Корабль Адмирала Ансона

Вячеслав Прытков
                К О Р А Б Л Ь     А Д М И Р А Л А     А Н С О Н А.

У  Англии, как  и  у  всякой  морской  державы, есть  свои  знаменитые  корабли, сохранённые  до  наших  дней. Достаточно  вспомнить  корабль  Г. Нельсона  «Виктория», чайный  клипер  «Катти  Сарк», крейсер  «Белфаст»  и  другие. К  сожалению, безжалостное  время  не  пощадило  известный  линейный  корабль  «Центурион», о  котором писатель  и  политик  Вайнтроп  Сэржинт  привёл  следующие  слова: «Даже  «Виктория»  Нельсона  не  была  таким  известным  и  почитаемым  кораблём  среди  английских  моряков, как  старый  «Центурион». Название  судна  как  нельзя  лучше  соответствующее  ему, действительно  на  деле  оправдывало  себя. Подобно  центуриону – командиру  сотни  в  римской  армии, всегда  занимавшему  место  в  первом  ряду, «Центурион»  на  море  стал  флагманским  кораблём  не  менее  знаменитого  адмирала  Джорджа  Ансона  (1697 – 1762), прозванного  «Отцом  флота». Адмирал  был  славным  командиром  и  сделал  очень  много  для  флота  и  моряков. Среди  его  революционных  преобразований: создание  классификации  военных  кораблей, единой  формы  морской  одежды, корпуса  морской  пеходы  и  нового  морского  устава. Джордж  Ансон  был  командиром  «Центуриона»  с  1737  по  1744  годы. На  нём  он  совершил  кругосветный  переход  в  1740  -  1744  годы, став, таким  образом, пятым  английским  мореплавателем  после  Ф. Дрейка, Сэра Т. Кавендиша, У. Дампьера  и  В. Роджерса.
История  корабля  «Центурион»  начинается  с  Королевских  верфей  Портсмута. Корабельный  мастер  Джозеф  Аллайн  стал  его  создателем. 17  февраля  1729  года  поступил  заказ  на  постройку  судна, а  закладка  «Центуриона»  произошла  9  сентября. В  январе  1733  года  он  был  построен  и  послужил  королевскому  флоту, как  военный  корабль  36  лет. Знаменательно, что  постройка  «Центуриона»  пришлась  на  время, когда  портсмутские  верфи  являлись  передовыми  в  Англии. Опытный  Джозеф  Аллайн  много  лет  создавал  конструкции  нескольких  десятков  новых  кораблей  самых  различных  типов -  от  яхт  до  линкоров. При  постройке  «Центуриона»  он  гарантировал  точность  воспроизведения  судна  специально  нанятыми  для  этой  работы  опытными  плотниками.
Корабль  создавался  по  разрядной  классификации  «парус  линии»  («sail  of  the  line»). Его  разряд  составлял  номер  «4». Под  номером  разряда  подразумевалось, как  много  орудий  могло  устанавливаться  на  строящиеся  корабли. Так, к  примеру,  корабли  1 – го  разряда  несли  100  пушек, 2 – го  -  90, 3 – го  от  70  до  80, 4 – го  - от  50  до  60. Корабли  «парус  линии»  использовали  морскую  тактику  «линии  боя», когда  они  выстраивались  в  одну  линию,  атакуя  вражеские  суда. «Центурион»  стал  деревянным  трёхмачтовым  двухпалубным  линейным  кораблём. Орудия  располагались  на  верхней  и  нижней  палубах, экипаж  насчитывал  345  человек.
Свой  первый  поход  в  Португалию  «Центурион»  совершил, имея  на  борту  изобретателя  первых  в  мире  морских  часов  Н1  (Harrison  One)  - Джона  Харрисона, который  испытывал  их  в  плавании. Эти  часы  позволяли  определять  местонахождение  корабля  в  море.  Под  командованием  Джорджа  Ансона  корабль  в  1737  -  39  годах  осуществлял  охрану  английских  торговых  судов  у  берегов  Западной  Африки,  о. Барбадос, Западной  Индии, Чарльстона, Южной  Каролины.
После  объявления  военных  действий  с  Испанией  для  захвата  испанских  колоний  в  Америке  «Центурион»  возглавил  эскадру  английских  кораблей, отправившихся  в  поход  в  1740  году. Это  кругосветное  плавание  стало  тяжёлым  испытанием  для  корабля. В  районе  печально  известного  мыса  Горн  «Центурион»  попал  в  жесточайший  шторм. Огромная  волна  накрыла  его, ударив  в  бок, но  судно  не  опрокинулось, хотя  все  на  борту  уже  посчитали  себя  погибшими. Второй  грозный  водяной  вал  сильно  накренил  корабль, и  опять  «Центурион»  остался  на  плаву, благодаря  хорошей  мореходности  и  мастерству  экипажа. Затем  страшный  удар  молнии  прошёлся  по  верхней  палубе, сразив нескольких  моряков. Этот  шторм  рассеял  корабли  эскадры, два  из  них  повернули  обратно.
