясный ропот и задиристые непонятные, хоть и на русском языке, выкрики…
…Тем не менее, я шагнул, как молодой десантник за борт самолета,- к микрофону…Никто, кроме нас!..
Первые полчаса выступления напоминали театр абсурда. В самых «убойных» моментах- гробовая тишина. Просто упала стойка микрофона или вышла Екатерина Николаевна- хохот на десять минут. Казалось- в зале иностранцы или инопланетяне. Юмор у них свой. Шутки- специфические. Но постепенно злые уголья глаз отрицаловки потухли, стали слышны смешки. Аплодисменты!
Полностью навыки театралов вернулись к публике через час-полтора. Спасло нас то, что морали не читал никто, не было никакой АГИТации!
В гримёрку вбежала рыдающая Нина Зайцева.
-Что случилось?
-Они…такое из зала предлагали! И даже…показывали…Что делать?..
- Быстро снимай юбку!
-Зачем?
-Одевай штаны!..
…В концерте был просто откровенный юмор, хохмы, гэги. И это возымело действие.
А в финале, когда мы дали «Укушенного» и я с безумным взором полз в зале по головам отпетых убийц( явно ближе 3 метров!), а Екатерина Николаевна лаяла, стоя на четвереньках, зрители просто рыдали от приступов хохота. Как дети!
Вместо часа мы выступали два с половиной и закончили под овации…
Потом их еле-еле отогнали от артистов те же автоматчики.
Часть осуждённых всё же столпилась возле сцены, очевидно, не в силах расстаться с нами, как частью другого мира- свободы.
- А сколько получаешь за то, что ползаешь вот так на четырех костях?
-Эти выступления для вас- бесплатны!
- Машку с порта знаешь?
-Да видели пару раз!
-Передай. Пусть дождётся…
-Хорошо…
Зрители подарили нам множество удивительных сувениров, изготовленных этими заблудшими умельцами своими руками…
Это были доски для настенных календарей с олимпийской темой. Рисунки были выполнены точным подбором кусков дерева разных пород и цвета.
Множество щёток для чистки одежды и ковров с наборными ручками и
изумительным разноцветьем ворса…Я таких больше не встречал нигде…
Мне навсегда врезались в память оттаявшие взоры этих оступившихся людей , их вновь вернувшиеся человеческие реакции, их тоска по свободе и затаённая боль…
В ту ночь я так и не смог заснуть…
Продолжение следует