Работа в министерстве минстройдормаш

Марк Горбовец
РАБОТА  В  МИНИСТЕРСТВЕ СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРОЖНОГО И КОММУНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ – «МИНСТРОЙДОРМАШ».

Это министерство было расположено на Новом Арбате, являлось одним из одиннадцати союзных не номерных машиностроительных  министерств  и имело в подчинении заводы  и институты широкой номенклатуры. Наряду со строительной и дорожной техникой и оборудованием для стройматериалов, министерство ведало производством  коммунальной, пожарной, прачечной, мелиоративной, лесотехнической и другой техники. Одним из наиболее крупных управлений  министерства являлся Главцеммаш, ведавший производством оборудования  для  цементной промышленности  и промышленности индустриального домостроения. Заместитель министра Замешаев В.С. бывший  директор  крупнейшего завода Волгоцеммаш в Тольятти-  курировал общую  производственную деятельность министерства по всем видам машин  и непосредственно  Главцеммаш.
Так сложилось, что все руководители главка, включая  начальника,  главного инженера и  ведущих специалистов были цементниками, а индустриальным домостроением  владел лишь один Ф.А. Лапир, хотя 90% деятельности главка падало на домостроение.
Очень жесткий заместитель министра Замешаев В.С. также был цементником и не владел вопросами оборудования  для домостроения, по которым проводились бесконечные совещания в Госстрое СССР, Совмине СССР, ЦК КПСС  и имелись постоянные обращения не менее сотни министерств и ведомств.
Мое появление в главке, как очень нужного специалиста и человека, оберегающего руководство главка от общения с заместителем министра, было встречено с одобрением, причем начальник главка и главный инженер заявили, что отдают мне все права и свои визы, лишь бы их не трогал Замешаев. Я принял эти правила игры. Мне удалось установить с этим трудным человеком деловой контакт и практически на много лет взять  в  свои руки всю политику министерства в вопросах развития индустриального домостроения. В моем кураторстве оказались десять  заводов «Строммашина», институт «Гипростроммаш», Гипростроммашина и др., все вопросы создания и внедрения новой техники отрасли. Помню первый день появления на рабочем месте в Министерстве. В десять утра меня вызывает начальник управления Логинов и просит к  тринадцати часам подготовить справку для министра по вопросам  сельского строительства. Я задумался, а он  каждые двадцать минут звонил и задавал вопросы, готова  ли справка.  Я изловчился  и сумел сориентироваться,  и подготовить требуемую справку со ссылками на  задания постановлений ЦК КПСС и Совмина. Логинов был очень доволен и я заслужил авторитет. Помнится первое крупное задание Замешаева В.С., которое я получил от него спустя месяц работы в Министерстве. После крупных  пожаров, нанесших колоссальные убытки, Госстрой СССР запретил применение использовавшихся тогда  горючих материалов покрытий зданий. В качестве замены должны были служить жесткие минераловатные плиты, опытный комплект оборудования для которых по технологии  института «Теплопроект» был изготовлен заводами Минстройдормаша, поставлен на Ахангаранский завод под Ташкентом и в течение нескольких лет, несмотря на все  усилия  двух десятков специалистов Теплопроекта и трех десятков специалистов заводов Минстройдормаша, не мог быть введен в действие. Дело пахло крупными неприятностями для Замешаева В.С., ежедневно получавшего запросы органов  ЦК КПСС, Госстроя СССР, и негативные сведения из Ахангарана. Так вот, В.С. Замешаев вызывает меня и сообщает, что на завтра мне  подготовлена   командировка в Ташкент, куплен билет на самолет, я должен  вылететь и не  возвращаться без решения вопроса. Я вылетел, побывал в Ахангаране, пообщался с сидевшими  на заводе пятидесятью специалистами, побывал у министра стройматериалов Узбекистана. Преодолевая сопротивление администрации завода, ученых специалистов Теплопроекта и главных инженеров – поставщиков оборудования, я принял решение по изменению технологии, организовал, взяв на себя  всю ответственность, реконструкцию установок и запустил линию  в действие.
Это была моя крупная техническая и организационная  удача. После моей телеграммы о запуске линии  на завод прилетели заместитель председателя Госстроя, заместитель председателя Совмина Узбекистана, заместитель министра стройматериалов СССР и В.С. Замешаев.
Радости всех не было конца. Особенно были  довольны заместитель председателя Госстроя СССР и В.С. Замешаев. Нас с Замешаевым поселили в Обкомовскую  гостиницу и, несмотря на зимнее время, угощали  клубникой. Думаю, что с этого момента я заслужил  полный должный  авторитет и доверие  у Замешаева. Несмотря на мои проделки (я часто готовил протокольные решения, резко отличавшиеся от высказываний Замешаева В.С.), он всегда  подписывал их. Был случай когда Замешаев В.С. вошел  в конфликт с председателем Госстроя  Новиковым, в то время членом Политбюро, который  просил министра Новоселова не присылать  Замешаева В.С. на коллегии Госстроя
СССР. С тех пор отдуваться на коллегиях Госстроя приходилось мне.
Работа в министерстве  была трудной, но и интересной. В рабочий день до 18 часов надо было решать многочисленные государственные вопросы, участвовать  на заседаниях, отвечать на правительственные письма, а с 18 до 22 часов встречаться с командированными специалистами и руководителями заводов, рассматривать предложения по новой технике. В 70-е годы Минстройдормаш превратился в крупнейшего разработчика и поставщика оборудования для предприятий крупнопанельного домостроения.
Было изготовлено и поставлено оборудование  на сотни домостроительных комбинатов СССР, во все республики, а также в 80 стран мира. Переговоры о поставках оборудования  с учетом особенностей разных стран при участии министерства внешней торговли велись практически ежедневно с компетентными  делегациями этих стран, особенно с  делегациями стран СЭВ. В стране была создана мощнейшая  база строительной индустрии. При этом качество нашего оборудования  было на хорошем уровне, что  способствовало  поставкам его в ряд капстран.
Наряду с поставкой серийных машин   и комплектов оборудования создавались перспективные проекты заводов и опытных линий. Около 800 научно- исследовательских, архитектурно-строительных,  проектно-конструкторских, внедренческих опытно – производственных и других организаций  работали в это время над развитием отрасли. Было чем гордиться.
Работа  в министерстве была нервной, напряженной, отнимала массу времени, требовала постоянных командировок. В общем, это была работа на износ. К сожалению, в Министерстве не шел стаж научной работы, не было возможности нормальной личной жизни и подработки. Под нажимом семьи я был вынужден уйти из министерства. Свой уход я обосновал решением готовить докторскую диссертацию. Руководство Минстройдормаша предложило мне перейти с этой целью в подведомственный институт ЦНИИТЭстроймаш. На первых парах я возглавил там редакционный отдел, с  помощью которого была создана огромная информационная база, а затем, специально  для меня  министерством был создан Отдел перспективного развития отрасли строительного дорожного и коммунального машиностроения, разрабатывавший прогнозы развития отрасли на 5,10 и 20 лет. Работа в этом  отделе давала мне возможность, сохраняя связь с Министройдормашем, вести научную работу, набирать стаж научной работы и готовить докторскую диссертацию; заниматься издательской и преподавательской деятельностью, располагать своим временем  и позаботиться о здоровье. Эта «передышка» была необходима после многолетней напряженной  двенадцатичасовой  работы в министерстве и возникшими проблемами с почками.