Случай на перевале

Александр Ряхин
Начало 80-х. Азия. Пустынные горы. Зелени нет. Кругом скалы, ущелья, камни и песок.

Горная дорога поднимается вверх, спускается вниз. Серпантины сменяются относительно ровными участками.

К верхушке очередного перевала идет военная техника, почти две сотни единиц.
Дорога узкая – едва разъедутся два грузовых автомобиля. Слева поднимается вертикальная стена черных скал, справа почти такой же вертикальный обрыв в ущелье, глубиной метров сто.

Подъем крутой. Скорость совсем маленькая, не больше 10 километров в час. Натужно ревут двигатели. Жаркий и сухой летний воздух, смешиваясь с выхлопными газами дизельных моторов, превращается в дрожащее марево. Окна открыты, но дышать все равно нечем…

Я в кабине КрАЗа, в середине колонны. Брезентовый кузов загружен под завязку. Наша машина с трудом тянет два тяжелых двухосных прицепа. Водитель, молодой солдатик, внимательно смотрит на дорогу.

Перед нами еле тащится ГАЗ-53 - хлебовозка, за которой, подпрыгивая на ухабах, дымит полевая кухня.

Большая часть техники уже скрылась за перевалом. До него остался еще с десяток машин.

Вдруг из конца колонны вырывается ЗИЛ-131 – радиостанция, из приданного нам батальона связи, и идет на обгон. Водитель ЗИЛа обгоняет нас и в этот момент с верхушки перевала появляется встречный армейский КАМаЗ. Он стремительно набирает скорость.

ЗИЛу уходить некуда, поэтому он резко берет вправо, подрезая хлебовозку.
Мой солдатик бьет по тормозам. Мы останавливаемся. Хлебовозка съезжает вправо, и повисает колесами почти над самым обрывом.

ЗИЛ снова начинает движение, и в этот момент навстречу вылетает второй КАМаЗ. Пропустив его, ЗИЛ все же скрывается за верхушкой перевала.

Мы стоим. Мой водитель с белым лицом не может пошевелиться.

Впереди из хлебовозки через левую дверь выбираются водитель и начальник продслужбы капитан Каравайный.

Он садится на землю у колеса полевой кухни и трясущимися руками достает пачку сигарет. Я выхожу из машины, иду к нему.

Каравайный, пытаясь прикурить, одну за другой ломает спички – руки его не слушаются, сигарета нервно дрожит в губах. Я забираю у него коробок, зажигаю спичку и даю ему огня.

Сидим молча у машин вместе с водителями минут десять…

Потом аккуратно вырулив от обрыва на дорогу, продолжаем движение.

Через 40 километров привал. Колонна останавливается. Иду искать злополучный ЗИЛ. В кабине водитель, солдат, по всему видно, что он готовится к дембелю и связист - старший прапорщик.

- Вы видели, что натворили на перевале?
- А что тут такого? Мы всегда так ездим.

Вопросов больше нет. Едва не столкнул хлебовозку в ущелье и все ничего. Как с гуся вода…

Потом был разбор «полетов». Но это уже другая история.

Краснодар 10.08.2017г.