О юном Олеге

Георгий Зобач
В середине 2000-х в «Спортстудии» занималось много студентов из института водного транспорта. Некоторые девушки даже успешно выступали на соревнованиях, защищая честь «Спортстудии». И в один осенний вечер ребята привели своего земляка.

Олег, так звали студента младших курсов этого же учебного заведения, не походил на обычного очкастого, сутулого и голодного гимназиста. Выглядел он как «гарный хлопец», весом за центнер.

При беглом знакомстве я узнал, что он занимался борьбой у себя дома до приезда в Санкт-Петербург. И вот решил заняться силовым троеборьем. То ли поднабрать силенки, то ли за компанию с земляками походить в зал, который в ста метрах от общежития.

Новичок начал посещать «Спортстудию», а я приглядывался к нему и давал небольшие советы по тренировкам. Прошел примерно месяц с первого посещения Олежки в зал и у нас завязался разговор, что хочет он тренироваться серьезно, а не подкачиваться три раза в неделю. Видимо спортивная атмосфера зала, где ребята часто выступают и не просто в Питере, а выезжают в другие города и участвуют в международных турнирах, подтолкнула его к этому решению.

Серьезно так, серьезно.

Тренинг тяжей отличается от нагрузки спортсменов легких и даже средних весовых категорий. И мне нравится тренировать человека с чистого листа, а не переучивать его и не ломать уже устоявшийся стереотип его старых тренировок. Считаю, что у каждого тренера могут быть свои пути решения в достижении высоких результатов. Но старые проверенные методы тренировок ставлю выше новоиспеченных тренингов, появляющихся на страницах интернета в группах по силовым видам спорта. Советская школа тяжелой атлетики меня воспитала, и я ей по сегодняшний день благодарен.

Олег стал тренироваться с большим объемом, но с маленькой интенсивностью, осваивая вроде незатейливые на первый взгляд движения троеборья. Жим лежа в фитнес центре – это просто подъем или «выжимания» штанги без особых предвзятостей и затей! А жим лежа на соревнованиях по правилам и под команды судьи - это упражнение, технику которого спортсмены ставят годами и по мере роста результата шлифуют его, изменяя углы в локтевых и плечевых суставах при движении и, меняя траекторию подъема штанги. Не меньше нюансов и в постановке техники в приседаниях и тягах.

Работа шла своим чередом. Основной состав команды «Спортстудии» великолепно выступал на соревнованиях, привозя медали и кубки с разных турниров. Да и регулярные Кубки «Спортстудии» давали возможность выступать простым занимающимся у нас в зале и набираться соревновательного опыта.

Время летело от соревнований к соревнованиям.

Весной дружная наша команда собирается в Цюрих на чемпионат Европы в отдельных упражнениях. Команда не только сплоченная, но и очень сильная. За «Спортстудию» в это время выступали уже многократные чемпионы и рекордсмены мира и Европы: Юлия Ткач, Николай Мулин, Андрей Коган, Владимир Сущак и я.

А на этот раз в нашу сборною вошел и юниор Олег. Это его первый международный турнир такого высокого ранга и первый выезд за границу, да еще куда!

Даже, на меня Швейцария произвела очень тягостное впечатление, с ее «молочными реками и кисельными берегами». Швейцарская сказка, больше слов и не надо. А Олег, открыв глаза в аэропорту и не моргая, глядя по сторонам, твердил нам: я, наверное, здесь останусь? Я не хочу обратно! Меня тоже свербило неприятное чувство, почему не взял сюда семью. Им бы очень понравилось. Может, и они бросили бы меня и остались в Швейцарии, попросив убежища.

Хорошая и очень уютная гостиница с большим холлом и просторными коридорами соответствовала своим четырем звездам. Из больших окон ресторана на последнем этаже отеля открывался великолепный вид на Цюрихское озеро и горы на заднем плане. Уже по-летнему, зеленые берега отображались в голубоватой кристально чистой воде. А яркие блики солнца от отправляющихся паромов иногда достигали наших столов.
Да, что тут много говорить. Андрей у нас, вроде бы спортсмен с большим опытом, не смог выдержать таких условий, и сломался, увидев великолепие шведского стола, который нам предлагал даже российскую черную и красную икру, чтобы мы почувствовали себя как дома. Походив около столов и спортсменов с наполненными блюдами, он вышел! Вышел, в отчаянии махнув рукой, из привычной для себя весовой категории. Правда медали в конце концов были все равно у него золотые, но в абсолютки попасть не смог.
- Меньше жрать надо, -  подсмеивался над ним Николай, вес которого превышал 80 кг, а в прошлом чемпион Ленинграда по тяжелой атлетике в легком весе.

Дворец Спорта как и гостиница – это Швейцария!

Первый день соревнований – приседания.

Наши ребята в основном выступали без экипировки и в экипировке во всех движениях. В первый день приседания без экипировки, перерыв, приседания в «экипе». Во второй день соревнований – жим лежа, в третий день соревнования в тяге. Шесть соревнований за три дня. Тяжело? Да! Но к такому графику соревнований готовишься уже на тренировках. Отмечу, что многие спортсмены выступают только в одном движении, целенаправленно готовясь показать высокий результат в любимом упражнении. У наших спортсменов в каждом соревновательном движении были разные соперники.

