Мечта

Игорь Ко Орлов
С благодарностью Михаилу Ф. – увлеченному археологу из Hebrew University of Jerusalem, талантливому гиду по Израилю, поведавшему много интересных археологических историй, побудивших интерес к этой теме.

Опубликована заметка в дневнике от 12 августа об истории создания «Мечты».



Мечта!

Среди высших ценностей человека, таких как смысл жизни, призвание, жизненный путь, мечта занимает, пожалуй, самое важное место.
 
 Мечта! Та самая искра, дающая запал.  Та путеводная звезда,  освещающая жизненный путь.

У каждого мечта своя – большая ли, малая.  Благо не столько в том, что она есть, но сколь верны мы ей, ее осуществляя.


В этом плане  – заветной мечты -  интересна история современного израильского архитектора и археолога Эхуда Нецера. Сколько пришлось ему изучить, сколько догадок проверить, сколько кубометров земли Святой Израильской перекопать для осуществления своей мечты. Но мечта того стоит. Ведь не зря дается. Возможно, таких историй немало. Пусть будет одной из них.


По рождению он звался Эхудом Менцзелем (как штрих, еврейское имя «Эхуд» означает «любимый», «возлюбленный»). Родившись 13 мая 1934 года в Иерусалиме, в семье преподавателей – Иосифа и Фуа - к учебе и образованию относился с интересом, демонстрировал успехи в овладении знаниями. Было и другое, что характеризовало Эхуда -  прикладная сторона, проверка знаний на практике. А еще, наверное, как качества характера, -  упорство и настойчивость, та увлеченность, с которой мог Эхуд доискиваться до интересующих его вещей.

В юные годы Эхуд для благозвучия и исключения ошибок в произношении его весьма непростой фамилии, поменял ее на более простую – Нецер.

Закончив в 1958 году архитектурный факультет Техниона (Израильского Университета Технологий) он работал в 60-70 годах прошлого века в качестве главного архитектора на проектах по реставрации и раскопкам в Еврейском квартале Иерусалима,  в Мишено Шаанаим и Ямин Моше, а, также, разрабатывал планы общественных зданий в Египте. Обычный, наверное, профессиональный путь архитектора.


Два же события оказались ключевыми в открытии призвания  и мечты  Эхуда.

Первое. После окончания Техниона он, по воле случая, попадает в археологическую экспедицию видного человека, основателя израильской археологии Игаля Ядина.

Эхуд раскапывал Масаду вместе с Игалем Ядином, занимался исследованием памятников иродианской и римско-византийской эпох: Кейсарии, Сеффориса, остатков дворцового комплекса хасмонейских царей в Иерихоне, найдя там одну из первых синагог. Игаль заразил его не только интересом к археологии, но и сконцентрировал в направлении «иродианской эпохи» (эпохи иудейского царя Ирода Великого).  Эхуд, как отмечал он позже, испытывал благоговейный трепет, раскапывая строения эпохи этого царя, восторгаясь им как гениальным строителем и архитектором.

Второе. На раскопках в Масаде, Эхуд познакомился со студенткой археологического института – Деворой Дав – ставшей впоследствии его супругой и матерью их четверых детей.


Эхуд глубоко увлекся археологией. А как не увлечься? Она ведь сродни кладоискательству, таинственному и приключенческому. При этом археолог, как тот историк практик, изучающий не только исторические факты, но извлекая из земли их материальные подтверждения (или опровержения). Что сложнее и интересней. Лучше же всех, наверное, про эту работу  сказала Агата Кристи (бывшая замужем за археологом): «Археологи – детективы истории».

Эхуд увлекся археологией настолько, что пошел на второе образование в  Археологический  институт в Hebrew University оf Jerusalem, защитив в 1978 году диссертацию под руководством того же Ядина, сосредоточившись на теме «иродианской эпохи», впоследствии став ведущим экспертом по ней и профессором названного университета.

В 1984 году, после смерти Игаля Ядина, Эхуд Нецер продолжил дело своего наставника, выступив руководителем археологических  раскопок и исследований. Объектом их был Иродион, город – крепость, построенная царем Иродом в 20-х годах до н.э на холме в Иудейской пустыне, в 5 км юго – восточней Вифлеема, и в 15 км южнее Иерусалима. Место для построения города Иродом  Великим было выбрано не случайно. Именно здесь, на этих холмах, он одержал победу над парфянами, дав себе слово в честь победы построить город - крепость. Что и было им исполнено. Ирод дал построенному городу свое имя.

Была сооружена искусственная насыпь на холме, напоминающим кратер вулкана, общей высотой около 100 м. На ней был выстроен грандиозный город. Верхняя часть его, именуемая Верхним Иродионом, включала в себя необычайный, по конструкции дворец. Нижняя, представляла из себя дворцовые постройки, исполненные, в характерном для строений Ирода, комплексном эллинском стиле. Это когда в едином ансамбле соединялись разные по функциям строения -  бани, театры, жилые помещения, водоочистительные сооружения,  и другие.

