Гражданин мира. Леонардо да Винчи

Сергей Избора
В юности ему приснился сон, будто он стоит перед входом в пещеру и, вглядываясь в ее глубину, пытается постичь тайну мерцающих в темноте огоньков.
И всю дальнейшую жизнь он стремился познать то, что находится за пределами видимого мира, за пределами человеческих ощущений.
Он был ученым, художником, скульптором, архитектором, анатомом, военным инженером, музыкантом и поэтом.
Он хотел преумножить все области человеческого знания; он был и остается од-ним из титанов, рожденных эпохой Ренессанса. Гражданин Мира – Леонардо да Винчи.



Щит из хамелеонов и ящериц

В кайнозойскую эру, в четвертичный период, в послеледниковую эпоху, 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, возле небольшого городка Винчи, расположенного между Флоренцией и Пизой, в семье потомственного нотариуса Пьеро да Винчи появился на свет незаконнорожденный ребенок. К чести отца, мальчика оставили в доме, где он получил достойное начальное образование.
Юный Леонардо обладал пытливым умом, крепким телосложением и необычайными для своего возраста способностями: он великолепно разбирался в математике, прекрасно играл на лире, выразительно пел и замечательно рисовал. К сожалению, у мальчика не было хорошего учителя латыни, и Леонардо так и не достиг успехов в этом универсальном для того времени языке науки.
Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, отец отнес несколько набросков Леонардо своему давнему приятелю – прославленному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа дель Верроккио. Рисунки юного Леонардо настолько поразили именитого мастера, что он безоговорочно принял талантливого подростка в свою флорентийскую мастерскую.
Вазари, автор жизнеописаний великих художников итальянского Возрождения, приводит характерный эпизод периода ученичества Леонардо. Однажды отец принес в дом круглый щит и попросил сына украсить его декоративной лепкой. Заказ этот исходил от знатного и обеспеченного горожанина. Леонардо немедленно приступил к работе. Он принес в дом множество ящериц, хамелеонов, омаров и, пристально вглядываясь в их со-членения, вылепил из гипса на поверхности щита причудливое, фантастическое существо. И отец, и заказчик поначалу оцепенели от вида этого странного чудовища, но затем оценили и мастерство, и неудержимую фантазию молодого художника. Впоследствии эта работа была приобретена за крупную сумму миланским герцогом.
Верроккио оказался настолько талантливым педагогом,  что вскоре его ученик стал вровень с мастером, а затем и превзошел его в технике живописи и рисунка. Сам Верроккио не чувствовал зависти, напротив, он не только радовался совпадению интересов и вкусов, но также видел в своем воспитаннике будущего сотрудника.
В 1472 году Леонардо получает звание мастера живописи и вступает в гильдию художников. Этим же годом датируется его первая картина – «Благовещение», написанная, скорее всего, совместно с Верроккио.
Иллюстрация: Благовещение
«Портрет Джиневры де Бенчи» (ок. 1478) – полностью самостоятельная работа Леонардо. Мягкая, присущая только ему светотеневая моделировка делает этот, впоследствии бесцеремонно обрезанный снизу портрет, одним из лучших в живописи итальянского Возрождения.
В том же, 1478 году художник пишет «Мадонну с цветком», более известную как «Мадонна Бенуа». В этой небольшой по размеру картине Леонардо применяет разработанный им метод «сфумато» – принцип рассеяния, при котором предметы на его полотнах не имеют четких границ: они размыты как в реальной действительности и плавно перетекают из одного в другой. Отныне линия в живописи уходит на второй план, а главной составляющей живописного произведения становится «дымчатая светотень».
В 1481 году мастер получает большой заказ: написать картину «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато. Однако эту работу ему не суждено было закончить – в 1482 году Леонардо покидает Флоренцию и переезжает в Милан.


Военный консультант герцога «Моро»

Миланом в этот период правил герцог Людовико Сфорца, прозванный за смуглый цвет кожи  – «Моро», что означает «Мавр». Леонардо в своем рекомендательном письме позиционировал себя не столько живописцем, сколько военным инженером, архитектором-проектировщиком, гидравликом и создателем декораций для придворных увеселений.
Почти двадцать лет, проведенные при дворе миланского герцога были наполнены самыми разнообразными занятиями. Леонардо этого периода – анатом, теоретик живописи, изобретатель небывалых механизмов, сочинитель ребусов и басен, музыкант, автор научных трактатов и, конечно живописец и скульптор.
До настоящего времени дошли почти семь тысяч листов с рисунками и записями Леонардо – листов, полных тайн и загадок, листов написанных по-особому, справа налево и в зеркальном отображении. Эти записи поражают глубиной мысли и силой провидения великого человека. Он пытается познать  анатомию, обосновывает теорию перспективы, проектирует механизмы, которые будут созданы только в двадцатом веке – танки, парашюты, дельтапланы, подводные лодки и водолазные костюмы. И во всех записях присутствует мысль о том, что из всех областей творческой деятельности человека главная область  – живопись. Живопись, по мнению Леонардо, дает в руки того, кто ей владеет, подлинную власть над природой и является высшим деянием человеческого гения.
В 1483–1494 годах мастер пишет «Мадонну в гроте» – картину, которой суждено было стать явлением в итальянской живописи. Совершенная по композиции работа Леонардо стала провозвестницей нового искусства. До Леонардо живописцы «покрывали» поверхность холста или доски плоскостным изображением. Великий мастер «прорвал» пространство картинной плоскости, применив метод линейной перспективы. Взгляд уносится в просветы меду скал, скользит по фигурам персонажей. Сами же персонажи полны особой «леонардовской» таинственности. Загадочные полуулыбки героев картины исполнены глубокого, непостижимого смысла и создают настроение приобщения к некой тайне, которая представлена перед зрителями в пространстве грота.
Иллюстрация: Мадонна в гроте
Следующая картина «Портрет Чечилии Галлерани» или «Дама с горностаем» (ок. 1490) – своеобразный гимн изящества и красоты. Контуры женской фигуры со зверьком ритмически повторяются во всей композиции портрета, а приглушенный колорит вызывают ощущение гармонии и совершенства.
1490 годом датируют и замечательную картину «Мадонна с младенцем» («Мадонна Лита». Тончайший психологизм и доведенное до совершенства «сфумато» делают эту небольшую композицию подлинным шедевром мировой живописи.
Но самым значительным произведением Леонарда миланского периода – и, к сожалению не дошедшим до нас в первозданном виде – считают фреску «Тайная вечеря» (1495–1497) в трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие.
Композиционно фреска является иллюзорным продолжением пространства трапез-ной. Идея произведения проста, а ее воплощение предельно лаконично и совершенно. В центре – фигура Христа, только что произнесшего слова о будущем предательстве одного из учеников, по сторонам – фигуры двенадцати апостолов, скомпонованные в четыре группы по три человека. Эта фреска передает бурю эмоций, психологический взрыв, вызванный словами Спасителя. Многие последующие поколения живописцев приходили в восторг от этого произведения, от этой своеобразной энциклопедии человеческих эмоций.
Иллюстрация: Тайная вечеря
К сожалению, время оказалось беспощадным к этому шедевру мировой живописи. Уже при жизни художника фреска стала разрушаться, вследствие того, что Леонардо во время работы экспериментировал с красками. А неумелые реставрации привели к еще большему разрушению красочного слоя. Довершили дело солдаты Наполеона, которые во время оккупации Милана в 1796 году, соревнуясь в меткости, швыряли камнями в головы леонардовских героев.


