Принимаю бой, спасая конвой

Вячеслав Прытков
                «П Р И Н И М А Ю    Б О Й,  С П А С А Я    К О Н В О Й»

Над  океаном  сгущались  сумерки. После  недавнего  шторма  вздымавшиеся  водяные  валы  несколько  успокоились, качка  в  каютах  и  кубриках  британского  вспомогательного  крейсера  «Джервис  Бэй»  ощущалась  уже  не  так  сильно. Большой  корабль, ещё  недавно  бывший  пассажирским  лайнером  компании  Aberdeen & Commonwealth  и  совершавший  свои  регулярные  рейсы, сейчас  осуществлял  важную  миссию  по  охране  огромного  конвоя  НХ – 84, состоящего  из  37  транспортов. Он  вышел  из  Новой  Шотландии, канадского  Галифакса, направляясь  к  Британским  островам. В  лондонском  Адмиралтействе  придавали  особое  значение  западному  трансатлантическому  морскому  направлению, ещё  пока  свободному  от  кораблей  немецкого  флота, беспрепятственно  курсировавших  почти  у  всех  берегов  Британии, однако, немцы  стремились  закрыть  и  эту  лазейку, совсем  изолировав  остров  от  всего  мира. Конвой  НХ – 84  проходил  именно  этим  западным  путём  и  должен  был  доставить  четверть  миллиона  тонн  необходимых  материалов, более  100  тысяч  тонн  топлива, а  также  военное  снаряжение  для  пополнения  арсенала  Британии.
В  капитанскую  каюту  заглянул  лейтенант – коммандер  Джордж  Рои, бывший  ранее  старшим  офицером  на  лайнере  «Джервис  Бэй». Командир  крейсера  Эдвард  Фиген  задумчиво  посмотрел  в  сторону  вошедшего  офицера.
«Сэр, что  за  невесёлые  мысли  одолевают  моего  капитана? Неужели  у  нас  проблемы?» - с  ходу  начал  Джордж.
«Проходите, лейтенант. Раз  так, то  я  хочу  поделиться  ими  с  Вами. Меня  очень  беспокоит  слабое  вооружение  нашей  посудины. Спешная  установка  на  судне  семи  152  мм  орудий  ХIX  века, в  придачу  к  ним  двух  зениток, слишком  неубедительный  аргумент  для  защиты  против  неслучайно  встреченного  бронированного  крейсера  Кригсмарине, оснащённого  куда  более  мощным  арсеналом.»
«Сэр, я  тоже  думал  об  этом. Будем  уповать  на  небеса, а  если  случится  такое, делать  нечего, сразимся!» - уверенно  проговорил  лейтенант – коммандер.
Тем  временем, зоркие  глаза  вперёдсмотрящего  матроса, находящегося  на  посту  высоко  над  палубными  надстройками  вспомогательного  крейсера  «Джервис  Бэй»  разглядели  далеко  на  горизонте  силуэт  неизвестного  корабля, о  чём  немедленно  было  доложено  командиру  Эдварду  Фигену. Прибыв  на  мостик, он  передал  сигнальщику  просемафорить: «Кто  вы, какой  корабль?»  Ответа  не  последовало, сигнал  повторили, и  снова – ничего. Неизвестный  быстро  приближался. Опытный  капитан  Фиген  прикинул: судно  идёт  со  скоростью  не  менее  28  узлов  и  явно  не  с  добрыми  намерениями.
Опасения  офицеров  вскоре  подтвердились. К  конвою  НХ – 84  шёл  немецкий  «карманный»  линкор  «Адмирал  Шеер». Решение  командира  «Джервис  Бэй»  было  молниеносным: он  развернул  судно  так, что  оно  оставило  за  собой  караван  и  пошло  на  сближение  с  немецким  крейсером. Срочно  передав  по  радио  кораблям  конвоя  расходиться  в  стороны, ставить  дымовые  завесы, Фиген  не  мешкая  вступил  в  бой. В  тот  момент  он  не  думал, что  обрекает  свой  корабль  на  верную  гибель, надо  было  любой  ценой  попытаться  спасти  беззащитный  конвой, дав  транспортам  шанс  уйти  от  смертельной  опасности.
