Мысли вслух и... Тяга к чтению или...

Ирина Дыгас
                ТЯГА К ЧТЕНИЮ или ПОЗНАНИЕ СЕБЯ?..

    «Мы – самая читающая нация мира» – известное утверждение эпохи социализма и так и недожданного (да простят меня филологи) или недоданного коммунизма.
    Сейчас другое время и дело – все в Интернете: мозгами, чувствами, помыслами и чувственными переживаниями. Жаль, что та самая неистребимая тяга к знаниям и чтению постепенно вытесняется технологиями и бездушными гаджетами. Их не ощущаешь так, как старую добрую бумагу, что постепенно вбирает в себя запахи и энергетику читателей, когда книжка или газета путешествует по рукам. Нынче «по рукам» идёт мораль и разум.

    Отчего такие мысли возникли? Да они всегда витают, стоит прочитать настоящую литературу, когда сталкиваешься с осколками истинного таланта, ещё не продавшегося современности с потрохами. Часто так бывает: читаешь и содрогаешься от чувственных «мурашек» на коже, когда автору удалось не просто рассказать немудрящую житейскую историю талантливо, но и всколыхнуть в сердце что-то тёплое и семейное, домашнее, потаённое, заповедное и так давно охраняемое в твоей душе. И тогда свершается чудо – оживаешь и воспаряешь душой: то ли память большого родового гнезда зашевелилась, то ли тоска по прошедшим дням, когда все ещё были живы и собирались под старой грушей за самоваром… Или это память того рассвета, что раскрыл для тебя полноту жизни в первом поцелуе любимого? Или то, что он в тебе вызвал? Или ты сам понял, что всё уже когда-то было, а теперь просто напомнило, разбудив глубинную память?

    Все мы родом из деревни, и она к зрелости вспоминается в таких проявлениях, что удивляет до оторопи: засмущаешься юной паре, что трепетно держится за руки – всё ещё для них впереди, но не тебе – давно остыла память о том, кого уж нет; не сможешь мимо пройти, застенчиво погладишь щёчку чужому карапузу, вспомнив своё и близкое – выросли уж, а внуков привозят редко, совсем горожанами стали; на платформе замедлишь шаг возле нездешней старушки с горкой незнакомых грибов, не сдержишься, купишь, а потом не совсем понимаешь, что с ними делать, но купить надо было – помочь денежкой – пенсии малы в области. А тут на днях у дряхлого дедули купила целую корзину калины – пропасть! Он так обрадовался, а я еле сообразила, что можно ягоду сахаром засыпать, а потом сироп в чай добавлять; своя-то давно высохла, а посадить всё некогда, да и места уж нет на участке…

    Вот и подумала: «Все из глубинки корнями, но как же забываем это быстро!.. Теряем опыт поколений с лёгкостью неразумных… Затрудняюсь со сравнением. Даже черви хранят память в генах, но не мы, человеки. Словно перестаём ими  быть, ей-богу…
    Не потому ли всё чаще накрывает стыдливо-покаянное чувство от таких рассказов: «Я это знал, теперь вспоминаю. Обязательно припомню! Дайте только немного времени. Чуть-чуть. Я должен это вспомнить… Чтобы выжить…»

            Август, 2017 г.

              Иллюстрация с картины Владимира Юрьевича Жданова «Сельский мотив».

                http://www.proza.ru/2019/03/18/1819