Память сердца

Юрий Бахарев
На смерть Валеры Сатрапинского

Сегодня получил сообщение от друзей, что в возрасте 76 лет скоропостижно, от кровоизлияния в мозг, скончался мой друг и одноклассник по Электротехническому  факультету ВМИОЛУ им Дзержинского капитан 1 ранга Валерий Сатрапинский.

В 1966 году,  я проходил стажировку на АПЛ К-3 и по её окончанию, командир БЧ-5 Зайцев В.В. предложил мне после окончания училища прийти к ним в экипаж на должность командира электротехнической группы.

А не задолго до окончания дипломного проекта, мне предложили должность инженера – электрика на новейший 705 проект, АПЛ третьего поколения. Я, с радостью, согласился, а с мыслью послужить на К-3 распрощался.

  Менее чем через год, АПЛ К-3, под командованием капитана 1 ранга Степанова, вышла на боевую службу в Средиземное море, имея на борту 4 торпеды с атомным боеприпасом.
   Командиром электротехнической группы на К-3 был назначен мой одноклассник Валера Сатрапинский.

Ночью 8 сентября 1967 года, на 56-е сутки похода, северо-восточнее Фарерских островов в 1-м отсеке возник пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда.

Спальное место командира электротехнической группы было во втором отсеке. Но когда, незадолго до начала аварии, Валера Сатрапинский, отстояв свою вахту, пришел отдыхать, то место оказалось занятым. Он не стал будить спящего. Ушел в восьмой отсек, и, благодаря этому, остался жив. А все спящие погибли.

Своё видение дальнейшего развития аварии описал мне сам Валера Сатрапинский:
«Аварийная тревога меня застала в 8 отсеке ,это был голос помощника командира Лескова А.Я. В считанные секунды я оказался в 4 отсеке и доложил в ЦП Тот час услышал голос В.В .Зайцева «Всем одеть ИДА и ИСП». Лодка шла на всплытие, штормовое море сразу дало о себе знать : лодку стало качать продольно , т е появилась килевая качка .

В этот миг я услышал команду Лескова включит вытяжной вентилятор , который установлен в 4 отсеке, на носовые отсеки. Моряки быстро выполнили команду и открыли задвижку между 3 и 4 отсекам при включении вентилятора дым 2 и 3 отсеков хлынул в 4 отсек т.к. вода еще не успела сойти из ходовой рубки.

Командир ПЛ Степанов Ю. Ф. при открытии рубочного люка разбил голову и потерял сознание. Живучестью лодки командовал В.В.Зайцев , ему периодически при потери сознании мичман Луня М. надевал противогаз. Командир БЧ 5 решил затопить первый отсек через уравнительную цистерну, но чтобы лодка не нырнула в глубину приказал вывалить носовые горизонтальные рули. И это сразу почувствовали мы через сильные удара волн в рули…

Буквально в первые минуту Лесков А.Я. потерял сознание и по команде из ПЭЖ Некрасова Ю.Н мне передали его через люк третьего отсека и я на своей спине отнес высокого , крепкого телосложения Лескова А…

В седьмом отсеке бессменно нёс вахту Г.Н. Борисов мой наставник по специальности на этой лодке. Большинство электриков погибло в носовых отсеках. Наши беды на этом не закончились в аварийных отсеках был поврежден трубопровод воздуха высокого давления и поэтому огонь возобновлялся.

В третьем отсеке на переборку второго отсека накладывали мокрые одеяла , чтобы как-то сбить температуру. Буквально перед пожаром В.В. Зайцев напомнил Михнину В.-старшине команды электриков включить печи дожигания водорода и произвести замеры плотности электролита и он добросовестно выполнил эту работу и оказался плененным в отсеке и последним доложил из поста СПС.

Через сутки нас встретили корабли и спасатель, и сразу стало легче на душе. Правда, мы отказались от замены резервным экипажем и настояли на том ,чтобы корабли ушли на безопасное расстояние от нас…

На комиссии после этой аварии меня спросили, что бы я хотел в дальнейшем, и я попросил служить там, где я стою на штате.
Наш командир Степанов Ю.Ф. когда прибыл на К-3 после ремонта, потерял сознание во втором отсеке. Я помню тот запах горелого мяса , его не перебила даже свежая покраска .