Неутешительные  выдержки  из  судового  журнала  самого  Джорджа  Ансона  говорят  сами  за  себя: «8  мая  1741  года….Сильные  повреждения  кораблю  приносят  опасные  порывы  ветров, постоянное  ожидание  момента, когда  они  совсем  сломают  мачты, трудности  в  установке  такелажа, закреплении  вант, взятии  марселей, всё  это  сильно  беспокоит, вместе  с  цингой  и  каждый  день  сокращает  наши  души  на  6, 8  и  10 ….»
«1  сентября  1741  года. Командуя  эскадрой, я  уходил  из  Англии, имея  на  кораблях  почти  5  тысяч  человек, а  сейчас  подавленных  морально  и  измученных  физически  только  2  тысячи, и  многие  из  них  очень  слабы  и  беспомощны..»
Однако, не  смотря  на  трудности  и  лишения  группировке  Джорджа  Ансона  удалось  12  ноября  1741  года  добиться  большого  успеха – захватить  перуанский  город  Пайту. Морякам  досталась  крупная  добыча, а  в  результате  дальнейших  побед  на  море  удалось  значительно  её  увеличить. В  июне  1743  года  Ансон  уже  перечисляет  захваченное: «112  мешков  серебра, 6  сундуков  серебра, 72  сундука  риалов …..»
На  борт  флагмана  Д. Ансона  перешли  оставшиеся  в  живых  экипажи  других  кораблей  его  эскадры. При  переходе  из  Акапулько  в  Манилу  «Центурион»  встретил  испанский  галеон  «Нуэстра  сеньора  де  Кавадонга»  и  сразился  с  ним. Имевший  значительно  меньшее  число  пушек, «испанец»  оказал  яростное  сопротивление, но  вынужден  был  сдаться. Захваченное  в  этом  бою  золото, серебро  и  драгоценности  пополнили  и  без  того  богатую  добычу  англичан. Прекрасный  художник – маринист  Монтегю  Доусон  (1890 – 1973)  запечатлел  это  сражение  на  своей  картине.
Адмирал  Д. Ансон  привёл  свой  «Центурион»  в  Англию. Доставленные  на  родину  сокровища  явились  слишком  дорогой  ценой – из  кругосветного  перехода  вернулись  лишь  около  200  человек. Добыча  едва  умещалась  в  32  повозках  и  совершила  путь  из  Портсмута  в  Лондон. Это  значительно  пополнило  королевскую  казну.
Пришло  время  для  «Центуриона»  покинуть  строй  действующих  военных  кораблей  королевского  флота. В  1769  году  он  был  списан  и  оказался  в  Чэтмэнском  доке. Его  носовая  фигура – пятиметровый  деревянный  лев  в  стойке, некогда  украшавшая  флагманский  корабль, стала  уже  исторической  ценностью  после  бережного  снятия,  заняла  своё  место  на  суше. Эту  реликвию  известного  корабля  провезли  через  всю  страну, чтобы  народ  Англии  вспомнил  о  былых  славных  днях  службы  «Центуриона». Члены  королевской  семьи  придавали  большое  значение  кораблю  в  истории  нации. Георг  III  подарил  реликвию  герцогу  Ричмонду, который  разместил  её  у  входа  в  свою  резиденцию  Гудвуд  Палас  в  Суссексе. Позднее  герцог  передал  её  Вильяму  iV, поместившему  фигуру  у  подножия  королевской  лестницы  в  Виндзорском  замке. Через  некоторое  время  она  оказалась  в  Гринвичском  госпитале, в  специальной  памятной  палате  Адмирала  Ансона. В  1871  году  фигуру  перенесли  из  госпиталя  на  площадку  Морской  школы, где  она  оставалась, пока  время  и  неустойчивая  английская  погода  совсем  разрушила  её, неповреждённой  осталась  лишь  одна  задняя  лапа  льва, её – то  и  перенесли  в  родовое  имение  Адмирала  в  Шугбороу  на  стену  веранды  особняка.
Специально  подаренная  Д. Ансону  Адмиралтейством  памятная  модель  корабля  и  сейчас  украшает  один  из  залов  морского  музея  в  Гринвиче. Мелкие  вещи  и  предметы  с  «Центуриона»  находятся  в  личном  кабинете  самого  Адмирала  в  Шугбороу. Это, пожалуй, и  всё, что  осталось  от  некогда  знаменитого  линейного  корабля  «Центурион»,  верно  послужившего  старой  доброй  Англии.

19  августа  2017  г.                Вячеслав  Прытков.