3. Иероглифы из бумаги. Оригами. Миссионерское зер

Александр Черенков
 
В отличие от японских островов  в  Китае  бумага появилась чуть ли не на пятьсот лет раньше, а уже в 6-7 веках н.э., стала совершенно привычным делом. Уже ходили бумажные деньги. Они назвались фей-тянь (летающие монеты). Примерно в это же время в Китае появляются бумажные книги, бумажные поделки типа вееров, ширм и даже бумажных игрушек.

Известна старинная бумажная китайская игрушка под названием «джонка».(Эту игрушку специалисты считают предвестницей "оригами") Одним словом, к моменту появления бумаги на островах для Китая бумага как материал для письма и поделок давно растеряла свою новизну.

Миссионеры буддизма из Китая показали японцам этот новый материал. Они демонстрируют, что на нем можно не только рисовать, но и из него можно создавать разные поделки.

Конечно, по понятиям цивилизованных китайцев, их окружали дикари. Однако они, не показывая вида, рассчитывали «окрестить» их в свою веру (буддизм). Аборигены говорили на непонятном языке, ничего общего не имевшем с велико-ханьской речью.
   
Задача  установления однозначных контактов оказалась весьма сложной.

 Представим себе, что миссионер произносит некое слово. Что это такое, никто из учеников не может догадаться. Чтобы объяснить, миссионер по привычке берёт бумагу и рисует иероглиф, наивно полагая, что так будет понятнее.
 
Аборигены с интересом смотрят на то, как ловко у него это получается, но по-прежнему ничего не понимают. Тогда миссионер сознательно берет именно квадратик бумаги, произносит слово «фан» и пишет иероглиф «квадрат». Тогда островитянин, наконец, успешно сопоставляет одно с другим потому, что появился «посредник» в виде конкретного объекта.

Кстати, о квадрате. Он не зря был выбран в качестве организующего обрамления для иероглифов. В буддистском Китае он был не просто геометрическим объектом, а важным мировоззренческим символом. Он олицетворял землю, смыкающуюся с космосом, пределы которого были бесконечны.

Эту  бесконечность подчёркивает гениальный афоризм Лао-Цзы: «У великого квадрата нет углов». Таким образом, в дзен-буддизме  квадрат  - это воплощение вселенной и одновременно необозримые возможности созидания. (Для сведения. Именно поэтому в квадрат вписаны все мандалы  -  священные буддийские изображения. Шахматы, «го», танграм  вобрали в себя тот же квадрат. Игры как бы отражают вечно меняющуюся Вселенную).

Так что столь элементарный объект в нашем рассказе появился не случайно…      
Становится очевидным, что нужен «посредник», роль которого в данном случае выполнял реальный объект – «квадратик бумаги».

Для этой цели не  все предметы подходили.  Некоторые нельзя взять в руку, и даже не к каждому можно подвести, с тем, чтобы озвучить и тут же изобразить. Поэтому возникает масса сложностей при таком обучении.

Остаётся один шаг до изобретения…

http://www.proza.ru/2017/08/17/1120


**********************
А. ЧЕРЕНКОВ. "Два квадрата". Альбом ARSLONGA ТСХР. М., 2013, раздел "Графика", с. 310.