Меня перевели на другую лодку, где заместителем командира по политической части был В.П. Некрасов в последствии член Военного совета Черноморского флота вице адмирал. Я сходил еще в одну автономку, хотя был негласный приказ с экипажа К-3 в автономки не посылать, но я настоял на своём и мне разрешили.

 Откровенно говоря, поход для меня был напряженным, я автоматически даже во сне чувствовал все изменения курса и глубину погружение ПЛ , что бы быть готовым мгновенно оказаться на боевом посту .

Позже, меня перевели служить в г. Николаев, где на судостроительном заводе, как военпред, я занимался спасательными судами СС «Алагез и Эльбрус».

 К сожалению, эти уникальные спасатели атомных подводных лодок, с мощной подъёмной системой выдвижных ферм, и уникальными подводными аппаратами, способными опускаться на глубины до 4000 метров, в девяностые годы превратились в груду металла. Как и «Березина», и многие другие корабли и подводные лодки.
 
Много лет спустя я встретил в Севастополе капитана 1 ранга Степанова Ю.Ф. Мы замерли в какое то мгновение потом обнялись по братски, правда многое не успели сказать , я спешил на корабль чтобы выйти в море на испытание.
С В.В.Зайцевым мы встречались в Николаеве и в Москве, и сохранили дружбу до сих пор."


Валера Сатрапинский был на удивление светлым и контактным человеком. Последние годы, не менее раза в неделю, мы общались с ним по Скайпу. В сентябре 2016 года на 50-летие выпуска он приехал из Нижнего Новгорода, своего родного города, куда он уехал жить после демобилизации.
На заставке фотография с праздничного банкета по случаю 50-летия выпуска.
На ней слева на право: Дима Скороходов, Саша Сысоев, Валера Сатрапинский, Лидия и Юрий Бахаревы.

 Почти до конца жизни Валера продолжал работать в городском военкомате, сумел издать сборник своих стихов, который стал для меня  доброй памятью об этом светлом человеке, и замечательном морском офицере.

ПАМЯТЬ
Вы нас простите ,забывших ваши лица ,
За флот, что нами был любим,
Навеки вставшие у входа в нашу Лицу
Вас не вернувшихся из северных глубин.

По старшинству в строю златом застыли:
Горшков , Каморкин. Ганин и Смирнов
И имена других, которых не забыли
В домах отцовских ,русских городов.

В домах , где память как в углах иконы,
С годами ставшие прообразом святых,
А жизнь идёт безжалостным законом
На смену нам прислали молодых

И снова кинофильм «Звезда балета»
Вихрастый лейтенант , усевшись под столом
Он на экран глядит как в детстве без билета,
Смотрели мы в далеком и былом.

Я там сидел в ту роковую дату,
Ещё не зная ,что спустя лишь час,
Всем здесь сидящим как солдатам,
Придется жизнь отдать спасая нас.

Вам не пришлось гул рыданий,
И женский плач среди угрюмых скал
Глаза родных, надгробные страданья,
И голос сына, что отца искал.

Он не нашел ,но всё ещё не веря,
Пытался в люк подлодки заглянуть,
Он говорил что папа там за дверью,
Вы помогите мне его вернуть.

Он обещал ,он дал мужское слово,
Что как вернётся едем на Урал,
Но кто-то неуместно и сурово
Сказал вдруг : « Боцман объяви аврал».

Года прошли, сравнялись грани боли,
Но память не могу никак унять,
Когда в тот миг, помимо нашей воли,
Заставил в жизнь поверить БЧ-5 .

Мы слышали по громкоговорящей
Спокойный голос : Всем одеть ИДА»,
А из второго лавою горящей,
В центральный пост врывалась к нам беда.

И может тех спокойных слов хватило
Преодолеть Свой страх он нам помог ,
Пришла надежда и вернулась сила,
И стойкость за такой короткий срок.

Готов я был рвануться в пекло боя,
Неудержимой поступью морской.
Что б рядом быть с тобою Малер Толя,
Став мощной заливающей рекой.

Что б из пожара вышел ты веселым,
А командир в огне не падал в забытье,
Что б матери не лили слёзы в сёлах,
И горестным их не было жильё.

Что б над планетой в летний вечер грозы,
Давали влагу золотым полям ,
Что бы мужчины красочные розы
Дарили женам , сёстрам , матерям .

Сатрапинский В.П., 8 сентября 1977 год
г Николаев