Первое погружение

Юрий Юровский
Фрагмент рассказа "Дела подводные". Из книги "Я так думаю" (2016 г).
        http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/

     Подводники, коих на Руси называют водолазы, по моему разумению, представляют из себя некую касту. Или что-то похожее на масонскую ложу. В каждом отделении ложи могут быть свои особые порядки и даже святые. Так, в одной компании, во время очередного возлияния, суровый водолаз, похожий то ли на водяного, то ли на лешего, провозгласил на полном серьезе: Ну, а теперь пора выпить за Святого Буратино.

            Отдышавшись от не слабо разбавленного казенного спирта, я толкнул в бок соседа: Почему именно за Буратино? И в чем его святость? Сосед посмотрел на меня с удивлением. Мог бы и сам догадаться: он же, подлец, деревянный. А посему не тонет, не стареет и живет вечно. Чем не святой? Возразить было нечего. В каждой водолазной команде свои прибамбасы, свои объекты шуток, подначек, розыгрышей. Внешне и по характеру эти совершенно разные люди, на работе превращаются единый спаянный организм. Все понимают - личные амбиции недопустимая роскошь, как и любая ошибка, небрежность, ибо цена им, как правило, чаще всего смерть.

             Стоит понаблюдать, как такая команда готовится к спускам под воду. Все работают слаженно, четко, большей частью молча. Каждый точно знает что, как и когда необходимо сделать. Того, кто идет на глубину одевают как новорожденного, предельно аккуратно и тщательно. Разглаживают каждую складочку, постоянно спрашивая удобно ли, не надо ли что поправить. Любая мелочь, промашка, могут сыграть под водой роковую роль. Дело в том, что в большинство сухих водолазных костюмов водолаз без посторонней помощи облачиться не может. И помощь эта должна быть квалифицированной.

           Так было, по крайней мере, в начале семидесятых годов, когда я, окончив двухгодичные курсы, получил профессиональные права водолаза-совместителя и личную водолазную книжку. С этими документами заявился в Лабораторию подводных исследований своего института, похвастаться перед приятелями. А приятели были профи высочайшей квалификации.

           Но чем отличается просто водолаз от водолаза-совместителя. Первые, как правило, имеют еще какую-то рабочую профессию: подводного монтажника, сварщика, взрывника и т.д. И с учетом проведенных под водой часов и подводных профессий соответствующую категорию или класс от третьего до первого. Так вот, мои приятели были водолазами высшего первого класса. Однако для научных исследований под водой требовался специалист с высшим образованием (океанолог, геолог, биолог и др.), для чего придумали должность водолаза-совместителя. Это давало право ученому на оплату подводных спусков, признания водолазного стажа и даже досрочного выхода на пенсию.

             Практические занятия на курсах водолазов-совместителей проводились в специальном бассейне военного училища, выпускавшего офицеров подводников (Полное его название: Ленинградское училище офицеров подводного плавания имени Ленинского комсомола). Осваивая премудрости водолазного дела, мы, курсанты, изрядно нахлебались грязной воды, одновременно с завистью наблюдали за тренировками профессионалов. Труднейшие для нас упражнения они проделывали играючи. После морских глубин, бассейн для них был подобием лужи или домашней ванны. Ну а мой опыт пока ограничивался пятиметровой глубиной бассейна и одиннадцатиметровой водолазной башни. Теоретические вопросы разбирались на лекциях и по учебнику И.В. Меринова "Легководолазное дело" (Издание Транспорт, 1965. - 222с.), "Единые правила безопасности труда на водолазных работах" и др. Для души и романтических мечтаний читали книгу Жака Кусто "В мире безмолвия", издания 1956 года.

              В момент моего появления в лаборатории мои приятели дружно маялись бездельем, так как экспедиционные работы на Черном море отложили на месяц. Увидев мои корочки, они дружно загалдели. Мол, это дело надо обмыть, совместив с погружением в естественный водоем.

   - Ты на машине? Спросили они. И получив утвердительный ответ, тут же постановили:

   - Ну, так грузим аппараты, костюмы и вперед. Закуску купим по дороге.
   - Погодите братаны! Куда едем? Сейчас май месяц. По Неве идет ладожский лед и в заливе его полно. Погружаться в таких условиях чистая авантюра.
   - А кто тебе предлагает ехать на залив? Причем тут Нева? Есть места получше. Про голубые озера слышал? Там как раз лед сошел. Вот туда и рванем.
   - Про голубые озера я слышал, но никогда там не был.
   - Не дрейфь! Это не проблема, дорогу покажем, заодно и макнемся в голубую воду. Это наше фирменное место.

