Что такое искусство и зачем оно нужно

Пётр Вакс
(написано в 2005 году для книги)

Что это такое – искусство? Никакие определения не дадут полной ясности.
В русском языке, скажем, это слово происходит от ИСКУС, или ИСКУШЕНИЕ. Интересно, что только в русском слова "искусство" и "художник" звучат по-разному. Сравните:
Английский язык: искусство – art, художник – the artist.
Итальянский: искусство – arte, художник – artista.
Французкий: искусство – l'art, художник – artiste.
Сербский: искусство – уметност, художник – уметник.
Последнее определение нам близко, так как родственно слову "уметь", а "умелый" уже практически соприкасается с "искусный". Но, впрочем, все эти наблюдения неконкретны. А различные словари и энциклопедии тоже поют каждый на свой лад.
Одни сообщают, что искусство – одна из форм общественного сознания, отображающая действительность в художественных образах. Другие утверждают, что оно – средство познания и изменения жизни, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. Третьи настаивают: искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.
Четвертые (БСЭ) вообще разделяют искусства на изобразительные и неизобразительные. К первым они относят живопись, скульптуру, графику, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трехмерных объемов (скульптура), либо путем их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). К неизобразительным искусствам эти словари относят архитектуру, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности.
Обратимся к истокам. Толковый словарь В. Даля сообщает: "Искуство – принадлежность искуснаго, искусность; знанье, уменье, развитая навыком или учением способность; ветвь или часть людскаго образования, просвещения; мастерство, требующее большаго умения и вкуса. Изящныя искуства, все художества. Искусничать, мастерить, работать что, требующее искуства".
Что тут скажешь? Каждое определение верно, и с каждым можно слегка поспорить. Мне хочется говорить в основном об "изящных искусствах" и "художествах". О живописи, с которой мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Искусство тем и прекрасно, что оно создается избранными, а принадлежит всем. Мы пытаемся понять созданное мастерами, приближаемся к их видению мира.
Нам вовсе не обязательно самим быть творцами, это невозможно, но стараться проникнуть в суть творения, приблизиться к его пониманию – в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, тем лучше для нас. Искусство многолико и вечно, но, к сожалению, оно не всегда влияет на нас без участия нашей воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Нужно захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на нас, простых смертных.
Человек рождается, живет и познает мир, играя. Для игры характерно создание человеком в пространстве и времени той картины мира, которая дает ему ощущение полноты жизни. Играющий человек выражает себя в свободной деятельности, называемой игрой. От игры так же, как от искусства, люди получают удовольствие.
Что такое игра? Это модель реальности, слепок с нее, взаимодействие с ней, тренировка – чтобы усваивать законы жизни, перебрать всевозможные варианты отношений с действительностью и выбрать наиболее приемлемую для тебя стратегию поведения. То же и искусство: и модель, и тренировка, и игра. В произведениях искусства тоже созданы более-менее приближенные к реальности модели жизни, и с произведением, постигая его, можно поиграть. Во всяком случае, такую игру предлагает нам художник, каждый свою.
Как и в искусстве есть своя магия, о чем мы уже много раз говорили, так и в игре. Достаточно вспомнить гадания на картах, "Игрока" Достоевского и других игроков. И игра, и искусство происходят из одного древнего корня. Что есть мифы и сказки, описания старинных обрядов и ритуалов, как не игры – со своими установленными правилами, ходами и стратегиями, тактикой и выигранными призами? Здесь религиозная теория происхождения искусства смыкается с игровой: скажем, ритуальный танец перед охотой служил для "проИГРывания" предстоящего события и попыткой повлиять на его благополучный исход.
Детство играющего человечества всякий раз повторяется в детстве каждого ребенка. Мальчики играют в солдатиков и проигрывают ситуации, когда солдаты умирают в сражениях или побеждают. Девочки "наказывают" кукол, которые "не слушаются", одевают в разные одежды, выпрашивают у родителей мебель для куклы и подруг. Игра приближается к реальности. Произведение искусства – игра, которую оно предлагает, один из возможных срезов мира для попытки зрителя приспособить его к себе, представить, что было бы, если б мир был таков, как на картине.