Эхуд Нецер начинал раскопки в Иродионе с 1972 года. Сначала его команда осуществляла их в нижней его части, Нижнем Иродионе. Там было обнаружено много тайных подземных фортификаций и лазов 2 века нашей эры. Позже, та же экспедиция раскапывала царский дворец в Верхнем Иродионе.


Одной из археологических загадок, очень заинтересовавших Эхуда Нецера, стала загадка нахождения могилы царя Ирода Великого (исторической личности, вошедшей в библейскую историю). По данным историка той эпохи - Иосифа Флавия, Ирод был пышно, богато и торжественно похоронен своим сыном Архелаем в Иродионе в начале первого века эры, но конкретное место захоронения им указано не было. До Ядина и Нецера раскопки в районе Иродиона проводились другими археологами, но никаких существенных находок, а тем более, могилы Ирода Великого, обнаружено не было.

И Эхуд, увидев масштабность решения этой археологической загадки, загорелся МЕЧТОЙ найти могилу древнего правителя Иудеи. С 1997 года, он уже четко и однозначно ставил цель для археологической экспедиции, им руководимой – найти захоронение царя Ирода Великого.

Раскопки, проводимые в течение пятнадцати лет, с 1972 по 1987 годы в Нижнем Иродионе, не позволили определить место возможного захоронения Ирода и построить правильные догадки. С 1987 по 1997 годы раскопки не проводились, так как требовалось получение разрешения на расширение их зоны в Национальном парке, который находился на территории бывшего Иродиона. С 1997 по 2006 годы раскопки были возобновлены и продолжены, но уже в Верхнем Иродионе. Но они тоже не привели к обнаружению загадочной могилы древнего царя.


Энтузиазм, целеустремленность, непреклонный дух Эхуда, с которыми он проводил исследования и раскопки в Иродионе, позволило ему заслужить имя «Индианы Джонс библейской археологии», которое ему дали журналисты и коллеги – археологи. Часть его коллег (или лучше сказать оппонентов) усомнились в достоверности данных историка Флавия, считая, что Ирод мог быть похоронен в своей любимой резиденции у Средиземного моря – Кейсарии или в Иерусалиме или еще где-то, но не в Иродионе (который при жизни он посещал редко). Также слышались предположения, что Ирод, скорее всего, похоронен в какой-нибудь пещере за городом, а не в специальном строении внутри его. Но Эхуд (как он позже говорил на выступлении в Санкт Петербурге в 2007 году) доверял данным Иосифа Флавия, своей интуиции и древним картам. Доверие своей интуиции заключалось в том, что раскапывая очень большое количество построек Ирода Великого, Эхуд стал правильно понимать (как архитектор) гениальную логику его построек. Лучше понимать и еще больше восхищаться ей. Опыт Нецера и его  знания, как  архитектора, очень помогали ему как археологу. Верно, что всякий опыт полезен и применим, если мы умеем его правильно интегрировать в свою общую экспертизу. Эхуд умел.


Искомое, как часто бывает в жизни и науке, находится не там, где его ждешь и не таковым, каковым его представляешь. Так случилось и с раскопками могилы Ирода Великого. Когда, в завершении 2006 года, команда Эхуда пошла новым путем, начав раскопки с другой, северной стороны, на склоне верхнего холма Иродиона, то вскоре,  в конце апреля 2007 года, обнаружили помещение для траурных церемоний, а затем и склеп – мавзолей в виде двухэтажного здания. Первый этаж был выполнен в виде прямоугольного строения, второй был округлым. Мавзолей был очень сильно поврежден. Продолжив раскопки в нем, вскоре Эхуд Нецер и его коллеги обнаружили три саркофага: один из розоватого- красного камня - известняка, размером 2,5 метра, квадратного сечения в основании и треугольной формы крышки (предположительно, царя Ирода), и два саркофага из белого камня (вероятно, членов его семьи). Саркофаги были сильно повреждены, на них отсутствовали надписи, в них не было найдено значимых артефактов, позволяющих идентифицировать царское захоронение: скипетра, короны,   одеяния, каких-то древних письменных документов, сокровищ и драгоценностей и т.д. Но, тем не менее, могила была идентифицирована археологами, как могила Ирода Великого, так как по орнаменту и стилю оформления саркофага полностью соответствовала именно той эпохе. Найдя искомое захоронение, Эхуд был счастлив как ребенок. Нецер сделал заявление об открытии 8 мая 2007 года. При этом он объяснил отсутствие ряда артефактов тем, что мавзолей, скорее всего, был разграблен и осквернен в 60-70 годах 1 века н.э. во время восстаний евреев против римлян самими же  евреями, ненавидевшими жестокого, кровожадного царя Ирода, которого никогда не считали «своим», которого боялись, и которому, даже посмертно, мстили.

