Шилья

Фарид Степанов
Шилья.

Во времена моей учёбы на Истфаке Университета Шевченко, у нас были лекции по археологии. Вёл лекции древний профессор, сам ровесник многих артефактов. Он был совершенно седой, сморщенный, сгорбленный в три погибели. Но самое грустное было то, что у него уже, в силу возраста, были огромные проблемы с дикцией.
- Заоштрённые ш двух шторон фыля.
- Простите, что? - мы не услышали слово.
- Фыля! - профессор на доли секунды прервался.
- Шилья, что не понятно! - подсказывал один из студентов с особенным музыкальным слухом.
- Ну да, фыля. - профессор был удивлён нашей непонятливости.
Лекции он читал на русском, несмотря на украинизацию университета. Из уважения к его возрасту никто и не возражал. Читал, наверное, не самое правильное определение. Он просто разговаривал сам с собой, размышлял, перескакивал с темы на тему, совершенно не обращая внимания на нас студентов. Лекции проходили в подвалах университета, в комнатах без окон, с искусственным освещением. Тусклые лампы, отражаясь от расставленных вдоль стен артефактов, отбрасывали причудливые тени на профессора, который, стоя за кафедрой, продолжал описывать положения тел при захоронении и различия рисунков на керамике Черняховской и Трипольской культур. Профессор сыпал терминами и понятиями, совершенно не заботясь о том, что за ним уже не успевают записывать. Лишь однажды один из нас, не выдержав, прервал его:
- Профессор, прошу прощения, можно чуть медленнее?
- Медленнее? - профессор поднял взгляд на аудиторию, и с удивлением обнаружил студентов, - Нет, нельзя!
И спокойно продолжил в том же темпе.
До этого моё представление об археологии и археологах сформировали фильмы про Индиану Джонса, американского профессора археолога, читающего лекции в перерыве между поиском Ковчега Завета и Чаши Грааля. Широкополая шляпа, с лоснящимися и отполированными от пота и солнца полями, револьвер за широким ремнём и древняя карта за голинищем сапога.
Наш профессор разительно отличался от Индианы Джонса. И сильно меня разочаровывал. Только во втором семестре, я удосужился покопаться в истории самого профессора. Выяснилось, что будучи автором многих научных трудов по археологии, профессор в молодости вёл активную деятельность, рядом с которой его американский коллега и рядом не стоял: Дальний Восток и Сахалин, пустыни Каракумы и Сахара, Памир и Урал, Полярный круг и тайга Сибири, Байкал и Иссык-Куль. Где только он не был и чего только не повидал. Несколько раз был на грани жизни и смерти, дважды его считали погибшим и пропавшим без вести. Где только отечественные Джорджи Лукасы? Такой экшн можно было бы снять по его биографии!
На первой лекции третьего семестра я подошёл к профессору:
- Профессор, я прочитал Вашу книгу. Вы могли бы подробнее рассказать о раскопках Днепровских курганов?
- Конечно, молодой человек! - в почти слепых глазах профессора блеснула искра искателя приключений и исследователя.
В следующий час я уже не обращал внимания на проблемы с дикцией и полушёпот старика, не видел дрожания рук и головы. Я слышал рассказ увлечённого своим делом человека, который отдал любимому призванию всю свою жизнь.
Профессора уже давно нет в живых, а память хранит его лекции.
Шилья!!!
С Днём археолога причастных!