Творчество или креативность?

Елена Плюснина
Накануне Нового года в психологической газете появилась статья Д. Б. Богоявленской «Стандартно о нестандартном», в которой говорилось о том, что некоторые высказывания президента искажаются до неузнаваемости.   Понятно, что в некоторых областях научной деятельности, журналисты могут быть не специалистами, но дело заключается не только в этом.
 
Д. Б. Богоявленской пришлось подробно разъяснять, почему написанное журналистами, не отражает сути высказывания.
 
Почему в средствах массовой информации иногда происходит искажение некоторых правильно написанных утверждений? Думаю, что это делается неспециально. С одной стороны здесь может быть и вина ученых, о чем пишет автор (поскольку  тема сложная), а с другой стороны из-за того, что уровень понимания текста (особенно короткого) бывает поверхностный. В настоящее время очень часто скорость и нехватка глубины прочтения – становятся нормой жизни.
 
Процитирую. Было сказано: «В школе нужно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, уметь работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их». В СМИ было написано: «школьники должны нестандартно мыслить, уметь ставить задачи и их решать»

Вопросы, поднятые в статье Д. Б. Богоявленской, очень важны и появились своевременно, так как для современного специалиста умение мыслить творчески, самостоятельно – это потребность времени.
 
Но и разобраться в этих вопросах, что значит творчески, а что является оригинальным, что является креативным и дивергентным, почему решение только нестандартных задач в школе не только не приведет к развитию творческого, самостоятельного мышления, но и сможет тормозить развитие самого мышления, тоже необходимо.
 
 Почему нужно тщательным образом понять тонкости научных терминов? Потому что подмена научных понятий приводит к совершенно противоположному результату.
Если изложить коротко, то решение стандартных задач также необходимо, как и решение нестандартных для того, чтобы научить анализировать условия задачи и уметь выбирать способ решения. И только заложив фундамент логического мышления, сформировав некоторые навыки мыслительных операций, можно говорить о развитии творческого (самостоятельного) мышления.
 
Если вообще можно говорить о его развитии, поскольку утверждение «творчество либо есть, либо его нет» тоже существует. Противоположная точка зрения  - творчество можно развивать (Р. М. Грановская).  Думаю, что оба утверждения верны, т.к. есть дети, которым творчество недоступно, есть дети, у которых творчество можно развивать и есть гении, которым много дано от природы - они сами раскроют свой творческий потенциал и в достаточно быстрые сроки. Кто-то может со мной не согласиться и будет утверждать, что творчество доступно абсолютно всем, главное вовремя его начать развивать. Оставим этот вопрос пока открытым.

Итак, что нужно понять, чтобы не допускать серьезных ошибок в обучении.

• Нужно не путать творчество и креативность.

Термины творчество и креативность часто используют как синонимы, хотя это не одно и то же. Творческий процесс приводит к новому продуктивному результату, а креативный процесс приводит к оригинальному результату, но не всегда продуктивному. Термин «оригигальность» Гилфорд впоследствии стал связывать с гибкостью мышления, с умением легко осуществлять перенос мыслительного действия из одной системы отношений в другую. Первое значение термина «оригинальность» - способность генерировать идеи, отличающиеся от общепринятых, но это совершенно не означает, что они будут полезны другим (это может быть на уровне простого оригинальничания). В. Освальд рассматривал оригинальность как «способности создавать что-либо самостоятельно».  Третье значение – генерация идей, отличных от общепризнанного и имеющее глубинное проникновение во внутренние связи явления, обладающее целостным видением.
 
Креативность ближе к термину дивергентность, которая определяется как «способность мыслить в разных направлениях».
 
Креативность часто связывают  с нестандартным (ассоциативным) мышлением или дают широкое толкование как способности к творчеству.

Таким образом, имеется несколько терминов близких по значению друг другу.
Креативность – дивергентность – ассоциативное мышление. Оригинальность – гибкость и нестандартность мышления.

Творчество – продуктивная дивергентность (Гилфорд).
Творчество  - в большинстве известных дефиниций приравнивается к деятельности, которая выдает новый результат (знания, формы поведения, продукт и т.п.), однако сам процесс получения этого нового не рассматривается, а определяется степень новизны полученного.
 
Задуматься над этой темой меня подтолкнул мимолетный разговор с Дианой Борисовной после её лекции. Я кратко рассказала ей о том, что есть диагностика, при помощи которой можно определять индивидуальную обучаемость учеников. В основе ее лежат методики, изучающие речевое развитие. Когда я перечислила некоторые критерии, по которым определяется сформированность письменной речи, Диана Борисовна задала вопрос: «А что Вы понимаете под оригинальностью?»  Я тогда затруднилась ответить точно, а теперь понимаю, что оригинальность, понимаемая в третьем значении, действительно подходит, как критерий.

(А в бытийном значении - оригинальность текста - это понятие, противоположное плагиату. Чем больше плагиата в тексте, тем меньше его оригинальность и наоборот...)

