Память

Искандер Азим
  Старенький, дребезжащий на каждом ухабе и выбоине дороги автобус, урча нутром, точно кот, вёз одинокого пассажира. Мужчина лет сорока с небольшим, прислонившись щекой к стеклу, о чем-то сосредоточенно думал, разглядывая унылый сельский пейзаж.

  Заскучавший водитель, давно присматривающийся к единственному пассажиру в салоне, решил завести беседу:

  -Вроде неместный, местных я поди всех знаю.
  -Вроде того, -продолжая своё нехитрое занятие, ответил пассажир.
  -По делам или как?
  -Или как, -нехотя ответил мужчина, давая понять, что ему неинтересен этот разговор.

  -Не серчай, мужик, я ведь не со зла, ты у меня первый пассажир за последнюю неделю. Вот и пытаюсь не помереть со скуки.

  Пассажир оторвал взгляд от окна, посмотрел на водителя.
  -Чего так, маршрут не популярный?
  -Ой, не популярный уже годков так тридцать с гаком, а то и более,-оживился водитель. –Старики по умирали, молодежь по городам, да райцентрам разбежалась. Только мы, кому бежать некуда, свой век доживаем.

  После этих слов, пассажир, будто вспомнив о чем-то неприятном, замкнулся в себе, отвернувшись к окну.

  -Так куда тебе?- спросил водитель задумавшегося мужчину.
  -Простите, что?- Не услышав вопроса, переспросил пассажир.
  -Говорю высадить тебя где?
  -На Старосельском, пожалуйста.

  -Навестить кого приехал?- Смотря на пассажира в засаленное зеркальце заднего вида, спросил водитель.

  -Навестить, - с грустью в голосе и печалью в глазах, ответил мужчина.
  «Сквозь такую печаль не пробьешься, а только синяков и шишек набьешь»,-подумал водитель, прекращая докучать пассажиру расспросами.

  Древние, кованные кладбищенские ворота были заперты.
  «Какая работа! Всё-таки раньше умели делать стоящие вещи»,-думал мужчина, стоя у ворот, рассматривая изящные узоры. Ворота сдерживала массивная цепь и огромный амбарный замок. «Вроде древние, но недавно крашенные, да и за цепью с замком кто-то следит»,-мужчина протянул руку внутрь и аккуратно постучал замком о ворота. Он старался производить меньше шума, точно боясь потревожить покой усопших.

  Хотя замок висел изнутри, на стук в ворота никто не откликался.
  -Неужели заперли изнутри, а сами перелезли через высоченную ограду,-раздосадовано произнес мужчина. –Меня кто-нибудь слышит!?- Не выдержал и выкрикнул он. Ему уставшему, ужасно не хотелось тащиться несколько километров до автострады, не сделав задуманного.

  -Что же вы кричите, молодой человек, мой слух в отличии от суставов работает отменно,- благообразного вида старик, гремя связкой ключей сделал ему замечание.
  -Простите, я не хотел шуметь, само как-то вышло,-пристыженно опуская взгляд, ответил мужчина.

  -Не берите в голову это я по-стариковски ворчу,- улыбнулся старик, отпирая замок.
  -Евгений Степаныч смотритель кладбища, чем могу быть полезен,-представился старик.

  -Евгений Степаныч, у меня понимаете… он хотел продолжить, но внезапно подступивший к горлу ком не давал произнести ни звука.
  -Смею предположить, у вас здесь родные? –теплый, понимающий взгляд старика, немного успокоил визитера.

  -Мать, здесь похоронена моя мама,-пытаясь скрыть волнение ответил мужчина.
  -Какая карта?
  После этого вопроса, скрывать волнения стало бессмысленным.
  -Не знаю, понимаете, Евгений Степаныч, я впервые здесь.
  -Так где ж вы раньше были, хороший вы мой?- Сердито раскачивая головой, выговорил старик.

  -Где я только не был, но только не там, где должно,-в глазах мужчины стояли слезы.

  -Будет вам, на то я и здесь, помогу будьте покойны,-приветливо улыбнулся смотритель.
  -Разве в такой обстановке можно работать, куда запропастился журнал ума не приложу,-нацепив очки на кончик носа, копошась в ворохе бумаг, бубнил старик. -Не извольте беспокоиться, отыскал-таки, карта номер три, могила номер такая-то,- по-детски радуясь, объявил Евгений Степанович.

  -Понимаете, руки никак не доходят навести порядок на столе, то одно, то другое. Что до бумаг, то времени нет. Хорошо ещё память совсем не отшибло, иначе пиши пропало,-объяснял смотритель, провожая посетителя к могиле.
  -Смотрю у вас тут людно, хотя снаружи кладбище кажется заброшенным-заметил мужчина, видя людей, прибирающих могилы.

  -Правильно заметили, молодой человек, полное запустение и безразличие. Времена нынче сами знаете какие, никому не до кого нет дела. Все разбежались кто куда, побросав, позабыв всё и всех.

  -Евгений Степанович, вы не могли бы попросить молодого человека помочь мне,-к смотрителю обратилась немолодая, но ухоженная дама в красивом платье.
  -Конечно, Софья Николаевна, я и сам подсоблю чем смогу. Пойдемте, поможем даме,-попросил Евгений Степанович.
  -Я с радостью,-согласился мужчина.