                Возражать этим мужикам было бесполезно. Они, как застоявшиеся кони, уже перебирали копытами. Понял, что придется ехать, хотя рассчитывал совсем по- другому отметить получение водолазных документов.

             В багажник моментально загрузили несколько под завязку забитых воздухом аппаратов, гидрокостюмы, несколько махровых простыней, несколько фляжек с медицинским спиртом и мы тронулись. Пару часов поблуждали по лесным дорогам и, наконец, мужики загалдели:

   - Все, стой! Приехали. Вот оно первое озеро. Оно самое глубокое.
   Я вышел из машины и огляделся. Обычное карельское озеро, ничего особенного. Вокруг сосновый лес и ни души. Лед и в правду растаял. Стылая весенняя вода не вызывала никакого энтузиазма. Мужики сноровисто выгрузили снаряжение. Тут же постановили:

   - Ты, Саша под воду не пойдешь. С утра кашлял и сморкался. Продуваться не сможешь. За тобой костер и праздничный стол. А мы втроем макнемся.

   - Юра, тебе, как имениннику, выделяем новый костюм и комплект белья. Все в заводской упаковке. Новье, муха не сидела. Сейчас поможем тебе одеться.

             Для погружений ребята выбрали "сухие" костюмы, марки "Садко". Я был знаком с ними только теоретически. Костюм из ярко желтой прорезиненной ткани состоял из двух частей: штанов и рубахи с наглухо приклеенным шлемом. Чтобы водолаз не замерз, под него одевался комплект водолазного белья из чистой шерсти толстой вязки: кальсоны, свитер, чулки, перчатки и шапочка. Ежась от прохладного ветерка, я натянул на себя белье. Костюм на меня одевали ребята, ибо самому в него упаковаться невозможно. Верхнюю часть брюк и нижнюю часть рубахи надо было скатать в аккуратный жгут. Затем, на жгут надевался специальный резиновый пояс, чтобы он не разматывался и не пропускал воду.

             Кто придумал эту идиотскую конструкцию, мне неведомо. Но явно не ушлый купец из Великого Новгорода по имени Садко. Помнится по детскому фильму - в сказке он разгуливал по дну морскому вообще без всякого водолазного снаряжения. И свободно общался с морским царем и царевнами. Зато костюм, названный его славным именем, был сказочно неудобен в употреблении. Первым делом надо было обжаться - присесть в воде, чтобы выпустить воздух через специальные лепестковые клапаны. Но все равно часть его (воздуха) оставалась в складках белья, создавая излишнюю плавучесть. Чтобы погрузиться под воду, необходимо было надеть грузовой пояс с массой свинцовых отливок. Поднять и застегнуть его на пряжку-самосброс помогли ребята. Только после этого на меня напялили акваланг незабвенной модели АВМ-1М. Шланги присоединялись к шлему через специальное устройство с кольцом, имеющим два фиксированных положения: атмосферный воздух и баллонный. Все эти многочисленные процедуры ребята проделали в предельно сжатые сроки. На то они и профессионалы. Проверив подаче воздуха из баллонов, они надели на меня ласты и подтолкнули к воде с деловым напутствием:

   - Если будет что-то не так - сбрасывай грузовой пояс. Это одно движение, а пояс мы потом найдем на дне - никуда не денется. После сброса пояса тебя вынесет на поверхность. Переворачивайся на спину и переключай кольцо на атмосферный воздух. Все. Будешь свободно дышать, и плавать как поплавок, а уж к берегу мы тебя отбуксируем.

             Ребята стали сами сноровисто одеваться в костюмы, помогая друг другу. А я медленно побрел по мелководью к центру озера. Зайдя в воду по грудь, оглянулся. Ребята уже в полной боевой готовности двигались к озеру. Это меня успокоило: все-таки первый самостоятельный спуск, да еще в незнакомом снаряжении. Я погрузился с головой и, медленно работая ластами, поплыл на глубину. Вода в озере действительно оказалась ярко голубой. И если бы не большое количество взвеси, картина и вовсе была бы фантастической.

           Однако успокоился я рано. Минут через пять почувствовал резкий укол под лопатку. Впечатление было такое, что кожу проткнули ледяной иглой. Стало понятно, что в костюме с гордым названием "Садко" на спине есть небольшая дырочка. Какое-то время тонкая резиновая пленочка еще держала воду, потом прорвалась. А вода в озере, лед на котором только что растаял, была градуса на два-три выше ноля. Короче ледяная. Ощущение было не просто неприятным, а очень болезненным. Я сообразил, что новый гидрокостюм был с дефектом. Естественно на герметичность его никто не проверял. Сие довелось сделать мне в натуральных условиях. Мысленно вспоминая всю известную мне ненормативную лексику, проплавал еще минут 15 - 20. Затем, осознав, что больше таких мучений не выдержу, повернул к берегу. Тем более что ничего интересного кроме голубой воды в поле зрения не попадало. Ни одной рыбки, только ровное илистое дно. На обратном пути с этого дна я подобрал совершенно новый, без пятнышка ржавчины перочинный ножик. Хоть какой-то трофей в утешение.

   На берегу меня встретил Саша. Быстро сняв с меня акваланг, спросил:
   - Что так быстро вылез? Ребята еще плавают.

   - Помоги снять костюм, потом все объясню.
   Стащив с меня рубаху и увидев мокрый свитер, Саша и сам все понял.
   - Ах, тетю вашу, в бога мать! Хотели как лучше, макнуть тебя в новом костюме, а оно вон как обернулось. Не серчай, Георгич, с этой сволочной фабрики частенько брак идет. Ты же видел, у нас все костюмы латанные, перелатанные. И этот латать придется. Никто тебе подлянку не собирался устраивать. Так уж получилось.
   Саша стащил с меня мокрый свитер и немедленно надел сухой.

   - Давай к костру, садись к нему спиной, грейся. Сейчас я тебя еще полечу.
   И он плеснул мне в кружку грамм пятьдесят медицинского спирта.
   - Саня, я не могу. Мне же обратно машину везти. Не дай бог ГАИ остановит.
   - Не спорь! Сам знаешь, от переохлаждения только этим и спасаются. Или воспаление легких хочешь поиметь? Так я не позволю!
   - Но ГАИ...
   - Сказал не спорь! До отъезда еще далековато. Плотно поешь, и запаха не будет. Кроме того, я одну объездную дорогу знаю, где ментов отродясь не было. Гарантирую.


   Ребята вылезли из воды где-то через час. Узнав в чем дело дружно заматерились.

   - Ну надо же, первый спуск и тот через одно место. Однако, это настоящее боевое крещение. Молодец, что не запаниковал! Теперь ты нашего роду-племени. Поздравляем, экзамен выдержал достойно.
   - Тут же под картошку с тушенкой мне налили еще 50 грамм. С мотивацией надо обязательно чокнуться. После сытной обильной еды, даже намека на опьянение я не чувствовал. Добрались до института мы благополучно. Там мне в лаборатории приготовили крепчайший кофе, и только поле этого разрешили отогнать машину в гараж.

           Второй раз опуститься под воду в этом гребанном костюме "Садко" мне довелось в Охотском море. По программе научно-исследовательских работ мы установили на десятиметровой глубине специальную мачту. Она бала довольно высокой и метра на три торчала над поверхностью воды. Сверху донизу, как рождественскую ёлку мачту обвешали разными приборами и датчиками. Свирепый тихоокеанский шторм её изрядно расшатал. Мачту надо было срочно закрепить, так как через пару дней по прогнозу ожидался не менее сильный шторм, и все это хлипкое сооружение могло просто рухнуть. Перед началом работ выяснилось, что наш штатный водолаз Слава простудился и под воду идти не мог. Остальные мои коллеги, такие же, как я водолазы-совместители ни в какую не желали лезть в ледяную охотскую воду. Пришлось мне, как начальнику экспедиции показать пример самоотверженности. Что собственно предстояло сделать? Забить поглубже в грунт расшатавшиеся колья (куски толстой арматуры), а затем потянуть растяжки из стальных тросов соединявшие колья и мачту специальными струбцинами. Колья забивались тяжелой кувалдой с металлической ручкой, струбцины проворачивались гаечным ключом.