У Олега юные конкуренты в приседаниях заказали намного слабее наших заявленных первых подходов и меня это немного обрадовало. Все-таки, повторюсь, это его первый такой высокий турнир. Хотелось, чтобы он почувствовал радость международных побед. Это, наверное, надо любому спортсмену.

После первого подхода я прикинул, что двум соперникам у нашего юного тяжа уже не выиграть и прибавил сразу 17,5 кг, чтобы попробовать установить мировой рекорд для его весовой и возрастной категории. Приятно не просто побеждать, а преодолевать рекордную планку, чтобы внести поправку в таблицы рекордов своей фамилией и страной.

- Для себя! Терять нечего, ты уже чемпион! Давай! – и, похлопав по плечам, подтолкнул к помосту. Олег с не легкой борьбой, но с новым для себя весом справился. Видимо что-то судей насторожило, но два к одному ему засчитали!

В приседаниях в экипировке, сработав на три подхода, Олег выиграл, но результат был чуток, вернее на 2,5 кг меньше его тренировочного результата. Все-таки два турнира в один день и соревновательное волнения, наверное, сказались.
 
Все ребята из нашей команды довольные первым днем выступления, ехали в комфортабельном автобусе в гостиницу. Нас ждал хороший ужин. А «Завтра была война» в жиме лежа!

Жим лежа, это упражнение в пауэлифтинге занимает особенное место. Даже те, кто не занимается в тренажерных залах, все равно являются «знатоками и ценителями» народного упражнения. Это сродни футболу!

И нас уже на входе в спортивный комплекс встречала толпа здоровых мужиков, юношей и женщин. Мы встали в очередь на взвешивание. Условия в комплексе были превосходные. Духоты в коридоре не ощущали, от толпившихся группами спортсменов и свободных мест, чтобы посидеть было достаточно. Но время в ожидании всегда нервирует. И мы по двое-трое выходили на улицу или в кафе, у кого проблем с весовым порогом не было. Я расположился рядом с Олежкой и старался, чем только мог развлечь его. Каково же парню, который приехал сразу в Цюрих бороться за золото, а не просто выступить для себя.
 
Непередаваемый запах настоящего кофе с соседнего помещения дразнит. Пошли, посидели в кафе. Кофе и орешки, вот и поспокойней ждать своей очереди восхождения, восхождения на весы. Вчера с нашим весом было все в порядке. Но сегодня после выступления в приседаниях, которые отняли не только силы и эмоции, но и время восстановления – только ночь, какой вес покажут весы? И как понять спал ли он, или перекладывал свои медали и грамоты.
 
Чудесно! Видимо шведский стол свое дело делает добросовестно. Олег прибавил почти 500 граммов. Это хорошо, значит жать будет комфортно. Наш Андрей тоже набирал вес не по дням, а по часам.

Хоть мы все дружно приехали на взвешивание заранее, процедуру эту прошли только к концу положенного времени. Значит, в гостиницу ко второму завтраку не успеваем. И все, пошли в разминочный зал, переодеться, полежать, чтобы не тратить силы на бесцельное шатание по комплексу. По опыту я знал, что соревнования закончатся поздно вечером. Хорошо еcли успеем к ужину.

Конкуренция в жиме почти во всех весовых категориях и возрастных группах была большая. Даже у меня, ветерана в М3 (50-55), было шесть человек. У Олега было только два соперника, которые могли ему составить конкуренцию за золото. И после второго подхода, обеспечив себе второе место, для победы надо было идти на личный рекорд с прибавкой в 5 кг. Я когда тренировался, очень редко в тренировках устанавливал рекорды. Это надо делать на соревнованиях. И тренинг Олега был построен также. И вроде бы, по моим ощущениям он справлялся с таким планированием тренировок. Но на крупных соревнованиях важна и вера в тренера и вера в свои силы. Самое главное, не терять концентрацию на соревнованиях. Это я и в зале постоянно им твержу, когда вижу, что подходят к штанге лишь бы поднять. Умение концентрироваться на подход определяет уровень спортсмена.

К моему приятному удивлению третий подход был выполнен Олежкой более собранно, выдержаны все паузы с хорошей фиксацией и мне показалось, что и с запасом в 2,5 кг минимум. Личный и мировой рекорд для юниоров – что еще надо молодому человеку в этот день. Думаю, лишь бы не напиться дармового пива на ужине, ведь завтра еще две тяги!

В последний день чемпионата Олег в тяге без экипировки выполняя третий подход почувствовал неприятную вибрацию в бицепсе бедра. И в соревнованиях в экипировке он сделал один подход для победы, хорошо, что там были соперники, намного уступающие его в результате. Зачем нам травмы, даже не очень серьезные. Любая травма не позволяет тренироваться с хорошей отдачей. А значит, время будет потеряно для улучшения своей формы.
 
Звездой же чемпионата Европы была наша сборная выигравшая командную борьбу. Юлия Ткач взяла абсолютку в жиме лежа. А Владимир Сущак выиграл четыре абсолютки.
 
На заключительном банкете, где присутствовали почти все выступающие, а их как минимум человек триста, я посматривал за Олегом. Туточки ли наш звездный мальчик? ….. Ведь завтра в аэропорт!

Дома о наших успехах на чемпионате Европе написали в газетах. Было приятно, что отметили наш заслуженный успех.

Конец первой части.