  -Убирала цветы на могиле почившего Андрея Владимировича, моего незабвенного супруга. Они совсем пожухли, а он их так любил при жизни. И к своему ужасу заметила, что оградка Маргариты Петровны, моей лучшей подруги, но, к сожалению, покинувшей меня так рано, совершенно накренилась и вот- вот рухнет. Она точно не одобрила бы такого, поэтому умоляю помочь исправить.

-Это мы мигом, сейчас инструмент организую,-Евгений Степанович с несвойственной для человека преклонного возраста проворностью, бросился выполнять обещанное.

  -Вижу печаль в ваших глазах, молодой человек,-поправляя прическу, произнесла дама,-даже не думайте отпираться, я прожила достаточно для того, чтобы хорошо разбираться в людях.

  -Признаться я и не думал отпираться, все мои мысли полны печали. И печаль эта взращена на моих неправильных поступках, плоды которых я пожинаю.
  -Одно то, что вы в силах признать это прощает вам многое. Не печальтесь, лучше подумайте, как всё исправить. Иначе придется коротать век в сплошных сожалениях. И главное не забывайте своих близких, ныне живущих и усопших. И те, и другие нуждаются во внимании.

  -Вот и наш незаменимый Евгений Степанович вернулись.
  Мужчина ожидал увидеть худшее, но на удивление могила матери была достаточно ухоженной. Чьим-то заботливыми руками высажены цветы, которые прижились и цвели. Сушняка и мусора нет, крест стоял ровно.

  -Как можем заботимся,-сказал Евгений Степанович, подводя посетителя к могиле.
  -Благодарю, Евгений Степанович, вы не представляете, как это важно для меня.
  -Вы тут сами, а мне пора,-удаляясь, тихо попрощался смотритель, оставляя мужчину со своим прошлым.

  -О, старый знакомый! Неужто облюбовали наши края? Улыбаясь щербатым ртом, произнес водитель автобуса, увидев в салоне вчерашнего пассажира.
  -Здравствуйте, облюбовал,-улыбнулся в ответ пассажир.

  -Куда на сей раз?
  -Туда же на Старосельское.
  «Надеюсь Евгения Степановича не оскорбит мой подарок»,-рассматривая корзинку с бутылочкой хорошего коньяка, коробочкой отборного чая и другими вкусностями, волнуясь думал посетитель.

  -Добрый день, навестить родных пришли? Спросил незнакомый мужчина, отпирая ворота.

  -Вы совершено правы, хочу привести в порядок родительскую могилу. Подкрасить оградку, вот и краска с кистью, а где Евгений Степанович?
  -Его нет, я вместо него,-ответил незнакомец.
  -Не подскажете, когда он будет?
  -Его не будет, Евгений Степанович умер.
  -То есть как умер?

  -Вот так, взял, да помер, уснул и не проснулся, ушел тихо никому не докучая, как и свою жизнь прожил. Если хотите, я могилку его покажу, она тут совсем близко рядом со сторожкой.

  -Конечно проводите меня.
  -Это какая-то шутка? Если да, то неудачная, смею заметить,-возмущенным голосом сетовал посетитель, глядя на могилу.
  -Кто в своем уме с такими вещами шутить станет. Вы спросили о Евгении Степановиче, я показал вам его могилку, какие тут шутки.
  -Да вот такие, дата смерти ровно год назад! Видите, он указал на табличку.
  -Вижу, и что с того? Я не понимаю вас.

  -Издеваетесь, я вчера с ним разговаривал, вот что.
  -Слушай, мужик, шел бы ты своей дорогой и не морочил голову другим людям. После этих слов новый смотритель, удалился, с опаской поглядывая на сумасшедшего посетителя.

  «Не может этого быть, мистика какая-то, или я схожу с ума?»,-не понимая происходящего, мужчина брел между надгробий.
  -Молодой человек, да, я к вам обращаюсь. Вы не могли бы помочь мне,-дама бальзаковского возраста, изящным жестом поманила его к себе.

  -Я к вашим услугам.
  -Решила навестить могилу лучшей подруги, а тут как назло ветка рухнула и перегородила путь. Будьте любезны помогите оттащить, одной мне не сдюжить.

  -Конечно помогу.
  Оттаскивая ветку, мужчина решил расспросить даму о прежнем смотрителе:
  -Могу я задать вам вопрос?
  -Конечно можете, и если я смогу дать ответ, то сделаю это с удовольствием,-улыбаясь без притворства, согласилась дама.

  -Вам случайно не знаком Евгений Степанович смотритель кладбища?
  -Разве можно не знать этого замечательного человека. Примерно за двадцать минут до вашего прихода, он был здесь, у могилы моей ненаглядной Софочки, помогая мне избавиться от сорняков.

  Только сейчас мужчина обратил внимание на надгробие, к которому расчищал проход. "Ковалевская Софья Николаевна",- гласила эпитафия, и фотографический снимок, запечатлевший красивую даму с томным взглядом, смотрел на него.

  -Вы так странно улыбаетесь, с вами всё хорошо?- Обеспокоенным голосом спросила дама.
  -Вы Маргарита Петровна, лучшая подруга Софьи Николаевны, ведь так?
  -Да, а как вы узнали, разве мы знакомы?- Удивленно вскидывая брови, спросила дама.

  Вопрос так и остался открытым. Он не слышал его, торопливо шагая к могиле матери, прокручивая в голове слова, услышанные накануне.

  Главное не забывайте своих близких, ныне живущих и усопших. И те, и другие нуждаются во внимании…