Олона

Владимир Цвиркун
– Бабушка Оша…
– Вижу, о чём просишь меня.
– А как это?
– Чувствую, Олона. Взрослеешь ты и хочешь узнать то, что тебе рано знать.
– А когда  наступит пора?
– Сама почувствуешь и даже увидишь.
– Странная ты, бабушка Оша. И почему не хочешь открыть мне тайну…

Прошла продолжительная полярная зима, и наступила весна.
– Бабушка Оша, у меня появилась кровь.
– Не бойся. Так надо, Олона. Вот ты и созрела. А завтра я расскажу тебе что-то.
– Не буду спать, чтобы скорей подошло утро.
– Спи, быстрей и незаметней пройдёт время.

Когда Олона проснулась, то в яранге витал запах варёного оленьего мяса.
– Встала, внучка?
– Уже открыла глаза. Мне какой-то сон непонятный приснился.
– Расскажешь его вечером. А сейчас – пища.
– А ты расскажешь…
– Сначала еда, Олона. Твои мысли быстрее оленей. Ешь.

 Прибежав с улицы, нетерпеливая девчонка снова легла в тёплую постель из шкур. Бабушка Оша подала ей горячее мясо. Олона ела и вопросительно смотрела на свою воспитательницу.
– Сейчас подойду, – ответила старая женщина на нетерпеливый взгляд из угла жилища.
– Я подожду. Вон сколько переждала.

– А теперь слушай. На нашей земле не всегда было так много снега и холодно. Когда-то здесь жили совсем другие люди. Они ходили по высокой траве среди удивительно красивых цветов. Они имели всё, кроме одного.
– Чего у них не было, бабушка Оша?
– Они не знали любви.
– А они улыбались, бабушка Оша?
– Не было у них семей, не было любви между собой. Вот они и не улыбались. Но однажды сразу стало очень холодно. Всё живое погибло. Осталось лишь одно племя, от которого идёт наш род.
– А как появляется любовь, бабушка?
– Это сложно, внучка, объяснить.
– Может, я пойму. А?

– Ещё моя бабушка говорила мне так: когда энергии сердца и головы соединяются, то в человеке появляется душа. Когда душа поёт, тогда и появляется любовь.
– Ой, я теперь буду петь всегда. А где душа у людей?
– Этого никто не знает.
– А, может…
– Душу человек чувствует, когда в ней есть любовь. Её не купишь за оленей, её нельзя подарить, нельзя украсть. Она живёт всегда.
– А у меня это будет?
– Будет. Обязательно будет. Прошу тебя, Олона, не торопись. А то в суете и не заметишь её прихода.
– Бабушка Оша, а когда жили те люди?
– Ты видела возле яранги лежат большие гладкие кости?
– Да.
– Это бивни мамонтов. Когда жили эти огромные лохматые животные, тогда и жили те люди. Погибли они, потому что жизнь без любви не имеет смысла.