Однако, бой  складывался  явно  не  в  пользу  «Джервис  Бэй». Попадания  его  снарядов  не  представляли  особой  угрозы  для  бронированного  линкора, правда, английским  комендорам  удалось  уничтожить  его  радарную  установку, с  помощью  которой  линкор  вёл  обнаружение  кораблей  противника. Зато  залпы  283  мм  орудий  башен  главного  калибра  «Адмирала  Шеера»  стали  губительными  для  вспомогательного  крейсера  англичан.
Находящемуся  на  мостике  командиру  Эдварду  Фигену  осколком  оторвало  руку, но  он  продолжал  отдавать  приказания. Немецкие  снаряды  сметали  и  рушили  надстройки  «Джервис  Бэй», вскоре  и  мостик  был  разрушен, убит  командир  и  лейтенант – коммандер  Джордж  Рои. «Джервис  Бэй»  горел, его  корпус  был  пробит  выше  и  ниже  ватерлинии  и  стал  подобен  дуршлагу, большинство  членов  экипажа  погибли  или  были  ранены. Уцелевший  моряк  Сэм  Пэтиенс, находившийся  во  время  боя  на  полубаке  у  орудия, написал  много  лет  спустя  о  этой  кровавой  бойне: «Моменты  гибели  «Джервис  Бэй»  были  страшными  и  кровавыми. Артиллерийские  снаряды  пролетали  вверху, и  мы  могли  слышать  их  жуткий  вой, не  зная, куда  они  попадут. Корабль  был  в  огне, и  всё  новые  и  новые  залпы  приносили  смерть  нашим  парням, сжигая  их  живьём… Мне  не  было  страшно, потому  что  я  был  занят  у  орудия, только  позднее, когда  корабль  стал  тонуть, и  многие  уже  были  убиты, я  начал  больше  думать  о  спасении, что  тогда  стало  главной  задачей. Корабль  погибал, и  это  продолжалось  долго…»
Из  старших  офицеров, в  живых  остался  единственный - навигатор -  лейтенант – коммандер  Кейт  Моррисон, в  момент  гибели  корабля  взявший  командование  на  себя. Когда  залпы  линкора  разрушили  пост  управления  кораблём, его  машинное  отделение  и  заставили  замолчать  орудия  «Джервис  Бэй»  потерял  способность  двигаться  и  стал  дрейфовать, оседая  на  корму. Около  двух  часов  он  держался  на  плаву, помогли  пустые  стальные  барабаны, их  в  трюме  было  свыше  20  тысяч, по  45  галлонов  каждый. Кейт  Моррисон  отдал  приказ: «Всем  оставшимся  в  живых, покинуть  корабль. На  плоты!»
Оставив  обречённый  корабль  погибать, командир  линкора  «Адмирал  Шеер» - капитан  цур  зее  Теодор  Кранке  отдал  приказ  уничтожать  транспорты  конвоя. Место  этой  охоты  стало  чем – то  походить  на  проделки  рассвирепевшего  лиса  в  курятнике. Немцам  удалось  потопить  5  судов  конвоя, остальные – 32  ушли  с  места  побоища. Посчитав  свою  задачу  почти  выполненной  и  опасаясь  прибытия  английских  крейсеров,  «Адмирал  Шеер»  растворился  в  океане  также  быстро, как  и  появился.
Оставшихся  в  живых  65  моряков  с  «Джервис  Бэй»  подобрало  шведское  торговое  судно  «Стурехолм». Всё  это  произошло  5  ноября  1940  года  на  расстоянии  более  700  миль  к  юго – востоку  от  берегов  Исландии.
За  проведённую  операцию  капитан  цур  зее  Теодор  Кранке  получил  звание  контр – адмирала, продолжая  командовать  линкором  «Адмирал  Шеер». Командир  вспомогательного  крейсера  «Джервис  Бэй»  Эдвард  Фиген  посмертно  был  удостоен  Креста  Виктории  «За  доблесть, проявленную  при   безнадёжных  обстоятельствах», став  легендарным  капитаном  в  Британии.
ВЕЧНАЯ  ЕМУ  ПАМЯТЬ!  И  ВСЕМ  ТЕМ, КТО  ПОГИБ, СПАСАЯ  КОНВОЙ!

Примечания:  Название  корабля  «Джервис  Бэй»  произошло  от  залива  Джервис  Бэй  в  Австралии.
Капитан  цур  зее  -  в  немецком  флоте  звание, соответствующее  капитану  1  ранга.
Лейтенант- коммандер  -  звание в  английском  флоте, соответствующее капитан – лейтенанту.

23  августа  2017  г.                Вячеслав  Прытков.