Студенческий дневник - 1

Элла Лякишева
 
    1963 год.
  …После чёрных разочарований вернул меня к вере в жизнь Паустовский, посоветовав ДУМАТЬ, вглядываясь в окружающую жизнь, научиться видеть ХОРОШЕЕ. Вот некоторые из этих дум.
   
  Мысль…Она бывает высокой и низкой, мелочной и возвышенной, грязной или чистой. Конечно, мысль – это абстракт, её не потрогаешь рукой, не ощутишь её запах. Но без неё не было бы человека.

   Человек без мысли – ха-ха! Вот ты сидишь передо мной. Какие у тебя мысли? Проявить бы их на плёнку, озвучить бы душу. Если бы был усилитель УСИЛИВАТЬ мысли, проявлять их волны!..
   
  Или изобрести портативный «мыслефон», фиксирующий мысли собеседника.
Придёшь домой, слушаешь запись на мыслефоне и ужасаешься: ты с ним разговаривал, он говорил одно, а в мыслях – камень за пазухой!

   Всегда ли люди говорят правду? Ведь бывает и так, что выдумка, фантазия становятся суррогатом правды. Вот Максим Горький:
                О правде красивой тоскуя,
                Так жадно душой её ждёшь,
                Что любишь безумно, как правду,
                Тобой же рождённую ложь.
   
   А если не тобой рождённую, сказанную другими, но КРАСИВУЮ? Сказку или ложь? Ложь или правду? Да, люди мечтают, и я вместе с ними мечтаю о всеобщем счастье: «Мы будем жить при коммунизме – через 20 лет!»

Эти слова Хрущёва на большом транспаранте мы видим каждый день в  пролёте входной лестницы института. Сбудется ли это обещание? Станет ли правдой? Для этого надо жить и работать, а не просто мечтать...
 
 «Повесть о жизни» Паустовского: «Я хотел рвать жизнь охапками, как рвут весной сирень, хотел, чтобы мои дни никогда не повторялись и для меня хватило бы всех удивительных людей, стран и событий, какие только существуют на свете».  И я тоже хотела бы так жить!!!

   Паустовский особенный, один из самых близких мне людей! Ни у одного из знаменитых классиков (пожалуй, лишь в какой-то мере у Лермонтова) не видела я такой искренности, идущей из самого сердца! Каждая строка говорит биением его пульса. В каждое слово он вкладывает душу романтика, страстного и чистого.  Я не встречала ни писателя, ни человека благородней его.

     Он не изображает тёмных сторон жизни - это естественное отвращение. Он видит светлое, умеет видеть жемчуг даже в грязи, в обыденщине.  В его руках, в творчестве этот жемчуг сверкает ослепительно и разноцветно, освещая всё вокруг, и в этом свете съёживается и старается втиснуться поглубже дурное и пошлое.

 Я люблю его книги ещё и за то, что они наполнены «дыханием больших пространств», загадочными названиями чужих стран и далёких городов.
         
     Перетрухин (преподаватель) на лекции сравнивает «Степь» Чехова, «Треугольную грушу» Андрея Вознесенского и новый сборник Саши Чёрного, анализирует язык. Есть интересные мысли.

   О Чехове он говорит с восхищением, о Вознесенском – с брезгливой гримасой, выбирает самые парадоксальные, заумные цитаты, чтобы поразить аудиторию и вызвать наше отвращение. Вообще-то я считаю, что не нужно так выдёргивать из текста, нужно быть объективнее.
   
  У Саши Чёрного: «На улице сморкался дождь слюнявый»,  «Безбровая сестра в облезлой кацавейке насилует простуженный рояль»… А ведь у Саши эта  антиэстетичность оправданна – он обличает мещан. И нечего ставить его на колени у ног Чехова: Саша жил в других обстоятельствах, в самой буче …
   
    Лучше прочту Паустовского «Бросок на юг». Как верно он пишет: «Мы ходим по жизни и даже не можем себе представить, сколько трагедий или прекрасных человеческих поступков, сколько горя или героизма, подлости или отчаяния происходило или происходит на любом клочке земли, где мы живём…»!
   
    Да! Надо быть внимательнее к жизни и понять людей!  Далее продолжает: «А между тем знакомство с каждым таким клочком может ввести нас в мир людей и событий, достойных занять место в истории человечества или в анналах великой, немеркнущей литературы».
 
  Он мечтал о создании литературы ЧИСТОЙ СОВЕСТИ И ПРАВДЫ.
    «Чем мы обогащали друг друга? Очевидно, своим любопытством к жизни, ко всему, что происходило вокруг, любовью к земле, к своей стране, своему народу, любовью очень кровной, простой, вросшей в сознание тысячами самых мельчайших корней».
 
   Вспоминаю лекцию, читая лирические отступления из поэмы  Вознесенского «Треугольная груша». Вообще-то здорово написано! Ритм, рифмы, образы – необычно, захватывает, поражает! Например, «Гитара»:
                Меж перца и малаг
                Под небом модных хижин
                Костлявый, как бурлак,
                Певец был юн и хищен.
                И огненной настурцией,
                Робея и наглея,
                Гитара, как натурщица,
                Лежала на коленях.
               Она была смирней
               Чем в таинстве дикарь,
               И тёмный город в ней
               Гудел и затихал,

   А вот другое, например  «Первый монолог (в духе битников):
            Лежу, бухой и эпохальный,
            постигаю Мичиган.
            Как в губке, время набухает
            В моих веснушчатых щеках.
   
   Талантливо! И Перетрухин его оскорблял несправедливо. Хотя, если честно, некоторые строки звучат странно, мягко говоря.