Для чего необходимо искусство?
Забавный вопрос, не правда ли? Но ответить на него не так просто, как кажется на первый взгляд. Однажды в юности мы общались с ребятами. Когда уже все выпито и съедено, а денег больше нет, тянет поговорить. Всерьез был поставлен вопрос – зачем нужно искусство? И так же всерьез обсуждался. Ниспровергатели основ находили все больше аргументов в пользу того, что искусство никому не нужно, ничего реально полезного оно не приносит. Договорились даже до того, что искусство – это инопланетный вирус, занесенный к нам на Землю с целью эксперимента. У защитников же искусства серьезных аргументов не находилось, один сплошные междометия и мычание – дескать, ну как же... вот... без него же...
Да что говорить, если даже классики, и то!.. "Всякое искусство совершенно бесполезно", – сказал Оскар Уайльд. Правда, еще добавил: "Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению".
А как насчет влияния искусства на наши переживания? Необходимость переживать заложена в нас на генетическом уровне, тут уж ничего не поделаешь. Давным-давно, в те времена, когда все мы лазали по деревьям, адреналин постоянно бурлил в нашей крови. Покоя не было ни на секунду, чуть зазевался – и стал жертвой естественного отбора. Мы созданы молниеносно реагировать, взрываться бурей эмоций – рыдать и хохотать, кипеть от гнева или судорожно сжиматься от страха. Созданы-то созданы, но наша обычная трудовая и прочая жизнь бедна эмоциями, анемична и обесцвечена. Нам постоянно не хватает чувств, а свято место пусто не бывает: появляется алкоголь, наркотики, поиски безумных приключений и опасностей на свою голову.
Вывод первый: ИСКУССТВО ПОМОГАЕТ УТОЛЯТЬ СЕНСОРНЫЙ ГОЛОД .
Должно ли искусство правдиво отражать реальность, или помогать убегать от реальности в вымысел? Вечный вопрос! Есть много прекрасных художников, показывающих мир правдиво: абсурдным и бессмысленным, враждебным, разделенным на противоречивые части, жестоким и беспощадным к человеку. Чем правдивее такие картины мира, тем они печальнее, тем больше они оставляют зрителя наедине с самим собой несовершенным, трудной судьбой и тяжелой ношей повседневности. Мы подозреваем, что человек достаточно нагружен реальностью бытия, и ему нужно утешение, сказка и ложь. Чем сложнее становится жизнь, тем больше хочется простоты, отвлечения и развлечения.
Вывод второй: ИСКУССТВО УТЕШАЕТ, ОТВЛЕКАЕТ И РАЗВЛЕКАЕТ.
Искусство способно создавать необходимые нам иллюзии. Оно может внушить нам веру в справедливость, которой в жизни так мало. Грубая правда жизни в искусстве, о которой мы и так все знаем, делает существование невыносимым. Нужна сказка, где справедливость торжествует, злодеи наказаны и есть любовь. Нужно искусство с его целебным воздействием, нужен источник положительных эмоций, иначе где их еще взять?
Вывод третий: ИСКУССТВО – МОЩНЫЙ ИСТОЧНИК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. ОНО СМЯГЧАЕТ ВСТРЕЧУ С РЕАЛЬНОСТЬЮ.
Допустим, с утешением у нас все в порядке и душевное равновесие в норме. И дом у нас наполнен таким комфортом-перекомфортом, что наружу выходить не хочется: невидимый дизайн аудио-пространства, всяческие удобства в виде камина и системы "умный дом", которая сама тебе чуть ли не кофе в постель подает, и вообще выполняет все желания. И в офисе – все то же самое плюс мгновенная связь со всем миром и мебель со встроенной клавиатурой. И ездим мы на каком-нибудь суперовом джипе с бортовым компьютером, кондиционером и всей современной музыкой в аудиосистеме. И мобильник наш – причудливая смесь модема, калькулятора, диктофона и телевизора. И одеваемся мы от лучших дизайнеров мира, и во всех уголках глобуса уже побывали.
Все есть? Вроде бы все, а радости нет. Почему?
Потому что душа, эта загадочная субстанция, все требует чего-то. Ей подавай новых впечатлений, она изменчива и капризна. Оказывается, душу, в отличие от дома и офиса, необходимо наполнять постоянно... Тут мы и обращаемся к искусству: только оно способно бесконечно удовлетворять наши эстетические чувства. И тащим в дом вначале все, что под руку попадется, становясь постепенно из простого подражателя моде настоящим ценителем искусства.
Вывод четвертый: ИСКУССТВО НАПОЛНЯЕТ И ДУШУ, И ВСЕ, ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ СМЫСЛОМ, РАДОСТЬЮ И УДОВОЛЬСТВИЕМ.
Тысячи лет человечество наблюдает себя глазами художников. В музеях и галереях мы можем видеть образцы древнего искусства. Древнегреческие скульптуры и фигурки говорят нам о вкусах их создателей и их религиозных взглядах. Картины художников разных направлений рассказывают нам об их душевных переживаниях, об отрицании каких-то основ и царивших в те времена общественных настроениях. Никакие летописцы так не расскажут, и никакие книги не сохранятся так долго. Наблюдать и пытаться понять искусство художников прошлого – значит воспринять их духовный опыт, услышать их голос.
Вывод пятый: ИСКУССТВО – КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Для чего нужно понимание искусства, спросите вы? Чтобы быть успешными в жизни, как ни странно это прозвучит.
Человек, в отличие от многих животных, рождается слабым и беззащитным, и остается таким многие годы. Один из самых могучих инструментов самозащиты, подаренный нам природой для компенсации – наш мозг и его способность понимать, объяснять происходящее. А понимая, предвидеть. Если вы учитесь понимать художников и прошлых эпох, и современных – вы тренируетесь в понимании друг друга и всего мира. Понимание и предвидение событий, поступков, тончайших взаимосвязей всего со всем помогает достигать наибольших успехов в жизни.
Вывод шестой: ИСКУССТВО УЧИТ ОБЩЕНИЮ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ПОНИМАНИЮ МИРОУСТРОЙСТВА.
Из всех искусств самое благородное – медицина, сказал когда-то Гиппократ. Тем самым он давным-давно намекнул современным врачам на возможность объединения искусства и медицины. Но, как ни странно, медики намека долго не понимали, и лишь недавно появились такие термины, как искусствотерапия, или, по-иностранному, арт-терапия. Используя мощное воздействие искусства на человека, пациента, чтобы вылечить его наилучшим образом, теперь предлагают отвлекать от мыслей о его болезни с помощью приобщения к кладезям мирового искусства либо собственноручного творчества. Лечение искусством начинает занимать в комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека, достойное место. И сегодня арт-терапия применяется все более широко. При помощи искусства появляются новые оздоровительные, извините за выражение, технологии.
Вывод седьмой: ИСКУССТВО ЛЕЧИТ И ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ.