Бессмертный полк

Сергей Александрович Горбунов
В классах  бурно обсуждали новость, сказанную директором школы. Собрав всех в актовом зале, она объявила, что их учебному заведению доверена честь: возглавить на праздновании Дня Победы колонну «Бессмертного полка». Они, ученики школы №5, должны постараться и, по утвержденному управлением образования  стандарту, изготовить портреты тех, кто в их семьях участвовал в Великой Отечественной войне.
- Это задание, директор подняла руку с вытянутым пальцем, словно собираясь кому-то погрозить, – очень ответственное и почетное. Поэтому, все должны постараться, и оформить портреты наилучшим образом,  чтобы школа была на высоте. Как  все сделать – расскажут классные руководители. Но, к первому мая портреты должны быть готовы. Сказав это – директор отпустила учеников и педагогов, предоставив им  осмыслить и обсудить ее слова.
Все это Максим пересказал дома за ужином, заметив,  что мама и бабушка как-то странно переглянулись и почему-то стали говорить  о  соседке, тете Свете, мужа которой положили в больницу с сердечным приступом.
Решив, что его не поняли, Максим вновь начал рассказывать о том, что ему, для портрета, который он понесет в колоне 9 мая,  нужна фотография родственника – участника Отечественной войны.
После его слов – на  кухне наступила тишина,  которую, вздохнув, прервала бабушка.
- Нет у нас, внучек, таких. Мою маму, а твою прабабушку, муж бросил сразу же после моего рождения. И она не знала: куда он уехал и что с ним стало. И воевал он или нет. Замуж я вышла после войны за твоего дедушку Колю, который был сирота и воспитывался в детском доме. У него не было родни, а в войну он, как и я, был, малолеткой.
- Но, у моей мамы был же муж, мой папа, а у него – дедушка, который, наверное, воевал! – мальчик начал нервничать.
- Был, – как-то горестно ответила бабушка. – Но  он, когда мама выходила замуж, уже умер и мы о нем ничего не знаем. И вообще – твой  папа, и его родные, в нашем городе уже восемь лет не живут.
- А как же мне быть с портретом? – Максим силился сдержать слезы. – Весь класс будет нести своих героев, а лишь я один окажусь с пустыми руками? Надо мной все смеяться будут!
…Сказав это, шестиклассник, всхлипывая, выбежал из-за стола и уединился  в своей комнате. Туда же заспешила и мама, после чего  бабушка, по обрывкам фраз, поняла, что та, объясняет Максиму превратности жизни. Одни гибнут на войне или умирают раньше срока, другие, бросая семьи, идут другой дорогой и уходят далеко, далеко. В итоге: и те, и другие обрывают все связующие нити с теми, с кем были раньше. И не его, Максима, вина в том, что у него нет прадедушки.
Потом внук сел доделывать уроки, и бабушка успокоилась, что неприятный разговор, всколыхнувший прошлое, угас сам собой.
…Все оставшиеся до майских праздников дни Максим ни разу не вспомнил о портрете. Да и мама с бабушкой старались ему о нем не говорить, чтобы не травмировать ребенка. Но, по их наблюдениям, задание: чтобы все  ученики школы сделали портреты родных – участников  Великой Отечественной войны – не обошло их сына и внука. Он задерживался после уроков или уходил к кому-либо из товарищей, а на вопросы отвечал, что помогает им делать портреты.
Так и наступил День Победы. Максим убежал в школу, а мама и бабушка тоже засобирались на  площадь, чтобы посмотреть, как будет проходить праздник. У них, как и у немалого числа других жителей города, никто не воевал на фронтах той страшной войны, и они не оплакивали своих близких, оставшихся навечно в тех краях, где шли бои. Тем не менее, каждый год, они, хотя лишь  косвенно опаленные войной, шли на эту площадь к обелиску, чтобы в скорбном молчании помянуть не вернувшихся с полей сражения  и сообща разделить горькую память страны.
После речей, салюта из автоматов и марша оркестра – по  площади двинулись, вначале театрализованные колонны, изображающие эпизоды войны, а затем и «Бессмертный полк».
- Наташа, смотри! – Максимова бабушка вцепилась в рукав плаща дочери. – Наш то, идет с портретом.
…Дочь и сама уже увидела сына, сосредоточенно шагающего с краю колонны и прижавшего к себе древко портрета какого-то мужчины в танковом шлеме. Тот улыбался на фронтовом фото, но взгляд был серьезный и цепкий. И Наталье даже показалось, что у Максима что-то есть схожее с чертами лица этого танкиста.
Колона ушла, и женщины тихо пошли домой, каждая думая о чем-то своем. Вскоре, вместе с портретом, пришел и Максим.
- Кто это, внучек? – бабушка показала рукой на фото.
- Наш однофамилец – Потапов Федор Сергеевич. Он, подбив 12 вражеских танков, погиб на Курской дуге и получил звание Героя Советского Союза. – Сказав  это, школьник прижал к себе портрет.
- А откуда он родом? – теперь в разговор вступила мама.
- С Дальнего Востока. С Комсомольска на Амуре. Мама и бабушка, вы не сердитесь на меня. У всех есть участники войны, а у меня нет. Я его портрет и рассказ о нем в книжке нашел. Мне в фотоателье пересняли и увеличили фотографию до нужных размеров. А портрет и древко я сделал сам, – последнюю фразу школьник произнес с нескрываемой гордостью.
- А деньги на фотоателье где взял? – в голосе  Натальи  проявилась строгость.
- Так вы же мне с бабушкой на школьный буфет даете, вот я и сэкономил. – И тут же без перехода Максим начал просительно канючить. – А можно – мы  его своим родственником будем считать? Я каждый год стану на парад 9 мая с ним ходить. Может быть, у него  никого из родных уже нет, а мы, Потаповы, о нем не забыли.
- Максимушка, – голос бабушки был какой-то неуверенный. – А вдруг в школе узнают, что он – не наш родственник… Не дай Бог еще и ругать тебя начнут…
- Не будут! – голос мальчика окреп. – Я  не сказал в школе, что Федор Сергеевич – Герой. Просто – прадедушка танкист-орденоносец. К тому же я прочел, что сейчас есть лозунг: «Никто не забыт, ничто не забыто». Вот и я, и вы с мамой, – теперь  тоже будем помнить нашего однофамильца. А может быть и родственника. Бабушка же сказала, что муж ее мамы куда-то ушел, а куда – она не знает. А может это он?
…На вопрос Максима взрослые не отметили. Молчал и танкист на портрете. Он лишь улыбался радостно, как это делают люди, у которых впереди долгая и счастливая жизнь.