Проза. ру и французская пекарня

Ящик Инструментов
Ирина Антипина
http://www.proza.ru/2016/11/24/1836               

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ...


Проза.ру – «крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации произведений», а читателям – дающий право выбора: читать или не читать…

За более чем трехгодичного пребывания на Проза.ру у меня накопилось достаточно впечатлений как автора, так и читателя, чтобы поделиться и с теми, и с другими…
Начну издалека… Чтобы написать любой текст, а тем более, литературное произведение, «изводишь, – как писал мой любимый с юности поэт, – единого слова ради тысячи тонн словесной руды»… Тяжелое, должно быть, это дело: столько тонн «перелопатить», «перекидать», не надорваться, да и не ошибиться. Как же выбрать из «словесной руды» то единственное «слово», которое верно проиллюстрирует твою мысль и поможет точно донести её до читателя?

Некоторые торопливые авторы, после того как поставят последнюю точку в своем тексте, сразу же выкладывают его на Прозу.ру. Почти, как пирожки или сдобный торт из печи: раз - и на стол, ещё горячими. А читатели надкусывают эти «пирожки» и морщатся: горячо же, язык можно обжечь, губы…

А если пирожки в середине сырые, непропечённые, тогда хорошая хозяйка их назад, в печь вернёт: пусть дойдут, прожарятся. И начинка тогда будет в самый раз, и корочка, хрустящая… Но это хорошая хозяйка. А мы? Зачастую нам лень лишний раз  прочитать текст, поработать над ним, что-то поправить, изменить. Трудиться – одним словом… Вот и получаются наши «пирожки» несъедобными: ни самому не съесть, ни другого угостить…

Дать бы пирожкам полежать немножко в сторонке, пусть бы чуть-чуть остыли, пропитались запахом сдобы, устоялись. Тогда и есть можно. А ещё хорошо бы  пройтись по ним пекарской кисточкой с маслицем или яичным белком смазать. Тогда они вообще заблестят, поманят румяными, лакированными бочками. Руки и язык уже не жгут: тёпленькие, мягонькие…

Ан, нет: так и норовим мы наш шедевр, пирог непропечённый на суд читателю выложить: «На, читай!». А читатель-то уже накушался, его не проведёшь. Только глянет одним глазком - и дальше, листать другие страницы Проза.ру, другими пирогами потчеваться. Зачем ему непропечённые изделия?
Или споткнётся наш читатель на первой строке, увидев корочку пригоревшую, и вообще есть не станет. Ищет он на Прозе и пропечённое, и не подгоревшее, и с начинкой вкусной и полезной…

Но оставим лирику, давайте разбираться, с чего начать, какое тесто замесить. Следовать за потоком сознания, записывать все, что придёт в голову, рассказывать о «текущем моменте», успехах в садово-огородных делах, ссорах с женой или просто пересказывать услышанный накануне анекдот?.. Может, мы хотим поведать читателю о своих проблемах или поделиться своей радостью?

А нужны ли ему наши радости и проблемы? У него и своих хватает. К тому же для этого существуют социальные сети. А наш портал – литературный…

Следуя за потоком сознания, мы зачастую забываем, что любое, даже маленькое произведение должно иметь определенную цель: просто развлечь читателя или поделиться с ним своими сокровенными мыслями, научить чему-то или предостеречь, и в чем, как бы спорно это сейчас ни звучало, ИДЕЯ произведения?

Когда мы разберемся с этими вопросами, можно подумать и о названии. Избитая фраза, что придумать НАЗВАНИЕ  и первую фразу рассказа сложнее, чем написать сам рассказ, до боли верна. Название – это как пароль: поймёт читатель, о чём речь или заинтригованный названием прочитает лишь до середины, и, не найдя ничего, о чем заявил автор  в названии, отложит чтение в сторонку и побредёт к другому автору, искать другие названия.
«Как яхту назовёшь, так она и поплывет». Кто из нас, написав, на наш взгляд, совершенно замечательный рассказ, не удивлялся, что читатели обходят его стороной, а иной текст, слабый, неинтересный, вдруг привлекает за день десятки человек. Почему? Что здесь не так? А дело в названии, которое прошло мимо сознания читающего человека, не удивило и не зацепило его.

Но перейдём к содержанию нашего текста. Нужен ли ПЛАН? Если это большое произведение (повесть или роман), то план обязателен. Кто не согласен со мной, пусть первым бросит в меня камень. Даже план небольшого рассказа необходим, он позволит чётче выстроить концепцию, расставить акценты, выделить отдельные моменты сюжета. Он не обязательно должен состоять из пунктов и подпунктов (я и сама, работая над рассказом, так не делаю), но отдельные фразы, выстроенные в определенном порядке, небольшие зарисовки и даже случайные мысли, записанные во время обдумывания рассказа, могут заменить классический план и значительно облегчат работу над произведением.

Кто из нас не знает, что в основе любого сюжета почти всегда лежит КОНФЛИКТ? Задача автора разрешить этот конфликт так, чтобы читатель поверил сочинителю, посочувствовал героям, переживал (или не переживал) за них или наслаждался  умением автора разрешить этот конфликт, расставив все точки над «i». Но для того, чтобы это случилось, автору нужно и характеры героев выписать достоверно, и наделить каждого героя своей, особой  речью, присущей только ему; не плодить шаблонных героев, которых так много, к сожалению, развелось на нашем телевидении, в нескончаемых любовных и детективных сериалах, а создавать характеры индивидуальные, запоминающиеся.

И вот здесь очень важны ДЕТАЛИ, подробности: можно полстраницы исписать, рассказывая о событии, характере или сфере деятельности героя, а можно два-три штриха и вот он – наш герой, как на ладони. Помните, у Тургенева в «Отцах и детях» в описании одного из братьев Кирсановых: «одинокий крупный опал на руке», «тугие воротнички рубашки» или руки Базарова – красные, обветренные… Аристократ и разночинец…

Однако груда подробностей, зачастую ненужных, необязательных тоже присутствует в произведениях наших авторов. Здесь важно почувствовать, что за этими подробностями спрятано, что они дают нам в понимании характера героев, оправданы ли или представляют собой лишь балласт, скучный и утомительный.

Нужно помнить, что ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ в любом произведении имеет не только смысловую нагрузку, но еще и эмоциональную. А мы часто в своих произведениях пренебрегаем не только художественными деталями, но и другими выразительными средствами: образными сравнениями и определениями, МЕТАФОРАМИ, перифразами,   чем обедняем текст, который становится без них невыразительным, скучным.

Именно совокупность художественных деталей и средств выразительности речи делает произведение действительно литературным, не позволяет скатываться к банальному пересказу событий и пустому изображению явлений. И тогда любое произведение становится понятно и интересно читателю. Как говорил классик: «Надо, чтоб читатель воспринимал образы автора сразу, как удар, а не задумывался над ними, не соображал: «Как это?..»

…А что же наш пирог, что ещё сделать, чтобы он достойно украсил обеденный стол радушной хозяйки. Конечно, ударная ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА, эдакая вишенка на торте, как в рассказах О.Генри, где в последней фразе – вся соль его небольших произведений...