Гражданин Мира

 В 1499 году французские войска вошли в Милан и власти герцога «Моро» пришел конец. Леонардо срочно уезжает в Венецию, где поступает на службу к Цезарю Борджиа в качестве военного инженера. Именно в этот период он пишет один из самых выдающихся и загадочных портретов в мировой живописи – «Мону Лизу» («Джоконду») (ок. 1503).
Вазари писал об этом величайшем произведении: «Глаза имеют тот блеск и ту влажность, которые постоянно наблюдаются у живого человека… Улыбка, столь приятная, что, глядя на этот портрет, испытываешь более божественное, чем человеческое удовольствие… Этот портрет был признан удивительным произведением, ибо сама жизнь не может быть иной».
Улыбка Джоконды… Сколько поколений ценителей живописи пытались постичь ее неразгаданную тайну! Эта картина вызывала – и вызывает – самые противоречивые чувства: от полного восторга до полного неприятия. Русский религиозный философ начала ХХ века С. Булгаков писал о «сатанинской улыбке, играющей на устах леонардовских персонажей», искусствоведы выдвигали идею, что «Мона Лиза», на самом деле автопортрет самого Леонардо в женском обличии; картину копировали художники всех времен и народов, а авангардисты ХХ века всячески использовали улыбку Моны Лизы в своих инсталляциях.
Композиция картины проста и гармонична. Внимание зрителя акцентируется на лице и сложенных руках. Техника масляной живописи, изобретенная в Нидерландах, позволила мастеру передать тончайшие переходы от света к тени и до иллюзорности смоделировать формы. Странный «неземной» пейзаж за фигурой подчеркивает вневременность портрета. Человек-тайна, человек-загадка, человек-венец Творения – вот один из ключей к пониманию величайшего портрета в истории изобразительного искусства.
В 1503 году, будучи во Флоренции, Леонардо получил заказ на фреску с изображением битвы при Ангиари для зала Большого совета в палаццо делла Синьория. Подобный заказ получил и Микеланджело. Ему было поручено изобразить битву при Кашине. Эти заказы, прославляющие воинскую славу Флоренции, позволили двум художникам продолжить напряженное соперничество, начавшееся в 1501 году. Но ни одна из фресок не была завершена, так как оба художника вскоре уехали из города. Не сохранились и подготовительные картоны – до нашего времени дошли только копии, сделанные другими художниками.  Композиция Леонардо представляла эпизод борьбы за знамя на фоне горного пейзажа.
В 1506 году Леонардо снова приезжает в Милан. Он – признанный мастер, живая легенда и совершенно независимый человек. Современники упрекали Леонардо в том, что он поступает на службу к разным, часто враждебно настроенным друг к другу правителям. Но Леонардо, где бы он ни жил, у кого бы ни работал, всегда сохранял «одиночество вершины». Он был выше мелких земных пристрастий, он был подлинным Гражданином Мира.
Не найдя достойных заказов в Милане, Леонардо в 1513 году переезжает в Рим, пытаясь найти работу при папском дворе. Но в Риме в это время активно творили Микеланджело и Рафаэль, и все основные заказы оказались у них.
К 1513–1517 годам относится одна из последних значимых работ Леонардо «Иоанн Креститель». На картине представлен загадочно улыбающийся человек – последний про-рок ветхозаветного времени и первый пророк времени нового. Он указывает пальцем на крест, предрекая появление Искупителя и Спасителя человечества.
Почтительно принятый в Ватикане, но так и не получивший работы, Леонардо, по приглашению известного мецената и покровителя искусств – короля Франции Франциска I – переезжает во Францию, где тихо и уединенно проводит последние годы.
2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет, в усадьбе Клу, невдалеке от королевского замка Амбуаз, расположенного в долине Луары, уходит из жизни один из величайших людей в истории человеческой цивилизации – Леонардо да Винчи.
Искусство и наука были для Леонардо взаимодополняющими сторонами творческой деятельности, главной целью которой великий мыслитель считал познание окружающего мира.

2012