Имеется еще одно противоречие, связанное с пониманием творчества.
«Новое и оригинальное родится само собою, без того, чтобы творец об этом думал» (Бетховен). К такому же выводу приходит и В. Франкл: «Успех должен прийти сам, и это тем более вероятно, чем меньше мы будем о нем думать»  Или «Новое надо создавать в поте лица, а старое продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки» (Герцен). Видимо нужно принять и тот и другой вариант, поскольку опыт показывает, что в реальности бывают разные ситуации.
Как развивать творческие способности, с какого возраста, как преодолевать мешающие стереотипы – ответить на эти вопросы можно, только хорошо разбираясь в научных понятиях.

Д. Б. Богоявленская приводит пример ошибочного тестирования. «Особенно четко несоответствие между показателями тестов и наличием творческих способностей прослеживается на детях дошкольного возраста. Так, высокие баллы по тестам Торренса, требующих ответов, выходящих за рамки общепринятых, т.е. выделенных не на основании их существенных свойств, совпадает, как мы уже писали выше, с возрастными особенностями дошкольников. У этих детей еще не сформированы базисные свойства продуктивного мышления, в частности, умение выделять и классифицировать по основному признаку. На его основе лишь в дальнейшем может проявиться вариативность и то углубление в сущность явления, которое приводит к подлинной «нестандартности». Таким образом, высокие показатели по креативности в этом возрасте, говорят, напротив, о том, что данный ребенок в своем развитии ещё далек от творчества». «Так, дети, прошедшие тренинг в прогимназиях не способны (иногда до второго класса) решать текстовые задачи. Развитие дивергентной комбинаторики тормозит развитие понятийного мышления и, как нам кажется, символической функции. Эти дети могут адекватно действовать только на основе личного опыта».

Какие еще противоречия необходимо объединить при изучении этой темы:

• Рассмотрение творчества только как высокого уровня умственных способностей.
Творческие способности не коррелируют с высоким уровнем умственных способностей. Это уже доказано. Об этом нужно помнить и не заблуждаться на этот счет. Cами ученые часто признаются в том, что искусство лучше предсказывает будущее, чем научное исследование.

• Гибкая психика помогает понять, что мир меняется, и что каждый должен меняться вместе с ним, - не существует неизменно правильных представлений.
И при этом существует предел вариабельности любой концепции или теории.

• Унификация взглядов – подавляет воображение, сковывает свободу при выдвижении новых идей и самостоятельность направления приложения усилий.
Следовательно, дивергентность мышления нужно поддерживать.
 
• Как известно дети повышенно эмоциональны и непосредственны, поэтому их мышление в большей степени, чем у взрослых, свободно от «законопослушности», и склонно к «законотворчеству»  у них существует больший отлёт от действительности.
Но это нельзя путать с творчеством. Наблюдать за детскими ассоциациями необходимо, не запрещать их, и параллельно с этим с развитием речи естественным образом развивать различные операции мышления.

• Механизм поиска решения проблем нельзя сводить к ассоциациям или методу проб и ошибок.
Однако и полностью отказываться от этого тоже не нужно. Любая чрезмерная крайность приводит к своей противоположности.

• Ученые также отмечают наличие связи творческих решений с эмоциями, мотивацией и нравственным началом.
Следовательно, при обучении эмоциональный фактор, мотивация и нравственное поведение ученика должны входить в процесс обучения и воспитания. Обучение должно быть воспитывающим и развивающим.
 
Хочется привести пример общения с учителем-мастером. В Пушкинском районе Санкт-Петербурга в 90-е годы я регулярно проводила диагностику. И вот в очередной раз, приехав к учителю в школу, мы на перемене обсуждали свои дела и не заметили, как прозвенел звонок. Дети разгоряченные, набегавшиеся влетели в класс…

Как поступила учитель? Она не стала их ругать. Она предложила им поздороваться, привести себя в порядок, показать, как умеют себя вести ученики второго класса, как умеют настраивать себя на серьезную работу… И пока она это говорила, ученики будто преображались. Мальчишки пригладили свои вихры, все встали ровненько, подтянулись, действительно настроились на серьезный лад.

Вроде бы мелочь, но воспитание уважения  к постороннему человеку, который пришел в школу, желание не подвести свой класс, школу, в которой учишься – это в то же время и уважение к самому учителю. В этом классе приятно было работать и проводить диагностику.

Или другой пример – молодой неопытный учитель. Прихожу  в класс. Дети знают, что будет проходить диагностика. Стою перед детьми, хочу поздороваться. Однако пришлось очень долго ждать, пока все дети сумели собраться и сконцентрировать свое внимание на предстоящей работе.
 
Это примеры об этическом и нравственном начале…

Положительные эмоции помогают поддерживать интерес и мотивацию к учению. И без этого творческое начало развить практически невозможно, а получить простые ассоциативные связи – можно. Это так называемый мультисенсорный подход, который иногда выдается за инновации.

Творчество  - в большинстве известных дефиниций приравнивается к деятельности, которая выдает новый результат (знания, формы поведения, продукт и т.п.), однако сам процесс получения этого нового не рассматривается, а определяется степень новизны полученного .
Творческое мышление - это мыслительная деятельность, характеризующаяся умением видеть существенные и несущественные взаимосвязи во всей целостности.
 
Поясним, что значит «степень новизны», условно обозначим некоторую иерархию:

1. Личный результат – новое для самого человека («изобретение велосипеда»). Это полезное упражнение для развития, но для других это не вызывает интереса.
2. Небольшое рациональное предложение – внесение новых изменений, дополнений, не меняя всей структуры, системы.
3. Рацпредложение, которое значительно меняет свойства и качества всей системы («велосипед с мотором»).
4. Новая структура, приводящая к созданию новой системы. 

Разобравшись в научных понятиях, относящихся к развитию творческих способностей, можно привести пример, как это применяется на практике при обучении чтению и письму, как одному из важнейших творческих начал человеческой деятельности.
 
Обратимся к педагогической технологии «Многодисциплинарный поэтапный квалиметрический способ обучения начальной грамотности» (МПК СОНГ) .

 Отнесем этот способ к третьему уровню новизны, поскольку получена система, с четкой структурой и имеющая гарантированное качество обучения осмысленному чтению, сформированности письменной речи, обеспеченная полукомпьютеризированной квалиметрической диагностикой индивидуальной обучаемости («велосипед с коляской и мотором»).

Отличие от других методик обучения.

Повышение эффективности учебных методик на основе целостного сочетания образного и понятийного (языкового) мышления.

1. Поставлена и реализована в дидактических материалах задача развития чутья языка.
2. Квалиметрия используется как способ обучения при отработке навыков начальной грамотности.
3. Применяется квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости с использованием авторских способов измерения данных.
4. Разделение на этапы обучения дают возможность установления и применения междисциплинарных  и межэтапных связей.

Как происходит развитие логического и творческого мышления в процессе обучения младших школьников письменной речи по названной методике?

Разрывать творческое и логическое мышление нельзя – их нужно развивать параллельно, поскольку Д. Б. Богоявленская уже показала, стремление к развитию только творческих умений приведет к неумению решать обычные задачи, для которых нужно освоить приемы анализа, сопоставления и выбора способа действия.

Вся методика включает четыре этапа обучения.

Если их сопоставить с предложенной иерархией «новизны» творческого продукта, то этапы обучения примерно совпадут с нею. На каждом этапе обучения начальной грамотности используются приемы обучения, создающие условия либо для «личного» результата, что немаловажно на первом этапе, либо для рацпредложений разного уровня. На четвертом этапе обучения, когда дети начинают писать сочинения и, когда логическое мышление уже развито, а также  накоплен опыт ассоциативного мышления, который в методике запланирован в процессе обучения, тогда дети показывают высокий уровень самостоятельности мышления, а также отмечается большое количество индивидуальных проявлений при раскрытии темы сочинений, при проникновении вглубь прочтения произведений.

Чтобы дети достигали результатов с максимальной долей проявления индивидуальности, вся технология обучения пронизана приемами, предоставляющими ребенку самостоятельность действий, создания ситуаций выбора, опору на интуитивно-подсознательную деятельность мозга, а не только на рациональные составляющие.

Увидеть результаты мыслительных процессов детей можно при анализе детских ответов в процессе обучения чтению текстов. В этой методике развиваются умения отвечать на вопросы своими словами, формируются умения четко формулировать мысль и в то же время передавать собственное отношение к прочитанному тексту, уметь понимать смысл, заложенный автором и в то же время не бояться давать свое понимание прочитанного. Эта методика не стремится к стандартизации ответов, как принято обычно. Ее задача сводится к развитию умений не только излагать факты, но и проникать вглубь текста (подтекста), учитывать множество взаимосвязей и делать самостоятельные выводы.  Это пример только одного этапа обучения, а поскольку технология содержит четыре этапа и на каждом этапе поставлены задачи обучения на основе целостного сочетания образного и понятийного (языкового) мышления, то результаты, обучающихся по этой методике значительно выше, чем в контрольных классах.

Сравним два вторых класса с одинаковой наполняемостью (по 29 чел.). В одном классе обучались по технологии осмысленного и развивающего чтения, в другом эту технологию не использовали. Там, где использовали технологию, 41% детей имеют высокий уровень сформированности осмысленного чтения, где обучались по другой программе – всего 10%. В этих классах можно сравнить процент детей с очень низким качеством усвоения содержания в первом классе – 13,7%, во втором – 20,6%.

Под качеством обучения в данном случае понимается процент усвоения содержания текста при ответах на вопросы к тексту, в которых учитывается и фактографическое знание прочитанного и процент самостоятельного прочтения (интерпретация).

Итак, понимая суть понятий: творчество, креативность, дивергентность, оригинальность, продуктивность можно предупредить ошибки в обучении, легче преодолеть мешающие стереотипы, правильно организовать процесс развития механизмов образного, понятийного (языкового) и творческого мышления.

***
Сборник статей  с аналогичным названием можно скачать в любом формате на ваши электронные устройства, а также приобрести бумажный вариант в издательстве ridero.ru

Журнал Личность и культура. – 2017. – № 2. – С. 65-68.