Шедевр на гаврилов-ямском холсте

Инна Коротаева
     В июне прошлого года в ленинградском Эрмитаже была варварски повреждена знаменитая картина Рембрандта «Даная». Ее судьба загадочна, овеяна легендами. Написав «Данаю» в 1636 году, художник не расставался с нею двадцать лет, пока вместе со всем остальным имуществом она не была продана кредиторами с аукциона. Это была единственная из картин, к работе над которой художник вернулся десять дет спустя после написания и внес в нее значительные изменения.

     И вот случилась трагедия – «Даная» была сильно повреждена, полотно облито кислотой. В экстренном порядке в Ленинграде для спасения картины была создана государственная комиссия во главе с президентом Академии художеств СССР Б. С.  Угаровым. Лучшие музейные специалисты, реставраторы, эксперты – химики взялись за устранение повреждений. Проделан большой объем исследовательских работ, поверхность картины изучена в рентгеновских лучах, сделаны ультрафиолетовая и инфракрасная съемки, расшифрованы многочисленные шлифы красочного слоя и грунтов (об этом рассказывала газета «Известия» от 13, 14 марта).

     Но основные работы еще впереди. И для нас, ярославцев, важна такая деталь. Специалистов беспокоило, не проникла ли кислота под живопись и грунтовку, в авторский холст, на который еще в прошлом веке дважды подклеивали новую ткань – так укрепляют ветшающее полотно. Картину раздублировали, удостоверились, что холст Рембрандта в безопасности, кислота на него не попала. И дублировали на новый холст, изготовленный на гаврилов-ямском льнокомбинате «Заря социализма».
На льнокомбинате «Заря социализма» есть единственный в стране участок, где ткут суровое льняное полотно для театральных декораций, для произведений художников. Производство этих холстов – давняя традиция гаврилов-ямских текстильщиков. Трудно даже установить, когда начали здесь  выпускать холст  трехметровой ширины, который до сих пор называют «репинским». Огромным спросом пользуются у художников холсты артикулов 09131 и о-132 – мелкого и крупного переплетения. Гаврилов-ямские холсты использовали при реставрации картин Дрезденской галереи, с их помощью создана Севастопольская панорама.

     Выпускают эти холсты ткачихи Н.Н. Гуныгина, Н.И. Давыдова, В.Н. Куландина, обслуживают десять здешних бесчелночных ткацких станков помощники мастеров Н.Н. Горожанин, А.А. Игнатьев, М.Р. Локтев. Коллектив носит звание участка высокой эффективности и культуры производства.

     Директор льнокомбината Ю.А. Фомин, отвечая на наши вопросы, сказал: «Известие о том, что в спасении «Данаи» приняли участие и гаврилов-ямские текстильщики, вызвало в коллективе чувство особой гордости за свой труд. Полотно «Зари социализма» давно завоевало популярность у потребителей, а холст для «Данаи» - такая отличная визитная карточка, о которой впору мечтать каждому коллективу».

     - Мы поставляем эту продукцию в два адреса – Художественным фонтам СССР и РСФСР, - рассказывает начальник отдела сбыта льнокомбината Л.П. Давыдова. – Года полтора назад, еще до трагедии с «Данаей», мы получили письмо из Эрмитажа с просьбой выделить ему сверх плана 200 метров сурового полотна. Просьбу хранителей бесценных сокровищ мы выполнили. Не исключено, что именно холст из этой партии сочли возможным использовать реставраторы шедевра.

     - Мы сами работаем на гаврилов-ямских холстах, - сказал народный художник РСФСР ярославец  Ю.И. Семенюк. – Высоко ценим их качество. Представляем, как много трудностей встало перед реставраторами «Данаи». И наши ткачи вложили свой труд в уникальную операцию. С нынешних дней «Даная» будет жить на гаврилов-ямском холсте. Именно он по своему качеству и переплетению оказался аналогичным рембрандтовскому. При дублировании картины всегда требуется материал сходной структуры.

     Авторитетные эксперты в связи с делом о повреждении «Данаи» назвали ее стоимость – 10 миллионов рублей. Но ничем, никакими денежными суммами нельзя измерить эстетическое воздействие шедевра на поколения его поклонников и ценителей. И сейчас есть полная надежда, что в скором времени «Даная» снова займет свое место среди сокровищ Эрмитажа.

     Северный рабочий, 21 марта 1988 г.
Для коллажа использованы фото:
http://1yar.tv/files/old_news/02february2012/LNOKOMBINAT.png https://kprf.ru/images/67548-2.jpg