Оснований для ненависти и неприятия Ирода было немало.

Первое, он был «не свой», из рода идумеев, а не хасмонеев, представителем низшего, а не высшего еврейского сословия. Он был евреем –полукровкой (мать его, Кипра, была арабской принцессой). Ирод был поставлен во власть римлянами. Евреи считали его римской марионеткой, которая печется лишь о своей призрачной власти, нежели о независимости, достоинстве своего народа и сохранении священных традиций.

Второе или другая стороны Ирода – его злодеяния, коими богата история его правления Иудеей. Ведь, предположительно, по приказу Ирода Великого была проведена резня вифлеемских младенцев мужского пола до 2 лет, во время поиска новорожденного Христа (эпизод, упомянутый и Иосифом Флавием, и в Евангелии от Матфея). Это он, царь Ирод, убил первосвященников хасмонейских, забрав всю власть в свои руки. Убил свою любимую жену Мариамну из рода хасмонейского, и троих детей (одного из них за 5 дней до собственной смерти), подозревая их в заговоре и неверности. Ирод казнил бесчисленное число своих придворных по малейшему доносу и подозрению. Это он, зная, что народ Иудеи может ликовать по поводу его смерти, приказал своей сестре Саломее, во время его похорон собрать в театре и умертвить около 200 еврейских вельмож, чтобы вся Иудея была в трауре. К счастью, она не исполнила приказ почившего брата.

 Подозрительность, мнительность, жестокость Ирода Великого не знала границ. И на фоне их многие его добрые дела блекли. Но таковые были. Он был дальновидным стратегом и политиком, отважным воином. После землетрясения в 30 годы до н.э., Ирод развернул масштабное строительство по всей Иудеи и за ее пределами, в которых проявил свой гениальный креативый ум строителя и архитектора. Во время голода, обуявшего страну в 20-е годы до н.э.,  не имея денег в казне (из-за затрат на строительство), Ирод, продав свои личные украшения, закупил хлеб в Египте и накормил им людей. Ирод построил Второй Храм (после разрушения Храма Соломонова, считающегося Первым). Ирод оставил после себя Иудею  экономически процветающим государством.

Однако чаша злодеяний Ирода явно перевешивала. Потому, ненависть, разрушение мавзолея Ирода и всего, связанного с ним его современниками, вполне реалистичная гипотеза, высказанная Нецером.


35 лет, в общей сложности, искал Эхуд захоронение иудейского царя, копая, исследуя, проверяя догадки, перерыв кубометры земли. 35 лет он следовал своей мечте, которой озарился уже в достаточно зрелые годы, не сразу. Он следовал ей вопреки случающимся разочарованиям и трудностям разного рода, коих за эти годы было немало. Найденное им захоронение не было похоже на то пышное, богатое и величественное, которое он, вероятнее всего, предполагал увидеть. Результаты раскопок не дали стопроцентного подтверждения, что  обнаружена  самая настоящая могила Ирода, но и не было стопроцентной уверенности в обратном. После обнаружения мавзолея и саркофага царя Ирода раскопки были продолжены дальше (возможно для дальнейшей проверки и поиска доказательств) Нецером и его командой. Никаких других захоронений найдено больше не было. Ни им, ни его последователями (Рои Порат, Яаков Кальман и др.).

Вскоре, недалеко от найденного мавзолея  Ирода, командой Эхуда был раскопан другой археологический объект - древний театр «иродианской эпохи» на 400 мест с царской ложей. Так получилось, что этот объект стал последним, обнаруженным Нецером.  25 октября 2010 года Эхуд Нецер неудачно оперся о перила царской ложи театра во время проведения совещания с сотрудниками. Болты крепежа ограждения не выдержали, и он упал с 6 метровой высоты, получив множество переломов. Три дня спустя, 28 октября 2010 года, 76 –летний Эхуд Нецер скончался в израильском госпитале «Адасса Эйн-Керем».


В этом событии увидели и несчастный случай, и таинственно – мистический (поиск и раскопка могил есть древний запрещенный ритуал; нарушение его приводит к смерти, срабатывает проклятие гробниц). А также некоторый фатализм (мечта Эхуда была осуществлена и с реализацией ее, он был призван из этой жизни в вечность). Догадок и мистики можно предположить много. Но что стоит отметить, присмотревшись?

Жизнь Эхуда Нецера была наполнена живым и вдохновляющим смыслом, энтузиазмом, мечтой. А это – не пустое. Он нашел свое призвание, успешно соединив в нем свой разносторонний профессиональный опыт и знания. Вопреки трудностям он был верен своей мечте и следовал ей. Смерть настигла его за любимым делом,  в котором он сумел осуществить (очень ли успешно или не очень) свою мечту.



*На фото – Эхуд Нецер (Индиана Джонс Библейской археологии)